Н. Краснодембская - Будда, боги, люди и демоны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Будда, боги, люди и демоны"
Описание и краткое содержание "Будда, боги, люди и демоны" читать бесплатно онлайн.
Книга известного петербургского индолога и ланковеда Н. Г. Краснодембской посвящена традиционному комплексу религиозного мировоззрения основных жителей островного государства Шри Ланки, расположенного в Индийском океане у южной оконечности полуострова Индостан, — сингалов, чье самоназвание можно перевести как «люди Львиного рода».
Этот древний народ, предки которого, выходцы из Северной Индии, поселились на острове примерно в середине I тысячелетия до н. э., издавна исповедует как основное вероучение буддизм южного толка (хинаяна), сохраняя также и элементы более древних верований.
В книге описываются важнейшие представления сингалов о мире и человеке, их религиозная и ритуально-магическая практика. Кроме широкого круга научных источников и литературы, автор использует и богатые полевые наблюдения и материалы.
Настоящее исследование может быть полезно как для этнографов, историков культуры, религиеведов, так и для всех читателей, интересующихся миром Востока.
Иногда фигуры изготавливают из вареного риса, из цветов, из молодых листьев кокосовой пальмы, из частей ствола банана. Существуют некоторые местные классификации для фигур бали по их размерам и материалу: сделаны ли они просто из песка или из цветов, из глины, но различаются те, что очень больших размеров или средних, или они небольшие, которые можно перенести с места на место; вылеплены ли они из риса или рис выложен на специальной раме из рисовой же соломы. Все такие произведения имеют собственные названия, так же как и совместное изображение всех девяти главных небесных тел или целые сцены со многими персонажами. Выделяется еще и особая фигура для церемонии от сглаза и оговора.
В адрес этих изображений и совершают жертвоприношения, произносят мольбы и заклинания. Однако прежде чем в их честь совершат церемонии, осуществляется особый ритуал их «оживления», в результате которого вызываемое божество как бы на время входит, вселяется в приготовленное для него изображение. В церемониях бали кроме астральных божеств изображают также богов–покровителей Паттини, Вишну, Самана и других и обязательно богов–хранителей стран света, персонифицированные изображения знаков зодиака и т. д. Неблагорасположенные в данный момент божества изображаются в облике зловещем, устрашающем, благорасположение — в виде прекрасном и милостивом.
Фигуры, употребляемые в обрядах бали, иногда изготавливают и как оберег: тогда их вешают где–нибудь на стене дома, чтобы они отпугивали злые силы. Некоторые фигуры имеют специфическое употобление; это относится к фигуркам небольшого размера. Их лепят очень тщательно и высушивают на солнце. Потом с этими фигурками танцуют во время обряда, подбрасывая их время от времени в воздух.
Лежащие, стационарные изображения лепят не столь тщательно, вернее, основное внимание уделяют лишь голове и особенно лицу, а руки, ноги и туловище часто лишь намечают условно. Но раскрашиваются эти изображения чрезвычайно живописно, многокрасочно. Размер лежащих фигур варьируется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, достигая иногда невероятной величины — до 5–6 м, что требует большого труда. И такая церемония, конечно, обходится дороже. Вообще церемония считается тем эффективнее, чем она длиннее, содержательнее и чем больше в ней участников.
Очень важным моментом в обрядах бали является создание конструкции под названием сантия, где помещаются жертвенные приношения. Эта конструкция имеет форму квадрата с гнездами типа шахматной доски и бывает двух вариантов: из 25 (5x5) или 81 (9x9) клеток, соответственно для 25–частной или 81–частной (составной) жертвы. Толкуется обычно так, что 25–составная жертва посвящается девяти главным небесным телам, 4 странам света и 12 знакам солнечного зодиака. 81–составная жертва должна почтить одновременно главную девятку астральных божеств, 28 будд, 28 «лунных домов», 15 лунных дней и т. д. Хотя, по–видимому, само число 81 связано также и с 9 ипостасями 9 главных персонажей астрологического культа, сравнимо оно и с числом вариантов самих обрядов бали.
«Сантия» по–сингальски значит 'подношение', 'подарок'. Изготовители его — особые профессионалы, которые по своей функции занимают положение между астрологом и бали–эдурой. Именуется такой специалист санти–кария. Как астролог, он составляет гороскопы, дает консультации, а в церемониях бали является помощником бали–эдуры.
Жрецы астрологического культа занимаются и составлением оберегов, охранительных талисманов. Эти талисманы (янтрая, сурая) бывают разного рода, но центральным, существенным моментом при их изготовлении является начертание астрологических знаков и символов в таком сочетании, чтобы противопоставить сложившейся в небесной сфере неблагоприятной конъюнкции благоприятную. Иногда, если что–то в гороскопе человека неблагополучно, дело и ограничивается изготовлением талисмана. Но в случае особо страшной угрозы от звезд не обойтись без сложных обрядов. Тогда изготовление талисманов — лишь первый их этап, хотя и он довольно сложен и продолжителен. Подбираются и изображаются (на серебряной или медной пластинке) соответствующие диаграммы, символы, заклинания. Потом в течение нескольких дней (обычно 7 для мужчин и 9 для женщин) с соблюдением сложного ритуала янтру заговаривают, каждый день читая особые молитвы.
