Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О мифологии и философии Библии"
Описание и краткое содержание "О мифологии и философии Библии" читать бесплатно онлайн.
В книге показана классовая функция Библии в современном мире и разоблачены попытки идеологов антикоммунизма видеть в Библии богооткровенное сочинение и духовное средство спасения мировой цивилизации. Автор рассказывает о структуре Библии, времени ее создания, о той идеологической борьбе, которая велась и ведется вокруг Библии между теологами и атеистами. Основное внимание уделяется критическому анализу мифологии и философии библейских произведений.
По стилю, манере изложения и содержанию к библейским произведениям непосредственно примыкают так называемые апокрифы[15]. К ним принадлежат те произведения иудейской литературы, которые признаны церковниками внеканоническими: кн. Еноха, Юбилеев, Псалмы Соломона, Заветы 12 патриархов, Апокалипсисы Ездры и Варуха и множество других. Кроме того, иудейские богословы 11 книг Септуагинты (Премудрости Иисуса, сына Сирахова; Премудрости Соломона; Послание Иеремии; кн. Товит, Варуха, Юдифь; I, II и III кн. Маккавейские, II и III Ездры) также считают внеканоническими.
Апокрифы в еврейском оригинале не сохранились. Однако некоторые из них, как кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, кн. Премудрости Соломона, Юдифь и Товит, пользовались популярностью. В Талмуде откровенно сказано: «Хотя наши мудрецы и изъяли из обращения Бен-Сиру (еврейское название кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова. — М. Б.), все-таки хорошие изречения, которые в ней встречаются, мы проповедуем». В Талмуде и Мидрашах содержится немалое количество цитат из Бен-Сиры. Писатель И. Френкель (1765–1835) перевел некоторые апокрифы на иврит и в 1830 г. издал их под названием Последние писания[16]. В 1896 г. ориенталист С. Шехтер опубликовал найденные в Каирской генизе (хранилище для устаревших и запрещенных книг) многочисленные фрагменты Бен-Сиры. Отрывки из древнееврейского оригинала этой книги также обнаружены среди кумранских рукописей 17.
Апокрифы представляют большую ценность для исследования экономической, религиозной и философской, моральной и этнической жизни того времени, когда оформлялась в канон ветхозаветная литература, для изучения борьбы различных общественных групп.
Глава 2
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛЕЙСКОЙ КРИТИКИ
Передовые мыслители прошлого задолго до нашего времени неоднократно выступали против церковного постулата о божественном происхождении Библии. Уже античный философ II в. Цельс 1[17] подверг критике космогонию Пятикнижия, едко иронизируя по поводу мифов о сотворении первого мужчины из глины и женщины из ребра, хитрости змеи, сумевшей вопреки божескому запрету уговорить людей вкусить плод древа познания добра и зла. Авторы Пятикнижия, говорит Цельс, «рассказывают какой-то миф, как старым бабам, и самым нечестным образом изображают бога сразу, с самого начала бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он сам создал» 2. Цельс смеется, показывая нелепость таких повествований, как рассказ о рождении Исаака, когда его мать уже была очень старой, о превратностях судьбы Иосифа и т. п.
По мнению Цельса, мифология Пятикнижия — набор наивных сказок и мнимых аллегорий. Такую же оценку дает он евангельским мифам о рождении, смерти и воскресении Иисуса Христа. Подобные легендарные сказания, подчеркивает философ, имеются в мифологии других народов. «Такое же, — пишет он, — рассказывают об Орфее у одризов, о Протесилае в Фессалии, о Геракле в Тенаре и о Тезее» 3.
Последователем Цельса был крупный античный критик христианства и Библии Порфирий (232 или 233 г. — ум. между 301 и 304 г.). Его перу принадлежат 77 трактатов, из которых только 18 до нас дошли. В своем сочинении «Против христиан», сожженном в 488 г., Порфирий детально исследовал рассказы евангелистов о рождении и деятельности Христа и пришел к выводу, что все они сплошной вымысел. Воспроизведя новозаветное повествование о встрече Христа с легионом бесов и двумя тысячами свиней, Порфирий говорит: какая сказка, какой вздор! «Как можно, — пишет он, — слушая, как бесы просят, чтобы их не отправили в бездну, а Христос затем по их просьбе не отправил, а наслал их на свиней, — как можно не воскликнуть: фу, какое невежество!» 4.
Порфирий, руководствуясь здравым смыслом, показал несостоятельность и невозможность чудотворных деяний «основателя» христианства. Его возмущают нелепые речения Христа вроде: «Если не будете есть плоти моей (в Евангелии от Иоанна (VI, 53) сказано: плоти сына человеческого. — М. Б.) и пить крови моей, то не будете иметь жизни в себе». Что это, спрашивает философ, зверство или нелепость? Во всяком случае, «нелепее всякой нелепости и более дико, чем зверство, — вкушать человеческое мясо, пить кровь единоплеменника и единокровного и, поступая так, иметь жизнь вечную» 5.
