» » » » Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты


Авторские права

Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты

Здесь можно купить и скачать "Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Территория будущего»19b49327-57d0-11e1-aac2-5924aae99221, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты
Рейтинг:
Название:
История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91129-075-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"

Описание и краткое содержание "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу исторического процесса на территории Восточно-Европейской равнины в свете современных историко-социологических теорий. Конечная цель исследования – дать ответ на вопрос: можем ли мы на сегодняшнем уровне знаний объяснить российскую историю?

Книга адресована специалистам-историкам, аспирантам и студентам вузов, а также всем любителям истории.






Помимо заимствованных навыков, развивались и местные традиции, восходящие к Пастырскому городищу и черняховской культуре; было распространено гончарное ремесло и производство стальных изделий.[348] Главным оружием хазар и аланов были (по-видимому, заимствованные у аваров) слабоискривленные сабли. Сабельные клинки демонстрируют высокий технологический уровень: использование высокоуглеродистой стали, цементизация, сложные виды термообработки. Подобные технологии применялись только в высокоразвитых центрах производства оружия с давними традициями.[349] Было развито и ювелирное дело, обычной продукцией ювелиров были зеркала с шестиконечными звездами на тыльной стороне – эту символику можно истолковать как признак присутствия в Хазарии еврейских ремесленников.[350] С другой стороны, во многих украшениях прослеживаются мотивы, характерные для Ирана и мусульманского Востока – свидетельство диффузии мусульманской культуры.[351]

Для Хазарии характерна довольно однородная археологическая культура, которую называют салтово-маяцкой – так же, как в черняховские времена, мы наблюдаем поглощение местных культур единым культурным комплексом. Но при всем том Хазарское государство было полиэтническим образованием, включавшим в себя как кочевые, так и земледельческие племена. Столицей каганата был город Итиль на Волге, удивительным образом сочетавший черты торгово-ремесленного поселения и зимней стоянки кочевников. На острове посреди реки возвышался построенный из кирпича дворец кагана, восточное предместье («Хазаран») напоминало обычный мусульманский город с базарами и мечетями, а западное предместье принадлежало кочевникам, которые проводили в городе зиму, а весной уходили в степь. Каганский двор тоже кочевал по степи летом, совершая объезд своей страны – подобно тому, как это делали позже русские князья.[352]

Домен кагана, страна кочевников-хазар, располагалась в междуречье Волги и Дона. За Доном после ухода болгар жили кочевые племена венгров-мадьяр; они номинально подчинялись кагану, посылали своих воинов в хазарское ополчение, но во внутренних делах пользовались самостоятельностью. Венгры возродили давнюю скифо-сарматскую традицию охоты на рабов: они производили набеги на живших на правом берегу Днепра независимых от Хазарии славян и продавали их в портах Крыма купцам, приезжавшим из Византии.[353]

К IX веку значительная часть кочевников осела на землю, и на средней Волге обитали племена буртасов, занимавшиеся как скотоводством, так и земледелием. Севернее буртасов, в районе слияния Волги и Камы, располагалась Волжская Булгария; кочевые булгары подчинили часть славянских племен, и их вождь именовал себя «царем славян». Роды булгар (по-видимому, также как и роды хазар) включали в себя покоренных земледельцев и насчитывали тысячи членов, булгары кочевали по степи, а земледельцы обрабатывали поля. В Булгар, столицу Волжской Булгарии, спускаясь вниз по Волге, прибывали купцы-русы, привозившие рабов и меха; отсюда эти товары отправлялись дальше по реке в Итиль или караванами в Хорезм.[354] Тесные торговые связи с мусульманским Хорезмом привели к постепенной исламизации Булгарии, здесь было много мечетей, «царь славян» принял ислам и стремился освободиться от власти хазарских иудеев.[355]

На юге Хазарии существовали обширные земледельческие районы с многолюдными городами и селами. Наиболее плотно населенной областью была приморская часть Дагестана; здесь располагались знаменитые города-крепости Дербент, Семендер и Белинджер, окруженные орошаемыми полями и виноградниками.[356] В Центральном Предкавказье находилась страна алан; здесь жили горные скотоводы, строившие каменные дома-башни, и равнинные земледельцы, обитавшие в городищах из сырцового кирпича. Страна алан находилась на границе с Византией, и ее культура с давних времен испытывала сильное византийское влияние; сюда во множестве проникали греческие и сирийские монахи, распространявшие в Алании христианство. Вероятно, именно эти монахи создали для алан письменность на основе сирийско-несторианского алфавита; позднее эту письменность использовали и тюрки.[357] Вторжения арабов в VIII веке вынудили часть алан переселиться на север – в долины Дона и Северского Донца.[358] Позднее здесь сформировалась еще одна область земледельческой культуры: появились каменные крепости и большие села, жители которых были знакомы с гончарным и железоделательным ремеслами.

