Николай Шавыкин - Тайны пропавших экспедиций

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны пропавших экспедиций"
Описание и краткое содержание "Тайны пропавших экспедиций" читать бесплатно онлайн.
Линкор — крупный боевой корабль с мощной артиллерией и броней; его предназначение — уничтожение кораблей всех классов в морском бою и нанесение артиллерийских ударов по береговым объектам. История линейных кораблей неразрывно связана с историей развития мирового военного флота. Первые линкоры были построены в XVII веке, а наиболее значительные сражения с их участием прошли в Первую и Вторую мировые войны. Книга Н. А. Шавыкина рассказывает не только об истории линейных кораблей, но и подробно описывает наиболее значительные морские сражения с участием линкоров.
Сражение у Мидуэя
Бой у атолла Мидуэй отличается от боя в Коралловом море тем, что в нем (с японской стороны) принимали участие основные линейные силы флота. Правда, их участие ограничилось лишь самим фактом присутствия, да и то на значительном расстоянии от самого места боя. Этот бой, как и предыдущий, ограничился обменом ударов авиации с больших дистанций. Однако основной интерес к этому бою, по–видимому, заключается не в этом, а в последовательности решений, принимаемых адмиралом Нагумо перед и во время боя. Его решения, на первый взгляд правильные и логичные, привели в результате к поражению. В то же время несогласованность действий американской авиации привела к их победе. В этом бою основную роль сыграл «его величество случай».
Первая фаза войны — разгром американского флота в Пёрл- Харборе, занятие обширных территорий в Юго–Восточной Азии — была проведена Японией блестяще. Не понеся значительных потерь, она захватила огромные территории, источники сырья и продовольствия. Теперь стоял вопрос как охранять то, что захвачено? Для надежной обороны нужно было располагать передовыми опорными пунктами. Такими пунктами могли стать атолл Мидуэй в центре, Алеутские острова на севере и Соломоновы на юге. Базируясь на них, Япония могла перекрывать с них огромные пространства своей авиацией. Например, с атолла Мидуэй можно было легко контролировать воздушное пространство над Гавайскими островами.
Вот на этот небольшой атолл и направили японцы свой удар. Операция была назначена на 6 июня 1942 г. Японское командование оценило обстановку, учитывая, что американские авианосцы потоплены, повреждены или по крайней мере находятся далеко на юге, следующим образом: «Противник делает отчаянные попытки, чтобы задержать ослабление своих сил по мере того, как его линия внешней обороны рушится под нашими последовательными ударами, и угроза Индии, Австралии и Гавайским островам становится непосредственной… Последние 10 дней мая явились периодами… возобновления его активной деятельности… пристальное внимание противник обращает на австралийские районы… назрело время нанести удар по о. Мидуэй и Алеутским островам».
27 мая 1942 г. в западной части Внутреннего Японского моря у острова Хасира собрался практически весь японский флот. С начала войны не было случая, чтобы в одном месте наблюдалось такое сосредоточение боевых кораблей (это справедливо и для Европейского театра, не считая, разумеется, будущих десантных операций). Ввиду города Хиросима стояли на якорях 68 кораблей. Среди них 7 линкоров во главе с новым, мощным 68 000–тонным «Ямато» под флагом адмирала Ямамото. Кроме «Ямато», здесь находились «Нагато» и «Муцу» (1–я дивизия линкоров), «Исэ», «Хьюга», «Фусо» и «Ямасиро» (2–я дивизия линкоров). Линкоры были защищены противоторпедными сетями (урок, преподнесенный американцам в Пёрл–Харборе, был учтен и самими учителями). Крейсера и эсминцы располагались вокруг линкоров, готовые отразить любое нападение с воздуха. Это были крейсера «Китаками», «Ои» и «Сэндай» и 12 эсминцев, легкий авианосец «Дзуйхо» (в некоторых источниках, в частности у Футида, указывается, что это был легкий авианосец «Хосё») и группа транспортов снабжения.
К западу от главных сил находилось оккупационное соединение, предназначенное для занятия атолла Мидуэй. В него входили два линкора — «Конго» и «Хиэй», 6 тяжелых крейсеров (флагман — тяжелый крейсер «Атаго»), 2 легких крейсера, 12 эсминцев, тральщик и охотник за подводными лодками. Десант расположился на 16 транспортах. Соединению были приданы авиатранспорта, два из них несли по шесть сверхмалых подводных лодок.
К северу от этой армады находились корабли ударного соединения под командой адмирала Нагумо. В него входили 4 авианосца («Акаги» — флагман, «Кага», Сорю» и «Хирю»), 2 линкора («Харуна» и «Кирисима»), 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 16 эсминцев и 8 транспортов снабжения. Две завесы из подводных лодок в районе Мидуэй были развернуты заранее. Как видно из перечня, силы огромные, способные справиться с любым современным флотом.
