Александр Дюма - Исаак Лакедем

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исаак Лакедем"
Описание и краткое содержание "Исаак Лакедем" читать бесплатно онлайн.
В основу романа Дюма «Исаак Лакедем» положена средневековая легенда о Вечном жиде. В ней соединились представления христиан о евреях как о людях, лишенных родины и обреченных на скитания; отзвуки ветхозаветных повествований о Каине, приговоренном к бессмертию; предания о свидетелях первого пришествия Христа, кому Бог предназначил дожить до второго его пришествия; сказания о вечных странниках.
… И ходил Иисус по всей Галилее … — Матфей, 4: 23–35.
Десятиградие — страна к востоку от Иордана, союз десяти свободных эллинистических городов, включавший Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу и Канафу.
… мир принадлежал мнительному Тиберию, в то время укрывшемуся на скалах Капреи … — См. примеч. к части первой, гл. III.
… Дочь Иродиады … попросила голову Иоанна Крестителя. — О смерти Иоанна Крестителя см. Матфей, 14: 6–12; Марк, 6: 21–29. Образ Саломеи, падчерицы Ирода Антипы — евангелия не называют ее по имени, но нам оно известно из трудов писавшего по-гречески еврейского историка Иосифа Флавия (37 — после 100), — по просьбе которой Антипа казнил Иоанна, был весьма популярен в XIX — нач. XX в. Писатели-романтики приписывали ей тайную страсть к Иоанну. Дюма настаивает на политической подоплеке убийства Иоанна — тот якобы был в оппозиции к тетрарху и чуть ли не к императору. Писание ничего не говорит об этом: судя по всему, Ирод, капризный восточный монарх, боявшийся пророка (Матфей, 14: 3–5), просто не мог нарушить данное Иродиаде обещание, а та ненавидела Иоанна по сугубо личным причинам.
… фарисей, прозванный Симоном Прокаженным, пригласил Иисуса к себе на трапезу. — Страх людей древности и средневековья перед проказой был чрезвычайно велик, поэтому общавшийся с прокаженным мог быть только святым посланцем небес.
… Прекрасную грешницу звали Марией Магдалиной. — Традиция настаивает на том, что блудница, омывшая ноги Иисуса в доме Симона Прокаженного (Марк, 14: 3–9; Лука, 7: 37–50), тождественна Марии Магдалине (Марии из города Эль-Мигдала; название от, арам, «магдала», др.-евр. «мигдал» — «башня»), которая последовала за Христом, когда он исцелил ее (Марк, 8: 2; Матфей, 15: 40–41; Лука, 8: 3); она присутствовала при его казни и погребении (Матфей, 27: 56, 61 и др.), и ей он явился первой по воскресении (Иоанн, 20: 14–18); отождествляют ее также с сестрой Марфы и Лазаря, которого Христос воскресил (Иоанн, 11: 2).
Миро — благовонное масло (то же, что нард).
Динарий (правильнее: денарий) — римская серебряная монета, в описываемое время равная 16 ассам (мелкая медная монета).
VПоприще — здесь: тысяча шагов, римская миля.
… Полагают, что то была гора Фавор. — Фавор (Табор) — гора в Галилее (высота 562 м).
… Христос уже был не один: по бокам его они распознали Моисея и Илию … — Согласно иудейской вере, накануне пришествия Мессии и в знак его скорейшего явления на землю должны вернуться или показаться народу Израиля законодатель еврейского народа Моисей и пророк Илия.
… явившись во славе … — Лука, 9: 31.
… и был из облака глас, глаголющий … — Лука, 9: 35.
… прибыл в священный город к празднику поставления кущей. — Имеется в виду суккот, древний иудейский «праздник жатвы первых плодов труда твоего» (Исход, 23: 16); отмечается 15 тишри (сентябрь-октябрь по еврейскому календарю); связан с исходом из Египта и памятью о странствованиях по пустыне и кочевой жизни в шатрах (др.-слав. «куща» — «шатер»). На восьмой день праздника справляется Симхас-Тойра («Радость Торы», т. е. Писания), торжественная процессия со свитками Торы и песнопениями в честь Господа — самый веселый еврейский праздник.
… привели к Иисусу, стоявшему в храме во Дворе Народа. — Иерусалимский храм имел внешнюю ограду, внутреннюю и собственно здание храма. Пространство между внешней и внутренней оградой образовывало Двор Народа, между внутренней оградой и храмом — Священный Двор. В первый допускались все, во второй — только мужчины, лишенные увечий или физических недостатков, в сам храм — лишь священники.
… Иисус, когда увидел ее плачущую … — Иоанн, 11: 33.
Ефраим — маленький городок в Северной Иудее, в 7 км к востоку от Вефиля, вблизи пустыни.
