Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"
Описание и краткое содержание "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати" читать бесплатно онлайн.
Дорогие читатели!
Перед вами келейные записи архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) — подвижника XX века, опытно прошедшего путь молитвенного подвига. Работа писалась в конце 50-х годов для узкого круга единомышленников. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть интересен для тех, кто движим стремлением приобщиться к молитвенной традиции отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлено святоотеческое предание об умном делании, обобщенно изложено учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божией.
29
Архимандрит Ефрем Филофейский (род. ок. 1928) — игумен и старец греческого монастыря Филофей на Афоне. Широко известный духовник. Один из ближайших учеников Иосифа Исихаста. Поступил в послушание к старцу Иосифу в 19-летнем возрасте. О. Ефрем активно способствовал возрождению духовной жизни на Афоне во второй половине XX в. после ее кризиса. Возобновитель монастырей на Св. Горе, он основал также около 10 монастырей (мужских и женских) в Америке и Канаде. По приглашению епископов о. Ефрем много ездит по миру, духовно окормляя народ, потому вынужден каждый год на несколько месяцев покидать свою обитель. Афонские разговоры. // Беседа. № 7, 1988. Ленинград — Париж.
30
Георгий Затворник Задонский (монах Стратоник; 1789–1836) — Георгий Алексеевич Машурин, дворянин, кавалерийский офицер, затем — строгий подвижник и прозорливый старец, нареченный в тайном постриге Стратоником. В возрасте 29 лет уволился с военной службы в чине поручика и поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь. По особому произволению Божиему удалился в затвор, пребыв в нем 17 лет вплоть до своей кончины в возрасте 47 лет. Собрание писем Георгия Затворника до революции многократно переиздавалось.
31
1 Кор. 7:23.
32
Здесь, может быть, уместно привести несколько слов из жития свт. Игнатия, дающих представление о его деятельности на духовном поприще в молодые годы: «Архим. Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным старцем-духовником. В 27 лет он уже имел дар принимать помыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью… С 1838 г. круг деятельности архим. Игнатия значительно расширился: он был назначен благочинным всех монастырей Петербургской епархии… Он способствовал расцвету духовной жизни древнего Валаамского монастыря… К о. Игнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. С каждым нужно было побеседовать… Весьма часто приходилось выезжать в Петербург и бывать в домах знатных благотворителей… В душе архим. Игнатий оставался аскетом-пустынником. Он умел при любых внешних условиях жизни… непрестанно совершать Иисусову молитву… В уединенной комнате о. Игнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах покаяния… [Он] весьма различно относился к посетителям, в зависимости от того, с каким расположением души приходили они к о. Игнатию. Его душа обладала особым свойством видеть состояние души других людей. Это особое свойство имеют почти все облагодатствованные люди, люди духа, а не плоти. Архим. Игнатий с одного взгляда постигал душу человека. С окаменелыми он был молчалив. С лукавыми — порой юродствовал. Но с искавшими спасения он был откровенен и беседовал подолгу… Круг знакомых у о. Игнатия был весьма обширен. Епископы, настоятели монастырей, иноки и простые миряне обращались к нему со своими просьбами… Имя архим. Игнатия знали во всех слоях общества». Остается добавить, что свт. Игнатий был непревзойденным знатоком монашества, он обрел редкий опыт, будучи лично знаком с жизнью 31-й обители, которые он сподобился посетить, а в 19-и из них ему довелось подвизаться. Житие свт. Игнатия. // Собрание писем. М–С-Пб., 1995.
33
Схиархимандрит Серафим Глинский (Романцов; 1885–1976) — выдающийся Глинский старец, подвижник молитвенного делания и исповедник. Поступил в Глинскую пустынь в 1910 г. Ученик известных Глинских старцев. В 1930 г. арестован и сослан на строительство Беломорканала. Старец обладал особым даром духовничества, вел обширную пастырскую работу. Имел дар непрестанной умной молитвы Иисусовой. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переехал в Сухуми, где старчествовал, оставаясь до самой кончины духовником при кафедральном соборе. В 1975 г. возведен в сан архимандрита митрополитом Сухумским и Абхазским Илией (позже Католикос всея Грузии). Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М., 1997.
