» » » » Анатолий Хазанов - Португальская колониальная империя. 1415—1974.


Авторские права

Анатолий Хазанов - Португальская колониальная империя. 1415—1974.

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Хазанов - Португальская колониальная империя. 1415—1974." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Хазанов - Португальская колониальная империя. 1415—1974.
Рейтинг:
Название:
Португальская колониальная империя. 1415—1974.
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-1062-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Португальская колониальная империя. 1415—1974."

Описание и краткое содержание "Португальская колониальная империя. 1415—1974." читать бесплатно онлайн.



Предпосылкой образования империи послужила ограниченность Португалии со всех сторон испанскими королевствами и невозможность сухопутного территориального расширения в сторону Европы. Великие географические открытия конца XV века, активность португальской знати и торговых элит привели к созданию крупнейшей морской империи нескольких следующих веков. Португалия владела десятками колоний в Северной Атлантике, Латинской Америке, в Западной, Экваториальной, и Восточной Африке, на Аравийском полуострове, Индии, Юго-Восточной Азии. К XVIII веку империя теряет большую часть своих владений, а в 1974—1975 гг., в результате «Апрельской революции» в метрополии, перестает существовать.

Книга доктора исторических наук A.M. Хазанова подробно рассказывает об этапах создания, периоде расцвета и годах распада Португальской колониальной империи.






И ФРЕЛИМО повел настойчивую и нелегкую работу за завоевание такой поддержки, добившись в этом значительного успеха. Многие вожди вступили в движение. На ранних стадиях борьбы колониальные административные структуры в освобожденных районах заменялись традиционными. Власть передавалась вождю, которому вменялось в обязанность снабжать пищей и одеждой не только местное население, но и партизан, а также организовать деревенскую милицию.

Развертывая широкую партизанскую войну на территории Мозамбика, ФРЕЛИМО столкнулся с трудностями военного, политического и психологического характера.

Одной из главных трудностей была постоянная нехватка оружия и военного снаряжения. «Освобождение Мозамбика, — отмечал С. Машел, — шло бы более быстрыми темпами, если бы у нас было больше оружия. Мы имеем бойцов, но v нас мало оружия. Обучено уже 10 тыс. бойцов, но это партизаны без оружия».

Серьезные препятствия на пути развертывания национально-освободительной борьбы в Мозамбике создавала раскольническая политика маоистов. Летом 1965 г. они предприняли попытку объединить раскольнические силы и создать широкую оппозицию ФРЕЛИМО. П. Тумане нанес визит в Пекин, где он, видимо, получил инструктаж по созданию «объединенного» фронта{93}.

В июне 1965 г. в результате слияния УДЕНАМО— Мономотапа, Нового УДЕНАМО, МАНУ, МАНКО и УНАМИ была создана новая раскольническая организация КОРЕМО (Революционный комитет Мозамбика). К созданию этой организации имели прямое отношение не только маоисты, но и португальская, американская и израильская разведки. Во время суда над Тумане в 1975 г. он признал, что начиная с 1962 г. получал деньги от ПИДЕ, а также от США и Израиля. По его словам, американский дипломат в Лусаке (Замбия) К. Дж. Тэйлор сказал ему: «Если вы откроете свой офис в Мозамбике, мы готовы помочь деньгами, но только если вы обоснуетесь внутри страны». Президентом КОРЕМО стал Гвамбе (через год. его сменил Тумане), генеральным секретарем — Ж. Читежи. Штаб-квартира КОРЕМО размещалась в Лусаке.

КОРЕМО не получил какого-либо международного признания. Несмотря на свои огромные усилия, предпринятые на X сессии Комитета освобождения Африки ОАЕ в 1967 г., КОРЕМО не смог добиться большего, чем признания де-факто его деятельности. Ему было отказано в материальной и финансовой помощи и даже в разрешении открыть свое отделение в Дар-эс-Саламе, где находилась штаб-квартира комитета.

В августе 1965 г. Тумане открыто заявил о своей ориентации на маоистское руководство КПК. КОРЕМО, видимо, по указанию из Пекина установил тесные связи с рядом прокитайских организаций в Африке, в том числе с ПАК, ГРАЕ, УНИТА и СВАНУ. Хотя Тумане утверждал, что его организация имеет 5000 последователей в Мозамбике, КОРЕМО не вел каких-либо боевых действий против португальцев. Он сосредоточил свою деятельность главным образом на создании тайной сети кадров и их военном обучении, чтобы использовать их в будущем против ФРЕЛИМО, а также осуществлял террористические акции в отношении руководителей ФРЕЛИМО. Видимо, с его деятельностью следует связать серию нераскрытых убийств видных деятелей ФРЕЛИМО (Ф. Магайя, Ж. Сигуаке и др.) в 1966—1968 гг.

К концу освободительной войны КОРЕМО полностью сошел с политической арены, так как его иностранные покровители, разочаровавшись в Тумане, перестали оказывать ему финансовую и другую помощь.

В ходе размежевания классовых и политических сил во ФРЕЛИМО выявились острые противоречия, проявившиеся в серьезных идейно-политических разногласиях по таким вопросам, как стратегия и тактика вооруженной борьбы, социально-экономические преобразования в освобожденных районах, степень демократизации власти в этих районах и т.д.