Какие же силы им противопоставили американцы? Адмирал Нимиц знал о готовящейся атаке Мидуэя и постарался мобилизовать все наличные силы. Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», прибывшие из южной части Тихого океана, едва успели принять топливо и запасы. Прибывший после боя в Коралловом море авианосец «Йорктаун» был сильно поврежден. Службы ремонта кораблей работали наперегонки со временем, и через 18 часов корабль был готов к выходу. В Тихом океане у американцев не было ни одного линейного корабля, способного по скорости совместно действовать вместе с авианосцами. Кое‑как отремонтированные остатки старых линкоров, поврежденных в Пёрл–Харборе, вышли из Сан–Франциско в море, но они так и не сумели подойти к месту боя ближе чем на 1000 миль. Малая скорость старых линкоров делала их скорее обузой, чем реальной силой, способной повлиять на результат боя. Все, чем располагал Нимиц, это 13 крейсеров и 30 эсминцев (не считая авианосцев). Кроме того, в его распоряжении были и подводные лодки. 5 крейсеров и 13 эсминцев были отправлены на север. Таким образом, в прикрытии 3 авианосцев остались всего 8 крейсеров и 17 эсминцев — немного, если сравнить с силами, собранными Японией.
27 мая в 8 часов на мачте «Акаги» был поднят сигнал: «Выход согласно плану». Прошло пять месяцев с того времени, как линейные корабли выходили в море в последний раз. Все это время они находились во Внутреннем Японском море, готовясь к решающему сражению с американским флотом. Команды, от матроса до адмирала, этих огромных кораблей считали, что мощь их орудий решит исход боя, и надеялись на победу. (Наверное, их можно поняты достаточно представить картину выхода в море огромных, более 200 м длиной, бронированных колоссов с мощной артиллерией, чтобы уверенность в победе вселилась в душу.) Ударное соединение адмирала Нагумо двинулось навстречу одному из крупнейших боев на море. Во главе колонны шли легкий крейсер «Нагара» и эсминцы, затем тяжелые крейсера, линкоры «Харуна» и «Кирисима» и, наконец, авианосцы «Акаги» и «Кага». Замыкала строй 2–я дивизия авианосцев под командованием контр–адмирала Ямагучи — «Хирю» и «Сорю».
Вслед за ними вышло соединение вторжения: линкоры «Хиэй» и «Конго», крейсера и транспорты под прикрытием самолетов и эсминцев. Последними вышли главные силы: 7 линкоров, крейсера и эсминцы. Их вел «Ямато». Прикрытие с воздуха обеспечивали самолеты с авианосца «Дзуйхо». Дальше события развивались следующим образом.
Ударное соединение приблизилось к Мидуэю. В 2 час. 45 мин. 4 июня все было готово к началу атаки, когда был отдан приказ: «Экипажам самолетов, назначенным в атаку, приготовиться!» Адмирал Нагумо так оценил сложившуюся ситуацию (свидетельство Футида, находящегося на «Акаги»):
«1. Флот противника, очевидно, подойдет к атоллу Мидуэй и завяжет бой в то время, когда начнется высадка десанта.
2. Заградительный воздушный дозор авиации с атолла Мидуэй будет гораздо сильнее к западу и югу от атолла, чем к северу и северо–западу.
3. Радиус действия патрульных самолетов противника составляет примерно 500 миль.
4. Противник еще не разгадал наших намерений и не обнаружил ударного соединения.
5. Ничто не говорит о том, что оперативное соединение противника находится поблизости.
6. Поэтому мы можем атаковать атолл Мидуэй, уничтожить базирующиеся там самолеты и оказать поддержку высадке десанта, затем развернуться, встретить приближающееся со стороны моря оперативное соединение противника и уничтожить его.
7. Возможные контратаки базовой авиации могут быть успешно отражены нашими истребителями–перехватчиками и огнем зенитных орудий».
Обращает на себя внимание возросшая уверенность (после многих удачных операций) по сравнению с той, какая была у Нагумо после налета на Пёрл–Харбор. Тогда он сомневался в удачном исходе повторного налета и отступил, хотя ему было известно о больших потерях у американцев в авиации. В этом случае, у Мидуэя, перед ним находились значительные силы базовой авиации, не говоря уже о возможном появлении в любой момент авианосцев противника, однако он был уверен в успехе. Все, в чем можно обвинить Нагумо перед налетом на Мидуэй, это в недостаточном внимании к разведке.
У японцев на ударном соединении авианосцев существовала практика, когда разведка вылетала с первой ударной волной самолетов. Эта практика оказалась достаточно порочной, так как при атаках Коломбо и Тринкомали надводные силы противника обнаруживались в тот момент, когда самолеты были далеко и бомбили базы. Авианосцы оказывались в опасности. Однако тогда все обошлось хорошо (для японцев). При нападении на Мидуэй Нагумо подстраховался, оставив на авианосцах вторую волну самолетов, готовых нанести удар по любым обнаруженным кораблям противника. Однако слабым местом в плане осталась разведка. Для проведения ее было выделено 7 самолетов, и только. Разведка была одноразовой, а этого было недостаточно. По–видимому, Нагумо хотел иметь как можно больше самолетов для удара по аэродромам Мидуэя и не выделил для разведки больше необходимого минимума. Один самолет–разведчик оказался неисправен и смог вылететь только через полчаса. Если бы он вылетел вовремя, он бы смог обнаружить американское ударное соединение (вот он, «его величество случай»). Вообще в японском флоте большее внимание уделялось ударным действиям, чем разведке. Это было характерно не только для авиации. Надводные корабли, например, эсминцы, были прекрасно подготовлены к ночным торпедным и артиллерийским атакам, но неохотно выполняли задания по противолодочной обороне и эскортированию транспортов (слово «неохотно», естественно, относится к командованию эсминцев).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны пропавших экспедиций"
Книги похожие на "Тайны пропавших экспедиций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Шавыкин - Тайны пропавших экспедиций"
Отзывы читателей о книге "Тайны пропавших экспедиций", комментарии и мнения людей о произведении.