» » » » Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии


Авторские права

Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии

Здесь можно скачать бесплатно "Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Наука, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии
Рейтинг:
Название:
О мифологии и философии Библии
Издательство:
Наука
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мифологии и философии Библии"

Описание и краткое содержание "О мифологии и философии Библии" читать бесплатно онлайн.



В книге показана классовая функция Библии в современном мире и разоблачены попытки идеологов антикоммунизма видеть в Библии богооткровенное сочинение и духовное средство спасения мировой цивилизации. Автор рассказывает о структуре Библии, времени ее создания, о той идеологической борьбе, которая велась и ведется вокруг Библии между теологами и атеистами. Основное внимание уделяется критическому анализу мифологии и философии библейских произведений.






О неограниченной и жестокой власти царя сказано в Библии: «Сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его, и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтобы они составили масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим» (I Царств, VIII, 11–14).

При Соломоне (X в. до н. э.) царская власть приобрела исключительно деспотический характер. В целях укрепления своей власти и ликвидации стремления родов к обособлению Соломон построил в честь Яхве храм в Иерусалиме, который должен был стать символом единства и гармонии «всех сынов израилевых». Но многие из них, оказывавшие сопротивление монархии и стремившиеся сохранить родовую организацию, откровенно выражали свое отрицательное отношение к централизации культа бога Яхве. «Непременно будем делать все то, — говорили женщины Иудеи, — что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния… потому что тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели» (Иеремия, XLIV, 17).

Не случайно после смерти Соломона единое рабовладельческое государство раскололось на два царства: Северное (Израиль) и Южное (Иудея).

Иеровоам, сын Наватов, при поддержке египетского фараона Шишака (Шешонка I) восстал против Иерусалима. Обосновавшись в Сихеме, в северной столице страны, мятежник заявил, что ни он, ни «его народ» не пошлют в Иерусалим приветственную депутацию в связи с воцарением Ровоама на престол израильский. Иеровоам пригласил наследника престола в Сихем. Когда Ровоам оказался в Сихеме, Иеровоам от имени старейшин десяти племен заявил ему: «Отец твой наложил на нас тяжелое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе» (III Царств, XII, 4). Ровоам, чтобы усмирить мятежный дух сихемцев, пригрозил усилением гнета. Дело кончилось тем, что сихемцы забросали камнями иерусалимского «начальника над податью», а царь Ровоам «поспешно взошел на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим» (XII, 18).

Итак, могущественная монархия Соломона рухнула (приблизительно 930 г. до н. э.). Иудея стала крохотной страной, от нее отпало не только так называемое Северное царство, но и филистимляне и идумеи, ее ближние данники. «Блеск золотого периода царствования Соломона, — как отмечает историк Г. Грец, — погас» 11, Южное царство потеряло важный источник своей экономической мощи, прекратились его торговые связи с Египтом. А одна только торговля боевыми колесницами и лошадьми приносила Иудее большие доходы. Иудея стала почти исключительно заниматься орошаемым земледелием. Вместе с тем крупной статьей дохода оставался Иерусалимский храм. Сюда по-прежнему собирались паломники и дарами для Яхве множили богатства жрецов и царя.

Тем временем Северное царство, которое называлось Эфраимом, или «домом Иосифа», или «домом Израиля», преуспевало. Иеровоам стал укреплять Сихем, его экономические и политические связи с Египтом.

В целях окончательного разрыва с Иудеей и установления более тесных отношений с Египтом Иеровоам решил ввести в Северном царстве культ тельца, подобно египетскому культу быка Аписа. «И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову; если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Яхве, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму… И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим, вот боги твои, Израиль… И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (III Царств, XII, 26–29). Следовательно, два царства — два главных божества. Соперничали царства, а с ними заодно состязались и боги.

Выходит, древние евреи были приверженцами многобожия. И соответственно с их политеистическими представлениями Иерусалимский храм не считался единственным местом для коллективного богослужения. В целях укрепления иудейского рабовладельческого государства жрецы Иерусалима предприняли попытку внушить иудеям, что Яхве является верховным божеством и Иерусалимский храм их главным святилищем. Итак, Яхве верховный, но не единственный бог. Стало быть, извечный монотеизм древних евреев — это миф, вымысел иудейских и христианских теологов.