Порфирий подверг критике и Ветхий завет. В частности, он отметил, что Пятикнижие составлено не Моисеем, а скорее всего Ездрой и его единомышленниками 6.
Ярким представителем средневековой философии и продолжателем рационалистической критики Ветхого завета был вольнодумец Хиви Габалки, живший в конце VIII — начале IX в. Около 870 г. появилась его книга, в которой, по свидетельству Саадия Гаона [18], содержалось двести возражений против учения о божественном происхождении Ветхого завета. Саадия ополчился против вольнодумца и сочинил произведение под названием «Ответы Хиви». Это сочинение, как и книги Хиви Габалки, дошло до нас в отрывках.
Трудно, конечно, исследовать систему мышления Хиви, не располагая его трудом полностью. Однако сохранившиеся фрагменты дают основание судить о направлении и тенденции его мировоззрения 7.
Характерная черта библейского миропонимания — теоцентризм. Бог, по Библии, везде и всюду. Поэтому идее бога Хиви уделяет много внимания. Пользуясь цитатами из Ветхого завета, вольнодумец IX в. свои возражения против монотеистической доктрины иудаизма сгруппировал по следующим атрибутам:
1. Бог несправедлив (он принял дар Авеля и без всякого основания отверг дар Каина — Бытие, IV, 3–5; в дни потопа бог без всякой причины наказал животных — Бытие, VII, 4, 21–23; он запретил израильтянам вступать в брачные отношения с моавитянами и аммонитянами, хотя сам бог вынудил дочерей Лота вступить в связь с отцом своим — Бытие, XIX, 31–38).
2. Бог жесток (он послал внуков патриарха Авраама в Египет для того, чтобы они терпели горе без всякой причины; бог мог сделать жизнь человеческую счастливой, но не сделал этого. Жизнь человека полна мук; почему бог не сотворил человека праведным и добрым, лишенным возможности грешить?).
3. Бог не всезнающий и не в состоянии предугадать будущее (он не предвидел, что люди отвернутся от него и начнут грешить. Тора рассказывает: «И раскаялся господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце своем» (Бытие, VI, 6). В кн. Бытие (XXII, 1–2) сказано: «Бог искушал Авраама, и сказал ему: „…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе“». Следовательно, бог заранее не знал, каково будет поведение Авраама, поддастся ли он искушению или нет).
4. Бог не всемогущ (он боялся Адама. Когда Адам в нарушение заповеди съел плод с древа познания добра и зла, то бог страшно обеспокоился и сказал: «… И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие, III, 22); бог боялся людей, строивших вавилонскую башню, которая должна была достигнуть неба).
5. Бог часто меняет свои постановления (одно время бог разрешил человеку взять себе в жены сестру свою, а впоследствии он это запретил; сам бог не приговорил Каина за убийство Авеля к смертной казни, а потом повелел любого убийцу умерщвлять его; одно время любой человек мог совершать всесожжение, а потом бог велел этим заняться только жрецам; бог повелел Аврааму принести в жертву Исаака, когда же Авраам собрался выполнить веление господне, то ангел божий не дал ему возможности этого сделать. Езекия, царь иудейский, заболел. И пришел к нему пророк Исаия и сказал ему: «…так говорит господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь». А позже бог изменил своему слову и велел Исаие сказать царю: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» — Исаия, XXXVIII, 1, 5).
6. Бог любит жертвоприношения и роскошь (он приказал приносить ему в жертву скот; сало и кровь — пища его; бог любит пребывать в богатом храме. Ему нравится золотые светильники. Он любит вино, курение, масло и т. п.).
7. Бог антропоморфен (согласно Библии, он отдыхает: «И совершил бог к седьмому дню дела свои, которые он делал, и почил в день седьмый от всех дел своих, которые делал» (Бытие, II, 2); согласно Ветхому завету, бог совершает путешествия, он сходит с неба и снова возвращается на небо; богу присущи страсти: он гневается, радуется, раскаивается и т. п. Бог подобен человеку: он явился к Аврааму у дубравы Мамре. Когда Авраам «возвел очи свои, и взглянул», то увидел, что «три мужа стоят против него» — (Бытие, XVIII, 2).
Хиви решительно отрицал боговдохновенность Торы. Люди, говорит он, доходят до мысли, что в ней много вымысла и мало правды. И другие книги Ветхого завета, по Хиви, содержат много вздора. Так, судя по рассказам, сын может быть старше своего отца на два года: Иорам, сын Иосафата жил сорок лет (II Хроник, XXII, 20), а Охозия, сын Иорама воцарился вместо умершего отца, когда ему было сорок два года (II Хроник, XXII, 2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О мифологии и философии Библии"
Книги похожие на "О мифологии и философии Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии"
Отзывы читателей о книге "О мифологии и философии Библии", комментарии и мнения людей о произведении.