Начало обрядов отмечается тем, что сам реципиент (в чью пользу они совершаются) зажигает светильник, а жрец вслед за этим дует в раковину и обращается со стихами–заклинаниями к Будде Гаутаме, богам–покровителям и божествам 9 небесных тел (иногда к каждому в отдельности), он обращает их внимание на сантию и другие подношения, кланяется сантии. Вслед за тем иногда начинается ритуальный танец (иногда он опускается), исполняемый главным в церемонии жрецом. Иногда в нем участвуют и его помощники. Танец по своему характеру и элементам похож на те, которые исполняются и в ритуалах демонического культа (о нем будет рассказано далее): он включает быстрые вращения, прыжки, скачки и другие сложные резкие движения. В костюм помощников обычно включается широкий красный пояс (поверх длинного белого саронга). Танцоры надевают бронзовые поножи в виде колец, по нескольку штук на ногу, издающие звенящий звук при каждом движении. Кроме того, каждый из них держит в руке маленький колокольчик. У раковины и у колокольчиков схожая функция — с их помощью призываются божества. Иногда жрецы носят своеобразные головные уборы, расшитые жемчугом.
В начале церемонии реципиент бывает отделен от сцены действия жрецов «занавесом» из белой материи, и лишь после первого ритуального танца, чтения заклинаний и окуривания занавес этот убирается.
Вся церемония бывает также насыщена самыми Различными магическими жестами, действиями, разного рода символами, которыми служат различные растения, цветы, пест для толчения риса, кокосовые орехи, лемех плуга и т. д. Все они имеют общий магический защитный смысл, который иногда легко уточняется, иногда не столь очевиден по конкретному содержанию. Так, рисовый пест, орехи, лемех являются символами фаллического характера и связаны с понятием плодородия, плодоносности. Важную роль играет благопожелательная числовая символика. Особенно часто в обрядах культа бали обыгрывается число 9:
«Барабанщик медленно забил в барабан. Главный бали–эдура зажег какую–то благовонную смолу вроде ладана и, медленно приседая и перебирая ногами, начал приплясывать перед белым занавесом. Затем он зажег девять глиняных и медных плошек — маленьких ламп, принес в жертву девять разных сортов цветов, девять сортов листьев, девять благоуханий, в том числе изумительно душистое масло из цветов frangipani, девять горшков с водой, девять закрытых сосудов с готовой пищей, девять родов сладостей, среди них коричневые брусочки пальмового сахара, девять мер риса и девять монет» [Мерварт, 1929. С. 25].
Важную роль в этих обрядах имеет заговоренная нить. Она соединяет реципиента с рамой, на которой вылеплены глиняные фигуры. Чаще всего она не просто заговорена, а является особой «девичьей нитью», которую должна спрясть девственница, сидя на пороге своего дома (то есть ни в доме, ни снаружи), в сумерки, (то есть ни днем и ни ночью). Такой нити придается большая магическая сила. Ею обводится все место церемонии, а затем одним концом она привязывается к раме с фигурами бали, второй же ее конец, к которому прикрепляются обереги (например, лимончик, соцветия арековой пальмы, красные цветы), вручается реципиенту.
В обрядах бали совершается разрезание лимонов (защитный обряд), обычно над головой реципиента. Многократно совершаются окуривание и обрызгивание очищающей желтой (подкрашенной порошком куркумы) водой, в частности самих фигур божеств.
В бали есть свои монологи, которые произносит жрец: во–первых, он рассказывает барабанщикам историю реципиента, а во–вторых, дает пояснения по поводу изображений — их вида, характера, влияния и т. п. В последнем случае он указывает на изображения, касаясь их горящим факелом.
Важным моментом в этих обрядах являются благопожелания в адрес реципиента, произносимые присутствующими, а иногда специально созданной группой девочек (девушек). Эти благопожелания — «живи долго!» — произносятся в конце строф–заклинаний, читаемых бали–эдурой.
В ряду изображений, изготовленных для обряда бали, кроме фигур астрологического пантеона возникают и персонажи культа богов–покровителей (в том числе, кроме обычных сингальских — Вишну, Паттини, Катарагамы, — присутствуют нередко и изображения Шивы и его супруги, индуистского бога–творца Брахмы и др.), а также демонические. За Церемониями бали нередко тут же, как продолжение, исполняются и ритуалы демонического культа. В обрядах для бездетной женщины, кроме положенных ритуалов в адрес «вредящих» ей небесных сил, может, например, быть устроен и ритуал умилостивления демона, именуемого Черный Царевич, который известен как ненавистник женщин. Если часть обряда посвящается специально какому–нибудь из богов–покровителей, то закономерно, можно сказать, проявляются и элементы индуистских жертвенных форм: поливание водой и маслом, обнесение горячим светильником и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Будда, боги, люди и демоны"
Книги похожие на "Будда, боги, люди и демоны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Краснодембская - Будда, боги, люди и демоны"
Отзывы читателей о книге "Будда, боги, люди и демоны", комментарии и мнения людей о произведении.