» » » » Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати


Авторские права

Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати

Здесь можно скачать бесплатно "Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Издание Красногорского Успенского храма, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати
Рейтинг:
Название:
О молитве Иисусовой и Божественной Благодати
Издательство:
Издание Красногорского Успенского храма
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-901452-01-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"

Описание и краткое содержание "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати" читать бесплатно онлайн.



Дорогие читатели!

Перед вами келейные записи архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) — подвижника XX века, опытно прошедшего путь молитвенного подвига. Работа писалась в конце 50-х годов для узкого круга единомышленников. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть интересен для тех, кто движим стремлением приобщиться к молитвенной традиции отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлено святоотеческое предание об умном делании, обобщенно изложено учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божией.






В письме к знакомой монахине святитель пишет: «Относительно правила вашего, нахожу нужным, чтоб вы читали как кафизмы, так и каноны, равно и молитву Иисусову, произносили слова помедленнее, напрягая больше внимание, чтоб ни одно слово не было произнесено без внимания»{321}. Многие, говорит в своих поучениях свт. Игнатий, произносят Иисусову молитву «с величайшею поспешностью, заботясь только о исполнении положенного числа их [молитв]. Таким образом моления они не допускают молитве проникнуть в сердце и произвести свойственное ей действие, заключающееся в умилении… Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась… Напротив того, внимательную молитву можно уподобить благотворному дождю, орошающему засеянное поле… При поспешном чтении вниманию нет места. Молитва, лишенная внимания, лишена сущности своей, лишена жизни. Тогда бывает она подобна телу, оставленному душою, — не благоухает она смирением, не восходит к Богу… Доставим нашей молитве два свойства: внимание и покаяние… Эти два свойства имела молитва блаженного мытаря. Проникнутый сознанием своей греховности, он не находил в делах своих никакой надежды на получение спасения, видел эту надежду в едином милосердии Бога»{322}.

Свт. Феофан в письме к известному валаамскому подвижнику — схимонаху Агапию пишет: «Скорое читание заученных молитв, конечно, нехорошо; а ведь это же в вашей же власти; как заметите это, прекращайте и начинайте читать неспешно. Мера для читающих молитвы по молитвеннику или на память: имейте понимание и сознание читаемого, так читайте, чтоб все читаемое сознаваемо было. Этим и скорость определяйте»{323}.

Говоря о вредоносной спешке, расстраивающей молитвенное дело, уместно вспомнить слова великого молитвенника — праведного Иоанна Кронштадтского: «Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чем говорит, а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью, и в то же время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце после каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском…

Если я молюсь устами или читаю, то многие слова не ложатся на сердце, я двоюсь, лицемерю; устами выговариваю одно, а на сердце другое; уста говорят истину, а сердечное расположение не согласуется со словами молитвы. А если я молюсь внутренне, сердцем, то, не обращая внимания на выговаривание слов, я сосредотачиваю его на содержании, на силе их, приучая сердце постепенно к истине, и вхожу в то самое расположение духа, в каком написаны молитвенные слова, и таким образом приучаюсь мало-помалу молиться духом и истиною… У многих причетников, бегло читающих, образуется совершенно ложная молитва: устами они как будто молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце [их] спит и не знает, что уста говорят. Это происходит оттого, что они торопятся и не размышляют сердцем о том, что говорят… Помните, что ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит, и каждое слово у Него на весах… Господь отвечает на каждое желание сердца, выраженное в словах или не выраженное…

Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но… [дай] себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому — иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда сомнением и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотой, иногда рассеянностью и уклонением к каким-либо земным предметам и попечениям, иногда припамятованием обиды от ближнего и чувством мщения… Не будь самолюбив, побеждай сердце твое, дай его Богу в жертву благоприятную: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23:26), и твоя молитва сроднит, соединит тебя с Богом… Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно помолись и заснешь спокойным, здоровым, тихим сном. Не поторопись же помолиться кое-как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. На службу или на работу торопишься?.. Помолись усердно — стяжешь спокойствие, энергию и успех в делах на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его; пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог… да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей…

Не твори на молитве угодия ленивой плоти — не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотскими, житейскими… Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы, — лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива»{324}.