Аланская область в лесостепи на Донце граничила на западе и на севере со страной славян. Славянские племена днепровского левобережья платили хазарам дань и считались подданными кагана. Установившийся в степи мир позволил им выйти из лесов и приступить к освоению плодородных степных черноземов.[359] Археологические материалы свидетельствуют о резком росте славянского населения,[360] которое расселялось в долины Дона и Северского Донца и жило здесь вперемешку с аланами. В ходе этого культурного синтеза аланы заимствовали у славян их жилища, полуземлянки с закрытыми печами, а славяне переняли гончарное и железоделательное ремесла, некоторые приемы ювелирного дела и, возможно, даже начатки письменности: найдены несколько славянских надписей, выполненных аланскими буквами.[361] По-видимому, у соседей было заимствовано славянами и использование плужной пахоты, о чем говорят многочисленные находки железных наральников – таких же, как в салтово-маяцкой культуре каганата.[362] Это явление, несомненно, следует сопоставить с распространявшимся с аварских времен новом способе запряжки лошадей с помощью хомута.[363] Слова «лошадь» и «хомут» являются древними тюркскими заимствованиями в русском языке; «лошадь» раньше произносилось как «лоша», что близко к чувашскому laša – между тем чувашский язык считается наследником языков булгар и хазар.[364]

Хомут был китайским изобретением, в VI веке принесенным в Европу кочевниками. Использование хомута повышало тягловую силу лошади примерно в четыре раза по сравнению с применявшимся ранее мягким ремнем.[365] Применение лошади на пахоте было фундаментальным открытием, настоящей «аграрной революцией»:[366] по сравнению с пахотой на быках производительность увеличивалась примерно вдвое. Распространение плужной пахоты отразилось и на системе налогообложения: в Х веке славяне-вятичи платят дань хазарам уже не с «дыма», а с «плуга».[367]

Волна диффузионного перенимания алано-хазарской культуры распространилась с Дона на запад, в левобережное Поднепровье, где сложилась новая волынцевская культура.[368] Смешение аланского и славянского населения здесь было настолько сильным, что археологи находят у местных славян («северян») и аланов единый антропологический тип – хотя, в принципе, это народы, отличные в антропологическом отношении.[369] Этот единый тип северян и аланов отличался от антропологического типа словен, кривичей и других лесных племен, который был ближе к характеристикам западных славян.[370]

Для того чтобы собирать дань и держать в повиновении славян, на Северском Донце располагались хазарские крепости с гарнизонами из кочевников.[371] Западнее, на реке Псел, такой крепостью было Битицкое городище.[372] Хазарские форпосты имелись и на берегу Днепра – как доказывает О. Прицак, одним из таких форпостов был Киев. О присутствии хазар в Киеве говорит упоминаемое Константином Багрянородным название киевской крепости Самбат, которое возводят к еврейскому «шабат» – «суббота».[373] Это название связано с преданием о расположенной на краю света реке Самбатион, на берегу которой проживала иудейская община – очевидно, евреи на Днепре чувствовали себя заброшенными на край света и живущими на берегу Самбатиона.[374] То, что в Киеве действительно проживало много иудеев, подтверждается позднейшими источниками: в Х – XI веках один из районов Киева назывался «Козаре», а другой «Жидове», и к нему вели «Жидовские ворота».[375] Многие историки отмечают, что упоминаемые в «Повести временных лет» имена братьев-основателей Киева, Кий, Щек и Хорив – отнюдь не славянские; О. Прицак возводит имя Кий к имени хазарского визиря Ахмада бен Куйа.[376] Известно также, что иудейский Хорив – это гора, на которой Моисею явился Господь, и близ Киева действительно находится гора Хоревица.[377]

Один из интригующих моментов в истории хазарско-иудейского влияния на становление русской культуры касается вопроса о создании русской письменности. В 860 году в Хазарию была послана православная миссия во главе с Константином (Кириллом) Философом, позже ставшим просветителем славян. Прибыв в Крым, Константин сначала выучил еврейский язык и научился читать еврейские книги. «Нашел же здесь евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, – говорит „Житие Константина“, – и человека нашел, говорившего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву богу, вскоре начал читать и излагать их…».[378] М. И. Артамонов полагал, что это «русское» письмо из иудейской Хазарии и было положено Кириллом в основу созданной им славянской азбуки[379] – и тогда становится понятно, каким образом в эту азбуку попало несколько еврейских букв, в том числе «шин» и «цади» (Ш и Ц). Но возможно, что Кирилл, знакомый с еврейской письменностью, самостоятельно пришел к идее использовать эти буквы, чтобы воспроизвести те звуки славянского языка, которые не передавались греческим алфавитом.[380]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"

Книги похожие на "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Нефедов

Сергей Нефедов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"

Отзывы читателей о книге "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.