Идейно-политическая борьба во ФРЕЛИМО резко обострилась в конце 60-х гг. в связи с радикализацией движения. Одним из проявлений этой борьбы явился «студенческий бунт» в Мозамбикском институте. Этот институт был создан ФРЕЛИМО в 1963 г. в Танзании и имел своей задачей подготовку медсестер, учителей, а также кандидатов для обучения в заграничных университетах[13]. Он был как бы высшим звеном образовательной системы ФРЕЛИМО. Однако то обстоятельство, что многие его студенты происходили из привилегированных слоев населения, а ряд преподавателей был приглашен из капиталистических стран, предопределило растущее недовольство студентов политикой руководства ФРЕЛИМО. Особое влияние среди них приобрел молодой мозамбикский католический священник Матеус Гвенжере. Он прибыл в Дар-эс-Салам в конце 1967 г. и без всяких трудностей устроился в Мозамбикский институт. По словам Б. Корнуэлл, в это время «никто не спрашивал новых сотрудников, были ли они правыми, левыми или центристами». Придерживаясь расистских и элитистских идеологических воззрений, Гвенжере выступил с резкими нападками на революционно настроенных белых руководителей института (в том числе на супругу Э. Мондлане — Ж. Мондлане). Он обвинил Э. Мондлане в том, что тот является «изменником», который «двигается слишком медленно и говорит слишком мягко».

Подстрекаемые Гвенжере студенты выступили в марте 1968 г. с требованием отменить контроль ФРЕЛИМО над институтом, отстранить Ж. Мондлане от его руководства и изменить программу обучения.

Провокационная деятельность Гвенжере не могла быть более терпима, и в марте 1968 г. ЦК ФРЕЛИМО, резко осудив ее, потребовал его исключения из штата института. Тогда Гвенжере создал антифре-лимовскую организацию из числа мозамбикцев, живших в Дар-эс-Саламе. В начале мая этой группой были предприняты два нападения на штаб-квартиру ФРЕЛИМО в столице Танзании. Во время второй атаки два активиста фронта были тяжело ранены (один смертельно). После этих инцидентов, сопровождавшихся студенческими беспорядками, правительство Танзании потребовало, чтобы белые, входящие во ФРЕЛИМО, покинули пределы страны.

Критикуя студентов Мозамбикского института, Мондлане писал: «Подчиняться ФРЕЛИМО — значит подчиняться Отечеству, осуществлять цель, являющуюся исторической задачей народа на нынешней фазе национального освобождения… Все должны понимать это. Хотя Отечество нуждается в подготовленных руководителях, сегодня, как и завтра, оно нуждается только в руководителях-революционерах, иначе нам превосходно подошли бы и колониалистские лидеры, поскольку они имеют академические звания и техническую квалификацию… Необходимо понять, что борьба — это важнейшая и лучшая в мире школа обучения».

В результате «студенческого бунта» институт был закрыт. Вместо него была открыта школа в Багамойо, чтобы удалить студентов от «соблазнов городской жизни». Это был не первый конфликт Мондлане со студентами. За год до этого он стал объектом аналогичной критики мозамбикских студентов, обучавшихся в США, некоторые из которых отказались участвовать в антиколониальной войне. Мондлане резко осудил их за то, что они позволили, идя на поводу своих «эгоистических чувств», устроить обструкцию «нашему общему участию в борьбе», отказавшись вернуться в Африку после получения образования, которое было оплачено ФРЕЛИМО.

В мае 1968 г. правонационалистические элементы из числа студентов распространили клеветнический памфлет, в котором называли Мондлане «марионеткой американского капитала».

В это же время против руководства ФРЕЛИМО выступила раскольническая трайбалистская группировка во главе с Лазару Нкавандаме, который был одним из вождей маконде. В 1957 г. он основал крестьянский кооператив по возделыванию хлопка, продаваемого португальской компании, экспортировавшей его за границу. Этот кооператив, названный Добровольным хлопководческим сельским обществом африканцев Мозамбика, к 1958 г. имел 1000, а к июлю 1959 г. — 1500 членов. Напуганные развитием кооперативного движения, португальские власти завербовали некоторых членов кооператива на принудительные работы на сизалевых и хлопковых плантациях, а в 1959 г. арестовали Нкавандаме, сослав в Порту-Амелия. После резни в Муэде они освободили его и сняли запрет на добровольные кооперативы при условии, что в них будет не более 30 членов{94}. Кооперативы были поставлены под португальский контроль, а сам Нкавандаме наживался на сдаче напрокат трактора тем, кто в нем нуждался. С 1962 г. кооперативы Нкавандаме установили связи с ФРЕЛИМО, стремившимся использовать их как средство усиления поддержки крестьян в Кабу-Делгаду.

Нкавандаме и некоторые другие вожди маконде выступали за сохранение родоплеменных институтов, против эмансипации женщин, были сторонниками «черного расизма», призывая убивать всех белых, включая военнопленных. Нкавандаме одобрял нападения крестьян маконде на португальских поселенцев и рассматривал конфликт с колонизаторами в категориях расовой эмансипации. Он пользовался поддержкой так называемого Совета старейшин маконде, пытавшегося убедить ФРЕЛИМО сохранить традиционные племенные структуры. Машел и другие лидеры фронта выступили против таких «феодальных пережитков», считая, что они представляют собой систему эксплуатации, столь же достойную осуждения, как и эксплуатация колонизаторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Португальская колониальная империя. 1415—1974."

Книги похожие на "Португальская колониальная империя. 1415—1974." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Хазанов

Анатолий Хазанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Хазанов - Португальская колониальная империя. 1415—1974."

Отзывы читателей о книге "Португальская колониальная империя. 1415—1974.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.