Скорость чтения Иисусовой молитвы бывает весьма различной и изменяется со временем. Скорость увеличивается при переходе от словесной молитвы к умной, так как последняя не требует времени на артикуляцию, ведь мысль, единовременно объемлющая всю молитвенную фразу целиком, может быть мгновенной, как вспышка. Кроме того, не все подвижники читают полную восьмисловную молитву — встречаются различные формы сокращений.

При обычной практике обучения рекомендуется начинать с очень медленного чтения молитвы и выдержки пауз, на чем настаивает свт. Игнатий. Но возможны иные подходы. Старец Иосиф Исихаст, например, советует некоторым начинающим быстрое чтение, чтобы в паузах не успевали вклиниваться помыслы: «Делание умной молитвы — это принуждение себя [поначалу] говорить непрестанно молитву устами без перерыва. Вначале быстро, чтобы не успел ум образовать помысел рассеяния»{325}.

Свт. Игнатий пишет: «На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут; некоторые подвижники нуждаются и в еще более продолжительном времени»{326}. Схиигумен Герман (Гомзин), определяя правило начинающего, советует творить молитву Иисусову неспешно с поклонами или без оных: «Так делать можно четверть часа, полчаса, больше или меньше, как удобнее. Чем усерднее потрудиться, тем скорее молитва привьется к сердцу. Молитва умная есть болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении»{327}. Прп. Никон Оптинский предостерегал своих чад от спешки и советовал: «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением… Правило лучше [иметь] небольшое, но чтобы его непременно исполнить. Духовная жизнь требует, чтобы идти все вперед, а если слишком большое правило, то можно и назад пойти, что уже очень нехорошо. Пятисотницу лучше одной справлять, времени на нее требуется не менее 1 ч. 10 мин. или даже 1 ч. 30 мин… Однообразие для проходящих молитву Иисусову очень важно — ум не рассеивается, собранность ума»{328}. Отец Иоанн (Маслов)[114] рассказывал, что лично он, как человек уже опытный, проходит пятисотницу за 45 минут. При этом он пояснял, со ссылкой на свт. Игнатия, что «для новоначальных требуется больше времени, молиться им надо медленно»{329}. В наставлениях отшельника Никодима Карульского мы читаем: «Определи себе время: каждую ночь, или когда спать ложишься, возьми себе полчасика, со вниманием, так, чтоб не подпустить ни одного помысла… И с поклонами… По полчаса одну ночь, другую, третью. И понемножку приучишься к вниманию… Три чёточки. Это как раз выходит полчаса». А старец Феодосий Карульский замечает: «2000 молитв, или 20 четок, — по времени около двух часов»{330}.

По этим высказываниям отцов-практиков можно условно определить то время, которое бывает потребно подвижникам на прохождение одной сотни молитв Иисусовых. Получается примерно следующая картина: свт. Игнатий — 30 минут; прп. Никон — 15 минут; о. Иоанн — 10 минут; о. Никодим — 10 минут; о. Феодосий — 6 минут. Диапазон, как видим, довольно широк, но надо учитывать и тот фактор, что о. Феодосий, например, молился сокращенной — пятисловной молитвой.

В древней греко-афонской традиции, представленной в «Добротолюбии», преобладает применение Иисусовой молитвы, состоящей из пяти слов. В русской традиции предпочтение отдается полной восьми- или семисловной молитве. Вот свидетельство Оптинских святых отцов — прп. Никон, будучи еще послушником, записал в дневнике наставление своего старца прп. Варсонофия: «Я… спросил про Иисусову молитву — нельзя ли читать ее сокращенно. Батюшка не позволил, говоря, что ее всю целиком заповедали читать наши старцы, и ударение делать на последнем слове: грешнаго»{331}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"

Книги похожие на "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антоний Голынский-Михайловский

Антоний Голынский-Михайловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антоний Голынский-Михайловский - О молитве Иисусовой и Божественной Благодати"

Отзывы читателей о книге "О молитве Иисусовой и Божественной Благодати", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.