VI… люди приходили из Гефсиманш, Анафофа, Вефиля, Силоама, Гаваона, Эммауса, Вифлеема, Хеврона и даже Самарии. — Гефсимания, Вефиль, Эммаус, Вифлеем, Хеврон, Анафоф, Силоам — см. примеч. к части первой, гл. I.
Гаваон — см. примеч. к вступлению, гл. 1.
Иродиане — то же, что садуккеи (см. примеч. к части первой, гл. III); название дано потому, что царь Ирод Великий поддерживал это направление в иудаизме.
Осанна! — др.-евр. «спаси же!»
… Из уст младенцев … — Матфей, 21: 16; ср. Псалтирь, 8: 3.
… предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах … — В древности за пиршественным столом не сидели, а лежали на специальных ложах. Греческое слово «синагога» — «собрание» — употребляется для обозначения собрания иудейской общины (и здания для таких собраний). Поскольку в иудаизме не было священства, кроме храмового, руководили такими собраниями уважаемые члены общины.
… Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, которого вы убили между храмом и жертвенником! — Матфей, 23: 35. Как повествует Писание (2 Паралипоменон, 24: 20–22), израильский царь Иоас (правил в 801–786 гг. до н. э.) был первоначально истовым приверженцем Яхве, но после смерти первосвященника Иодая обратился к идолослужению. Тогда сын Иодая, Захария (в Евангелии он назван сыном Варахии) стал гневно обличать царя, за что по велению Иоаса был побит камнями во дворе храма.
VII«Mater amaritudinis plena» — это выражение (букв. «Матерь, исполненная горечи»), как и некоторые другие (например, ниже — «Дева, безупречная в вере»), заимствованы из средневековых латинских молитв Богоматери.
… Блаженны непорочные в пути … — Псалтирь, 118: 1–2.
… Господь попустил, чтобы в знак нетленной чистоты она оставалась молодой и прекрасной. — В Писании о внешнем облике Богоматери не сказано ничего; раннехристианская иконография подчеркивает в Деве Марии черты одухотворенности, нежности, но не внешней миловидности. Акцентирование юной прелести относится к позднесредневековому западному искусству; не ранее XIV в. появляются представления о том, что Богородица после рождения Иисуса не только осталась девственной (подобные идеи идут еще от ранней церкви), но и сохраняла молодость и красоту в течение всей земной жизни.
VIII… Мессия назвал Воанергес — «чадами грома». — Воанергес — грецизированная форма др.-евр. «б’най-регес» — «сыны Громовы».
… он первый из двенадцати апостолов должен был скрепить веру и завет своей пролитой кровью. — Иаков Заведеев, согласно Писанию (Деяния, 12: 1–2), был убит по приказу Ирода Агриппы (ум. в 44 г.; объединил большую часть владений Ирода Великого к 41 г. н. э.).
… Варфоломей, в прошлом Нафанаил … — Варфоломей, по-арамейски Бар-Толмай («сын Толмая»), упоминается в евангелиях от Матфея, Марка и Луки, а также в Деяниях апостолов. В евангелии от Иоанна его имя не встречается, зато упомянут некто Нафанаил. Видимо, это одно и то же лицо — Нафанаил, сын Толмая. Услышав от апостола Филиппа об Иисусе из Назарета, Нафанаил говорит с сомнением (или приводит пословицу): «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн, 1: 46), но потом примыкает к Христу. Согласно житиям Варфоломея, он проповедовал в Сирии и Малой Азии, был распят, но снят с креста живым, снова отправился возвещать о Христе в Индию и Армению, где его еще раз распяли и, согласно житиям позднего средневековья, заживо содрали с него кожу.
Зилоты (точнее: зелоты; гр. «ревнители») — приверженцы крайнего течения в иудаизме I в. до н. э. — сер. II в. н. э., понимавшие Мессию как посланного Богом харизматического лидера, который должен сокрушить римское господство и установить в Палестине Царство Божье; не гнушались террористических действий против римских властей. По мнению исследователей, некоторые зилоты могли под влиянием проповеди Христа отрешиться от экстремизма и войти в состав его учеников, и наоборот, абсолютно чуждые иудейским верованиям римляне могли смешивать духовный радикализм Христа с политическим радикализмом зилотов.
… вспомните слова пророка … — Исайя, 53: 2.
… подал Христу чашу вместе с опресноком. — Опресно́ки (др.-евр. маца́) — тонкие сухие лепешки из пресного теста, ритуальная еда иудеев в день Пасхи.
… в Эдемовой купели сон их был не столь чист и невинен … — В представлениях древних евреев, перешедших в христианство, Эдем — место блаженства, земной рай, где были сотворены Ацам и Ева, некий сад, расположенный где-то в Междуречье; позднее — просто рай.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исаак Лакедем"
Книги похожие на "Исаак Лакедем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Дюма - Исаак Лакедем"
Отзывы читателей о книге "Исаак Лакедем", комментарии и мнения людей о произведении.