Вернер Зомбарт - Избранные работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранные работы"
Описание и краткое содержание "Избранные работы" читать бесплатно онлайн.
Вернер Зомбарт принадлежит к основоположникам современной социологии, хотя на протяжении всей своей академической карьеры он был профессором экономики, а его труды сегодня привлекают прежде всего историков. Все основатели современной социологии были знатоками и философии, и права, и экономики, и истории – они создавали новую дисциплину именно потому, что подходы уже существующих наук к социальной реальности казались им недостаточными и односторонними. Сама действительность не делится по факультетам, о чем иной раз забывают их наследники, избравшие узкую специализацию. Многообразие интересов Зомбарта удивительно даже на фоне таких его немецких современников, как М. Вебер, Г. Зиммель или Ф. Тённис, но эта широта иной раз препятствовала Зомбарту в разработке собственной теории. Он был в первую очередь историком, а принадлежность к этому цеху мешает выработке всеобъемлющей социологической доктрины – эмпирический материал историка не вмещается в неизбежно схематичную социологическую теорию, препятствует выработке универсальной методологии, пригодной для всякого общества любой эпохи. Однако достоинства такой позиции оборачиваются недостатками в обосновании собственных исторических исследований; поздние труды Зомбарта по социологической и экономической методологии остались явно несовершенными набросками, уступающими его трудам по истории капитализма.
«Among the free inhabitants of Brazil that were not in the [Dutch West India] Companys service the Jews were the most cousiderable in number, who had transplanted themselves thither from Holland. They had a vast traffic beyond all the rest; they purchased sugar mills and built stately houses in the Receif. They were all fraders, which uould have been of great consequence to the Dutch Brazil hadthey kept themselves within thedue bounds ot traffic» («Из свободных обитателей Бразилии, не находящихся на службе [Голландско-Вест-индской] компании, самые многочисленные были евреи, переселившиеся сюда из Голландии. Торговля их превосходила своими размерами торговлю остального населения; они имели сахарные мельницы и строили богатые дома в Ресифе. Все они были купцами; это могло бы иметь большое значение для голландской Бразилии, если бы они держались в должных границах торговли»).
В отчете о путешествии Ф. Пайрарда мы читаем: «The profits they make after being nine or ten years in those lands are marvellous, for they all come back rich». («Барыши, получаемые ими за 9-10 лет пребывания в этих странах, должны быть колоссальны, ибо все они возвращаются назад богачами»).
Это преобладание евреев в плантаторском деле пережило эпоху голландского владычества над Бразилией; оно тянулось – несмотря на «изгнание» евреев в 1654 г. – до XVIII в. Но и о первой половине XVIII в. мы узнаем, что когда однажды «в руки святого Ведомства (инквизиции!) попали многие из именитых купцов Рио-де-Жанейро, то промышленная деятельность приостановилась на очень многих плантациях; производство и торговля провинции (Багии) оправились от этого удара лишь спустя долгое время». Декретом 2 марта 1768 г. предаются уничтожению все списки о новых христианах; законом 25 марта 1773 г. «новые христиане» уравниваются во всех гражданских отношениях со старыми христианами.
Очевидно, таким образом, что даже после того, как португальцы завладели (в 1654 г.) Бразилией, в ней остались многочисленные и имевшие крупное значение в экономической жизни страны криптоевреи; к цветущей сахарной промышленности они присоединили еще торговлю драгоценными камнями, которую вскоре захватили в свои руки.
Но в еврейско-американской истории 1654 г. является составляющей эпоху датой, ибо очень большая часть бразильских (и эмигрировавших позже) евреев направилась с тех пор в другие области Америки и таким образом перенесла туда хозяйственный центр тяжести.
Прежде всего укажем на некоторые важные пункты вест-индского Архипелага и прилежащего к нему материка, расцвет которых начинается с XVII в., когда они пропитываются еврейскими элементами. Таков Барбадос, который был заселен почти исключительно евреями. В 1627 г. им завладели англичане; в 1641 г. был ввезен сюда сахарный тростник; в 1648 г. начался экспорт сахара. Но сахарная промышленность не могла укрепиться здесь, так как, вследствие своего плохого качества, сахар не мог окупить издержек доставки в Англию. Лишь изгнанные из Бразилии «голландцы» ввели надлежащий способ производства и научили жителей изготовлять сухой, непортящийся сахар, вывоз которого и возрос вскоре очень сильно. В 1661 г. Карл II мог уже произвести в бароны тринадцать помещиков, получавших 10 тыс. ф. ст. дохода из Барбадоса, а около 1678 г. остров отправлял ежегодно 400 судов, вмещавших по 150 тонн неочищенного сахара.
В 1664 г. Томас Модифорд вывез из Барбадоса производство сахара на Ямайку, которая благодаря этому скоро разбогатела. В 1656 г. англичане окончательно отняли этот остров у испанцев. В то время на Ямайке были лишь три небольших сахароваренных завода; в 1670 г. уже работали 75 сахарных мельниц, из которых некоторые вырабатывали 2 тыс. центнеров сахара; в 1700 г. сахар был главным продуктом Ямайки и источником ее благосостояния. Насколько значительно было здесь участие евреев, мы можем заключить из того факта, что уже в 1671 г. купцы-христиане ходатайствовали перед правительством об удалении евреев; ходатайство это имело результатом лишь то, что правительство стало еще более благоприятствовать иммиграции евреев. Губернатор отклонил петицию с следующими замечательными словами: «Не was of opinion that His Majesty could not have more profitalbe subjects than the Ieus and the Hollanders; they had great stocks and correspondance» («Он того мнения, что его величество не может иметь
более полезных подданных, чем евреи и голландцы; у них большие капиталы и большие торговые связи»). Так произошло то, что евреи не были изгнаны из Ямайки, а наоборот, «they became the first traders and merchants ot the English colony» («они стали первыми купцами и торговцами английской колонии»). В XVIII столетии они платят все подати и держат в своих руках значительнейшую часть промышленности и торговли.
