Александр Владимирский - Великий Ганди. Праведник власти

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великий Ганди. Праведник власти"
Описание и краткое содержание "Великий Ганди. Праведник власти" читать бесплатно онлайн.
Уинстон Черчилль надменно назвал Ганди «полуголым факиром», но миллиарды людей по всему свету величают его Махатмой, что переводится как «ВЕЛИКАЯ ДУША». Он не занимал никаких государственных постов, не принимал почестей и подношений, но был подлинным ГЕНИЕМ ВЛАСТИ, собственным примером доказав, что праведная власть, основанная на моральном авторитете, превыше власти силы и тирании зла. Он говорил: «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна»; «Я признаю только одного тирана, и это тихий голос совести»; «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». Отрицая не только насилие, но и бессилие, Ганди завоевал свободу для родной Индии мирным путем — но не смог предотвратить страшного кровопролития между индуистами и мусульманами, вспыхнувшего после победы и унесшего миллионы жизней. И сам был убит фанатиком всего через пять месяцев после обретения независимости, оставшись в народной памяти святым, пророком, «отцом нации».
Эта книга — лучшая отечественная биография ПРАВЕДНИКА ВЛАСТИ, которого заслуженно величают ЧЕЛОВЕКОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.
Раджкопумар, один из многочисленных мелких арендаторов, страдал от действовавшего в Бихаре закона тинкатии, согласно которому арендаторы должны были отводить три двадцатых части площади обрабатываемой земли под растения индиго, тогда как вся прибыль от продажа красителя индиго уходила к землевладельцам — плантаторам-англичанам. И он решил, что только Ганди может спасти чампаранских крестьян от голодной смерти. Раджкопумар преследовал Ганди буквально по пятам и в конце концов уговорил его приехать в Чампаран.
Ганди взял с собой команду молодых образованных юристов, подчинявшихся ему беспрекословно. Во время поездки в Чампаран все они во главе с Ганди были обязаны жить в тех же условиях, в каких живут бедные крестьяне. Ганди собрал информацию от заинтересованных лиц, для чего ему и его товарищам пришлось изъездить весь округ Чампаран. Ганди побывал в самых глухих селениях. В результате были собраны тысячи свидетельств о незаконных действиях плантаторов и властей.
Власти приказали Ганди покинуть Чампаран. А когда он отказался уехать, его арестовали. На суде Ганди заявил: «Я пренебрег предписанием не из-за отсутствия уважения к законной власти, а во имя подчинения высшему закону нашего бытия — голосу совести».
То же самое написал Ганди в телеграмме вице-королю Индии. Тот, опасаясь массовых выступлений в защиту Ганди по всей стране в случае его осуждения, приказал прекратить слушание дела. Губернатор провинции разрешил Ганди остаться в Чампаране. «Состоялся, — отмечал Ганди, — первый урок гражданского неповиновения». Опасаясь беспорядков, правительство Индии отменило распоряжения на местах и позволило Ганди свободно продолжать свое расследование, а потом включило его в созданную комиссию.
Собрав показания восьми тысяч крестьян, Ганди произнес на заседании комиссии превосходную речь против закона тинкатии. Закон был отменен. Плантаторы проиграли. Слух о том, что у бедняков появился настоящий заступник и вождь, облетел всю Индию. Ганди стал фигурой общенационального масштаба. Вот как пишет французская исследовательница Кристин Жордис о положении Ганди после успешной кампании в Чампаране: «Политические лидеры, оттесненные на задний план, сочли его поведение опасным, а стиль действий — неуместным. Но молодежь, которой, наоборот, хотелось целиком отдаться какому-либо делу, восторженно пошла за этим паломником истины, который одевался, как бедняк».
Плантаторы продолжали кампанию против Ганди, но им пришлось уступить организованному сопротивлению крестьян и снизить арендную плату. Правительство Индии вынуждено было принять закон об отмене существовавшей на плантациях индиго кабальной системы аренды земель.
Из Чампарана Ганди переехал в Ахмадабад, ближе к своему ашраму. Еще в Бихаре он получил известие, что рабочие ахмадабадских текстильных фабрик готовятся к забастовке, требуя повышения зарплаты. И Ганди стал одним из руководителей забастовки. Сначала Ганди надеялся покончить дело миром. Ведь Амбалал Сарабхаи, крупнейший ахмадабадский бизнесмен и глава известного рода, финансово поддержавший ашрам после приема туда семьи «неприкасаемых» и с тех пор друживший с Махатмой, был одной из сторон конфликта и одним из ярых противником повышения зарплаты рабочим. Его сестра Анасуйя, напротив, поддерживала забастовщиков. Ганди убедил обе стороны передать дело в суд. Но судебное разбирательство было сорвано фабрикантами. Тогда-то по совету Ганди и началась забастовка.