34
Схимонах Иосиф Исихаст, Пещерник, Спилеотис (1898–1959) — выдающийся греческий подвижник, афонский пустынник. «Безусловно, старец Иосиф является одной из самых замечательных духовных личностей нашего столетия. Он показал своей жизнью, что и сейчас достижим тот уровень святости, который был у древних отцов». О. Иосиф — возобновитель вековой исихастской традиции, воспитатель целой плеяды подвижников, послуживших нынешнему духовному возрождению Афона. Сейчас пять обителей Св. Горы находятся под духовным руководством его учеников, среди которых — Харлампий, игумен Дионисиата, Ефрем из Катунакии, Иосиф, старец Ватопеда, Ефрем, игумен Филофея и строитель 10 монастырей в Америке. После кончины о. Иосифа (28.08.59) Филофейский монастырь издал три тома его поучений. Две книги изданы в России в 1998 г. и 2000 г. Встреча. № 1, 1998. МДА; Афонские разговоры // Беседа. №7, 1998. Ленинград — Париж.
35
Схимонах Никодим Карульский — русский подвижник на Афоне. С вопросами об умном делании обращался к преподобному старцу Силуану, который направил его в послушание к известному отшельнику Феодосию Карульскому. Отцы жили вдвоем на крутом обрыве скалы на Карули в строжайшем уединении и посте. После смерти старца в 1937 г. о. Никодим продолжал подвизаться в суровом одиночестве до самой своей кончины в 80-х годах.
36
Имеется в виду преподобный Силуан Афонский (Антонов; 1866–1938).
37
Способ Иоанна Лествичника выражается формулой: «Мысль заключай в словах молитвы» («Лествица», 28:17). Имеется в виду полное осознание смысла молитвенных слов, произносимых с предельным вниманием.
38
См. комментарий № 20.
39
Подробнее об этом см. комментарий № 13.
40
Схимонах Василий Поляномерульский — молдавский старец, наставник и сподвижник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Духовно окормлял несколько скитов в Молдавии, написал знаменитые «Предисловия» к творениям Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского.
41
Преподобный Силуан Афонский (Антонов; 1866–1938) — канонизирован Константинопольской и Русской Церквами. Полвека подвизался в обители св. Пантелеймона на Афоне. Не имея личного наставника-старца, шел в одиночестве трудным и опасным путем внутреннего подвига. Рано получил необычайно высокую меру благодати и дар самодвижной молитвы, после чего в течение 15 лет вел непрестанную жесточайшую брань за бесстрастие. В те годы он спал сидя, один-два часа в сутки урывками — по 15–20 минут, все ночи и все силы отдавая Иисусовой молитве. Великий молитвенник, схимонах Силуан в молитве о всем мире духом проживал трагедию современного человечества. С 70-х годов известны случаи многочисленных исцелений от главы преподобного на Афоне и от части мощей, находящейся в Великобритании.
42
Схимонах Афанасий Площанский (Захаров; †1825) — дворянин, бывший ротмистр гусарского полка, с 30 лет подвизался в Нямецком монастыре. Известный старец, один из близких учеников и постриженник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Наставник прп. Макария Оптинского. После 7-и лет жизни в Нямце пребывал во Флорищевой пустыни, Гороховском монастыре, Белобережской и Площанской (с 1815) пустыни, где и почил (17.10.1825). «Служил примером для всей братии, ибо был кроток, милостив и сострадателен, принимая каждого с любовью. Несмотря на все свои немощи, никогда не оставлял церковной службы и келейного правила. Находился в духовном общении со старцем Паисием (Величковским)». Архим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. Оптина пуст., М., 1997 — с. 333.
43
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов; 1788–1860) — великий Оптинский старец. Имел своим наставником схимонаха Афанасия (Захарова) — ученика прп. Паисия (Величковского). Затем был послушником и сподвижником прп. Льва Оптинского. Под влиянием о. Макария возникла целая школа российских издателей и переводчиков духовной литературы, благодаря ему были изданы уникальные рукописи и переводы прп. Паисия. Старец руководил духовной жизнью монастырской братии, окормлял сотни и сотни верующих, посещавших Оптину пустынь. На исповедь и благословение к нему приезжали А.К. Толстой, И.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев. Вел обширнейшую переписку. По свидетельству очевидцев, «лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им; оно сияло духовной радостью». Старец мирно почил (7/20.09.1860) через час после принятия Святых Тайн. Житие прп. Макария. // Прославление в лике святых... Оптина пуст., 1996.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"
Книги похожие на "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"
Отзывы читателей о книге "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати", комментарии и мнения людей о произведении.