Из других английских колоний они особенно полюбили Суринам. Здесь с 1644 г. жили евреи, получившие вскоре привилегии, «whereas we have found that the Hebreu nation… have… proved themselves useful and beneficial to the colony» («ибо мы убедились, что евреи оказались полезными для колонии»). Это привилегированное положение осталось, разумеется, и тогда, когда Суринам (в 1677 г.) перешел от Англии к Голландии. В конце XVII в. их отношение к остальному населению равнялось 1:3. Из 344 суринамских плантаций, на которых по большей части вырабатывался сахар, они владели в 1730 г. 115.
Картину, подобную той, которую представляют английские и голландские колонии, мы застаем и в важнейших французских колониях: на Мартинике, Гваделупе, Сан-Доминго. И здесь сахарная промышленность – источник «благосостояния», и здесь евреи господствуют над производством сахара и торговлей им.
На Мартинике первая большая плантация и сахароварня была устроена В. Дакостой, бежавшим туда из Бразилии с 900 единоверцами и 1100 рабами (в 1655 г.).
На Сан-Доминго начало сахарной промышленности относится уже к 1587 г., но лишь благодаря «голландским» беглецам из Бразилии она достигает процветания.
Не следует упускать из виду, что в те критические, переходные столетия, когда основывалось американское колониальное хозяйство (а с ним и современный капитализм), производство сахара (не говоря, разумеется,
о серебряной промышленности и о добыче золота и драгоценных камней в Бразилии) составляло основу всего колониального хозяйства, а, значит, косвенным образом и европейского. Трудно себе представить, какое огромное значение имели в то время сахарная промышленность и сахарная торговля. Когда мы читаем заключение парижского торгового совета от 1701 г., что судоходство Франции обязано своим процветанием торговле ее, производящих сахар, островов и может держаться и развиваться только в зависимости от этой торговли – то это совсем не является преувеличением. А торговлю сахаром почти монополизировали евреи (в частности, французскую торговлю – богатый дом Градис из Бордо).
Но особенно велико стало могущество евреев в Центральной и Южной Америке, когда с конца XVII столетия возникла тесная связь между английскими колониями Северной Америки и Вест-Индией; связь, которой, как мы увидим, обязана своим существованием европейская Северная Америка и которую, в существенных чертах, создали опять-таки еврейские купцы. Мы переходим таким образом к обсуждению той роли, которую сыграли евреи в развитии северно-американского народного хозяйства, или, что сводится к тому же, в зарождении Соединенных Штатов Америки. Дело в том, что Соединенные Штаты стали в хозяйственном отношении тем, что они есть, главным образом, благодаря влиянию еврейских элементов. Это утверждение опять-таки требует подробного разъяснения, ибо оно противоречит, очевидно, ходячему (по крайней мере, в Европе) взгляду на вещи.
На первый взгляд кажется, будто именно северно-американская хозяйственная жизнь образовалась в своих существенных чертах без содействия евреев. Когда я выражал в разговорах мнение, что современный капитализм в своей основе есть не что иное, как эманация еврейского духа, то довольно часто мне возражали ссылкой именно на Соединенные Штаты, как на доказательство справедливости противоположного. Сами янки чванливо утверждают иногда, что они обошлись без евреев. Какой-то американский писатель, если не ошибаюсь, Марк Твен, объяснил однажды довольно обстоятельно, почему евреи не играют там, в Америке, никакой роли: потому будто, что они, янки, такие же «продувные» (smart), как и евреи, если даже не более продувные. (Между прочим, то же самое говорят о себе и шотландцы.) И действительно: среди крупнейших промышленников и спекулянтов Соединенных Штатов, среди «магнатов трестов» мы встречаем мало еврейских имен. Со всем этим можно согласиться. И все-таки я поддерживаю свое утверждение, что и Соединенные Штаты – и что даже ни одна страна так, как Соединенные Штаты – исполнены еврейского духа. Впрочем, в иных американских кругах – и как раз в кругах людей, способных судить о вещах – это знают очень хорошо. Когда несколько лет тому назад была отпразднована с большой пышностью 250-летняя годовщина поселения евреев в Америке, то президент Рузвельт обратился к распорядительному комитету празднества с письмом, в котором он в очень лестной (для евреев) форме высказывал свои пожелания. Он писал, что в первый раз за свое президентство посылает по случаю торжества поздравительное письмо; но он должен был сделать это исключение, ибо повод был слишком важен. Преследования, которым как раз в это время подвергались евреи, делают для него особенно настоятельной обязанность подчеркнуть, какие выдающиеся гражданские качества обнаружили лица иудейского вероисповедания и происхождения с тех пор, как они поселились в стране. Говоря далее о заслугах евреев перед Соединенными Штатами, он употребляет удачный, вполне выражающий сущность дела, оборот: евреи помогли в создании страны – «The Jew participated in the upbuilding ot this country». А бывший президент Гровер Кливленд выразился по тому же поводу: «Немногие – или даже вообще ни одна – из образующих американский народ национальностей не оказали большего прямого или косвенного влияния на создание современного американизма, чем еврейская нация» («J believe that it can be safely claimed that few, if any of those contributing nationalities have directly and indirectly been more influential in giving shape and direction to the Americanism of to day»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные работы"
Книги похожие на "Избранные работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вернер Зомбарт - Избранные работы"
Отзывы читателей о книге "Избранные работы", комментарии и мнения людей о произведении.