Ежедневно, сидя во время ритуального собрания под большим баньяновым деревом на берегу Сабармати, Ганди призывал бастующих к терпению и выдержке, напоминая, что они поклялись избегать насильственных действий. Время шло, фабриканты не сдавались, а у рабочих, которым не платили жалованья, заканчивалось продовольствие. Забастовка вот-вот могла прекратиться. И тогда в знак солидарности с забастовщиками Ганди объявил голодовку протеста, обязавшись не принимать пищу вплоть до заключения трудового договора. Чтобы помочь рабочим, он временно взял их на работу в ашрам, где они укладывали фундамент ткацкой школы. Голодовка для Ганди была не шантажом по отношению к фабрикантам, а средством укрепления морального духа участников забастовки. На 21-й день забастовки и через три дня после начатой Ганди голодовки владельцы фабрик капитулировали и подписали соглашение с бастующими. По этому поводу была организована бесплатная раздача сладостей. К толпам изголодавшихся рабочих присоединились тысячи городских нищих. В создавшейся давке большая часть сладостей была втоптана в землю. С чувством стыда наблюдал Ганди за этой сценой. Он так ее прокомментировал: «Отчаянная борьба за хлеб лишает людей всякого чувства приличия и самоуважения. А филантропы вместо того, чтобы обеспечить людей работой, которая даст им хлеб, швыряют им милостыню».
Далее Ганди отправился в округ Кхеда, под Ахмадабадом. Там из-за неурожая крестьяне были не в состоянии платить налоги. Ганди призвал их отказаться от уплаты налогов. Чиновники в счет недоимок стали продавать крестьянский скот, забирать их утварь, посуду, накладывать арест на урожай на корню. Благодаря усилиям Ганди о событиях в Кхеде узнала вся Индия.
«Сатьяграха в Кхеде знаменует собой пробуждение крестьян Гуджарата, — писал Ганди, — начало их настоящего политического воспитания». Благодаря событиям в Кхеде руководство ИНК обратило внимание на крестьянское движение как на важную политическую силу. Властям пришлось уступить. «Полученный урок, — утверждал Ганди, — навсегда запечатлелся в общественном сознании: спасение народа зависит от него самого, от его готовности страдать и жертвовать собой».
Все эти события происходили в 1918 году, когда Англия и ее союзники вели решающие сражения с центральными державами. Ганди не намеревался подрывать британские военные усилия. Он надеялся, что с концом войны Индия в награду за помощь Британской империи получит статус доминиона и что «расовые различия отойдут в прошлое». Ганди считал, «что нельзя извлекать выгоду из трудностей, переживаемых Англией», и агитировал добровольцев записываться в британскую армию, но на должности, не связанные с насилием. Однако Первая мировая война не принесла Индии свободы. А связанные с ней эпидемии холеры, чумы и оспы унесли миллионы жизней.
Ганди написал вице-королю Индии письмо, где утверждал, что стремление к независимости охватило всех индийцев. По его словам, Индия готова пойти на дальнейшие жертвы для победы в войне. Ганди напомнил о своей роли в Чампаране и Кхеде, где население не проклинает правительство, а поддерживает его. В заключение письма он признался: «Я пишу об этом потому, что люблю английский народ и хочу пробудить в каждом индийце чувство лояльности по отношению к англичанам».
В 1918 году под влиянием революции в России сессия конгресса впервые приняла резолюцию с требованием национального самоопределения для Индии.
Русскую революцию 1917 года и приход к власти большевиков во главе с Лениным Ганди расценил неоднозначно. С одной стороны, он симпатизировал свержению царского деспотизма. Но с другой стороны, ему претила приверженность лидеров большевиков к насилию. Тилак придерживался иной точки зрения. 29 января 1918 года Тилак в своей газете «Кесари» писал: «Ленин является поборником мира… Он разошелся с Керенским именно из-за того, что тот хотел руководить правительством в России на основе компромисса с имущими классами. Ленин же и думать не хочет о каких-либо отношениях с этими классами. По мнению Ленина, эти имущие классы воюющих сторон занимают опасные и исключительно эгоистические позиции. Они выступают против интересов простых людей всех стран. Именно эти классы развязали войну в то время, как трудящиеся искренне стремятся к миру… В конечном счете, рабочая партия во главе с Лениным свергла правительство Керенского и взяла власть в свои руки».
Ганди не столь однозначно оценивал Ленина. Тем не менее в 1928 году индийский вождь говорил: «…Как бы там ни было, нельзя отрицать того факта, что за большевистскими идеалами стоит самая настоящая самоотверженность бесчисленного количества мужчин и женщин, которые отдали во имя этих идеалов все, что у них было. Идеал, освященный жертвами такого выдающегося человека, как Ленин, не может пропасть даром. Благородный пример их самоотверженности будет прославлен в веках и будет делать этот идеал все более чистым и прекрасным».
Также Дж. Неру утверждал: «Я не сомневаюсь, что советская революция намного продвинула вперед человеческое общество и зажгла яркое пламя, которое невозможно потушить. Она заложила фундамент той новой цивилизации, к которой может двигаться мир».
Вице-король Индии издал указ, запрещающий коммунистическую пропаганду в стране. Лорд Челмсфорд обратился к лидерам Индийского национального конгресса с призывом прекратить антиправительственные выступления и оказать ему помощь в борьбе против «большевистской угрозы». Ганди этот призыв отверг, заявив: «Я ничего не имею против русских, которые сделали великие дела ради пролетариата». Позднее он признавался: «Я никогда не верил в большевистскую угрозу. Да и почему какое-либо правительство Индии должно бояться русской большевистской или какой бы то ни было другой опасности?»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великий Ганди. Праведник власти"
Книги похожие на "Великий Ганди. Праведник власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Владимирский - Великий Ганди. Праведник власти"
Отзывы читателей о книге "Великий Ганди. Праведник власти", комментарии и мнения людей о произведении.