Сергей Шокарев - Повседневная жизнь средневековой Москвы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь средневековой Москвы"
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь средневековой Москвы" читать бесплатно онлайн.
Столица Святой Руси, город Дмитрия Донского и Андрея Рублева, митрополита Макария и Ивана Грозного, патриарха Никона и протопопа Аввакума, Симеона Полоцкого и Симона Ушакова; место пребывания князей и бояр, царей и архиереев, богатых купцов и умелых ремесленников, святых и подвижников, ночных татей и «непотребных женок»... Средневековая Москва, опоясанная четырьмя рядами стен, сверкала золотом глав кремлевских соборов и крестами сорока сороков церквей, гордилась великолепием узорчатых палат — и поглощалась огненной стихией, тонула в потоках грязи, была охвачена ужасом «морового поветрия». Истинное благочестие горожан сочеталось с грубостью, молитва — с бранью, добрые дела — с повседневным рукоприкладством.
Из книги кандидата исторических наук Сергея Шокарева земляки древних москвичей смогут узнать, как выглядели знакомые с детства места — Красная площадь, Никольская, Ильинка, Варварка, Покровка, как жили, работали, любили их далекие предки, а жители других регионов России найдут в ней ответ на вопрос о корнях деловитого, предприимчивого, жизнестойкого московского характера.
Примечания
1
Оглашенные — в древней церкви готовившиеся к крещению, но еще не принявшие его; должны были покидать храм с началом центральной части богослужения — литургии верных — при словах дьякона: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
2
Закомары (от греч. Kamara, лат. camara,camera — свод, небольшая комната) — в древнерусской архитектуре полукруглые завершения наружных участков стен, расчлененных вертикальными выступами — лопатками, воспроизводящие форму внутреннего свода.
3
Гульбище — терраса или галерея, обычно на уровне второго этажа; часть храма или богатого жилого комплекса.
4
Традиционно название этой местности и окружавших ее крепостных стен связывали с предшествовавшими старыми укреплениями, основу которых якобы составляли плетеные изгороди и корзины, заполненные землей, называвшиеся «кита». Такое объяснение довольно сомнительно, в первую очередь с точки зрения правил русского языка. Москвовед С. К Романюк, изучивший все версии происхождения этого топонима (см.: Романюк С.К. Москва. Китай-город Путеводитель. М., 2007. С. 7—10), пришел к выводу, что с наибольшей степенью вероятности его можно связать с тюркским словом «кытай» («кытань»), означавшим «крепость». Этот термин употреблялся в Подолии и Южной Руси, откуда мог быть перенесен в Москву великой княгиней Еленой Глинской, родившейся в Подольской земле. Тем не менее точного и окончательного объяснения наименования «Китай-город» пока нет.
5
Пласть — здесь: рыба, разделанная вдоль, распластанная.
6
Изображения льва и единорога, а также солнечные часы были воспроизведены на фасаде здания Синодальной типографии, выстроенного в 1811 — 1815 годах И.А. Мироновским и A.H. Бакаревым. В настоящее время его занимает Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, во дворе которого находится отреставрированное в XIX веке здание Правильной и Книгохранительной палат — «Теремок».
7
Сурожане — богатые московские купцы, ведшие в XIV—XV веках южную торговлю через порт Сурож (современный Судак) в Крыму, либо их коллеги — выходцы из Сурожа.
8
Черная сотня — здесь: территориальное объединение тяглого (податного) населения — городских торговцев и ремесленников, получавшее название по местонахождению, управляемое выборными сотниками и десятскими и отвечавшее по долгам своих членов. Члены черных сотен избирались для исполнения различных обязанностей, несли городские повинности (мостили улицы, выделяли жилье и т д.). В царствование Михаила Федоровича в Москве было десять черных сотен.
9
Число «удельных стариц», по-видимому, не случайно. В 1655 году в Ивановском монастыре также было 100 стариц, не считая игуменьи и девяти «безместных» вкладчиц, столько же обреталось в Страстном (и еще пять «безместных»), а в Алексеевском немногим больше — 103 (см.: Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1887. Кн. 3. С 11 — 12, 21).
10
Яхонт лазоревый (сапфир) и красный (лал, рубин) — драгоценные камни, разновидности корунда.
11
Полть — половина туши.
12
Замет — здесь: забор из досок, закрепленных горизонтально в пазах вертикальных столбов. Прясло — здесь: участок забора от одного столба до другого.