Борьба за культ единого бога

Итак, Яхве становится общеплеменным богом в Иудейском рабовладельческом государстве так называемого периода царств XI–VI вв. до н. э. С уничтожением родовой организации неизбежно исчезают племенные божества. На Яхве переносят атрибуты прочих богов. Он становится подателем урожая, наставником в ремесле, защитником на войне. Прочие же боги занимают подчиненное положение, превращаются в его служителей. В условиях деспотического рабовладельческого государства религиозные представления древних евреев подвергаются медленному процессу преобразования из политеизма в генотеизм[24]. В библейской литературе этот процесс нашел свое первоначальное отражение во Второзаконии и в некоторых речах, приписываемых традицией пророку Иеремии.

Битва вокруг единого бога Яхве была тесно связана с борьбой за монолатрию, т. е. за утверждение единого централизованного культа. Возглавляли эту борьбу господствующие классы, так как они были заинтересованы в ликвидации первобытно-общинных и родовых порядков и в прикрытии своего господства авторитетом «общенародного» бога.

В VII–VI вв. до н. э. классовая борьба в Иудее обострилась. «В народе, — жалуется автор кн. Иезекииль, — угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего» (XXII, 29). Кто же эти грабители и угнетатели? Иезекииль отмечает четыре группы эксплуататоров: это «судорешители», которые «отбирают сокровища и драгоценности»; священники (жрецы), искажающие законы и оскверняющие святыню; вельможи (князья), которые, как волки, терзают добычу, «проливают кровь, губят души, чтобы приобретать корысть», и пророки, которые «видят пустое и предсказывают ложное» (XXII, 25–28). Эти господствующие группы добивались упразднения местных святилищ и насаждали культ Яхве в Иерусалимском храме, впервые воздвигнутом при Соломоне. Религиозно-правовым актом, закрепившим интересы господствующих классов, стала обнародованная в 621 г. до н. э. кн. Закона — основная часть библейского Второзакония, в соответствии с которой царь Иосия провел религиозную реформу.

Ветхозаветная легенда повествует, будто кн. Закона была найдена в Иерусалимском храме первосвященником Хелкией. Познакомившись с ее содержанием, царь был встревожен предписаниями и проклятиями кн. Закона и впал в отчаяние, вследствие чего он отправил к пророчице Хулде за советом особое посольство из доверенных ему лиц. А там им заявили: царь избегнет великих бедствий, предначертанных в найденном свитке, если он уничтожит идолопоклонство, пороки и беззаконие, царящие в стране. Далее авторы Библии пишут о том, как «смиренный» Иосия, вдохновленный возвещением прорицательницы, собрал в храме жрецов, пророков и «весь народ», ознакомил их с заповедями кн. Закона и повелел немедленно очистить храм от всех богов, кроме Яхве. Искореняя «языческие» культы и символику, царь заодно изгнал из Иудеи чревовещателей, колдунов и оракулов. Он учредил Верховный суд в Иерусалиме и обновил судейские и жреческие корпорации на местах, возложив на них функции надзора за проведением религиозной реформы.

Одним из активных сторонников Иосии, воспевавшим его реформаторские начинания, был Иеремия. Защита генотеизма Иеремией сохранилась в библейской книге его имени. Отметим, однако, что в ней множество другого материала более позднего времени. Еще Спиноза верно указал: «…излагаемые исторически пророчества Иеремии извлечены и собраны из разных летописцев. Ибо, помимо того что они нагромождены беспорядочно, без всякой последовательности, в них одна и та же история повторяется различным образом» 12.

В речах, приписываемых Иеремии, высмеивается ничтожество Ваалов и подобных им богов. Они — истуканы, созданные человеческой рукой. Они бессильны и беспомощны. Единственное всесильное божество — это Яхве. Уничтожьте Ваалов, обратите свое сердце к Яхве, и вы будете во век спасены, призывает Иеремия.

Иеремия резко ополчился против многобожия и от имени Яхве вещает: «…слушайтесь гласа моего, и я буду вашим богом, а вы будете моим народом, и ходите по всякому пути, который я заповедую вам, чтобы вам было хорошо» (Иеремия, VII, 23). И все же Иеремия вынужден был признать, что «на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом» (II, 20) народ служил «чужим» богам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мифологии и философии Библии"

Книги похожие на "О мифологии и философии Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моисей Беленький

Моисей Беленький - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии"

Отзывы читателей о книге "О мифологии и философии Библии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.