13
Местничество — существовавший до 1682 года порядок назначения на служебные посты и распределения мест на торжественных церемониях в зависимости от знатности, под которой понимались служебные заслуги предков и самого служилого человека. Бояре, стольники, воеводы, головы и иные служилые люди местничались, отстаивая право на более высокое назначение, что существенно мешало нормальному ведению боевых действий и управлению государством.
14
Эпидемиологи отвергают эту версию распространения чумы, восходящую к свидетельству очевидца, нотариуса Г. де Мюсси, как не соответствующую известным сведениям о путях заражения; ими также корректируется и распространение эпидемии, поскольку к моменту появления беглецов из Кафы чума уже охватила Южную Европу и Средиземноморье.
15
Мера сыпучих тел, не имевшая, как все средневековые меры, четко установленного веса. 12 стайев по венецианскому измерению составляли примерно 20 килограммов хлеба.
16
Поселение татар в Романове (Ярославский уезд) берет начало в XVI веке, когда этот город был дан во владение ногайским мурзам.
17
Ферязь (от тур. фередже) — верхняя одежда длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с суживающимися к запястью рукавами и застежкой спереди на пуговицы с длинными петлицами или завязками; ферезея — имела аналогичный покрой, но надевалась на ферязь сверху.
18
В Ирошном ряду торговали иргой (польск ircha — замша от лат hircus — козел) — дублеными козьими или овечьими шкурами, выделанными наподобие замши.
19
Миллиарий (лат. milliarium) — римская миля, мера длины, равная тысяче двойных шагов (14 835 метров). (Так в оригинале — OCR)
20
Часы — здесь: молитвословия, входящие в суточный богослужебный круг, содержащиеся в Часослове; состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. В первый час (соответствует семи часам утра), освящающий наступивший день, воспоминаются изгнание Адама и Евы из рая и предстояние Христа на суде Каиафы; в третий час (девять часов утра) воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час (полдень) — распятие Христа; в девятый час (три часа пополудни) — смерть Иисуса Христа на кресте.
21
Кафтан — длинная мужская одежда с рукавами и застежками спереди; ферязь надевали поверх кафтана.
22
Дословно — юношей, претерпевающих женское (лат.), то есть привыкших к мужеложству.
23
Убогий дом, божедом, скудельница — погребение, расположенное за оградой православного погоста, «в поле».
24
Копытца — короткие шерстяные чулки. Калиги (лат. callgae — сапоги) — здесь: подвязные сандалии, иноческая и странническая обувь, а также специальная обувь для мертвых.
25
Онучи — длинные широкие (около 30 сантиметров) полосы холщовой или шерстяной ткани для обмотки ноги до колена при обувании в лапти или сапоги, подвязывались к ногам плетеными кожаными, веревочными или лыковыми оборами.
26
Оскамит (искаж. аксамит от греч. bexamttos, букв, из шести нитей) — плотная ворсистая, часто узорчатая ткань из шелка с золотой или серебряной нитью.
27
Куколь (лат. капюшон) — здесь: остроконечный капюшон черного цвета с двумя закрывающими спину и грудь полосами материи.
Аналав (греч. воспринятый) — носимая великосхимниками на спине, плечах и груди перевязь с изображением восьмиконечного креста на подножии, орудий страстей и черепа Адама; символизирует крест, который берет на себя монах. Малосхимники носят на груди четырехугольный параманд (греч. прибавление к мантии).
28
Лития (грен, усердная молитва) — особое моление об умершем.
Ссылки
1
См.: Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 1. 1147—1762 // Труды Музея истории и реконструкции Москвы (далее — ТМИиРМ). Вып. 1. М., 1950. С. 58.
2
См.: Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905 (переиздание — М., 1990); Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912.
3
См.: Сокровище российских древностей: Факсимильное воспроизведение единственного сохранившегося экземпляра издания Н.И. Новикова / Подг. С.Р. Долгова. М., 1986. С. 136— 153.
4
Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. Г. Муркокса // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских (далее — ЧОИДР). 1898. Кн. 3. С. 49-50.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь средневековой Москвы"
Книги похожие на "Повседневная жизнь средневековой Москвы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Шокарев - Повседневная жизнь средневековой Москвы"
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь средневековой Москвы", комментарии и мнения людей о произведении.