Александр Дюма - Исаак Лакедем

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исаак Лакедем"
Описание и краткое содержание "Исаак Лакедем" читать бесплатно онлайн.
В основу романа Дюма «Исаак Лакедем» положена средневековая легенда о Вечном жиде. В ней соединились представления христиан о евреях как о людях, лишенных родины и обреченных на скитания; отзвуки ветхозаветных повествований о Каине, приговоренном к бессмертию; предания о свидетелях первого пришествия Христа, кому Бог предназначил дожить до второго его пришествия; сказания о вечных странниках.
… Афины, в прошлом маленькая египетская колония, только что покончили со своими царями — их череду открыл Кекроп, а завершил Кодр … — Мнение, что Афины были египетской колонией, не соответствующее современным научным представлениям, существовало в XIX в., когда Египет считался центром распространения всей мировой цивилизации. На самом деле Афины возникли в середине II тыс. до н. э. как исконно греческий город-крепость, возможно, с собственным правителем.
Кекроп — в греческой мифологии автохтон (буквально — «рожденный землей»), получеловек-полузмей, основавший Афины. Поздние греческие историки считали его первым царем Афин.
Кодр — легендарный царь Афин. По преданию, в 1068 г. до н. э., когда на полуостров Аттику, где расположены Афины, вторглись северогреческие племена дорийцев, оракул возвестил Кодру, что, если он погибнет, Аттика не будет завоевана. Тогда Кодр пошел в лагерь дорийцев, переодевшись дровосеком, затеял там драку и погиб.
… уже сто лет городом управляют пожизненные архонты, возвысившие Афины до роли владычицы Греции. — После гибели Кодра афиняне не ставили себе больше царей, а управлялись выборными архонтами (от гр. «архэ» — «власть»), В действительности ранняя история Афин нам практически неизвестна; насколько можно судить, управлял городом царь, но неясно, выборный или наследственный. В XI–IX вв. до н. э. власть царя уменьшилась и управление сосредоточилось в руках ареопага, совета, состоявшего из представителей родовой знати. В VIII в. до н. э., т. е. позднее легендарной даты, власть царя исчезает, но как это произошло — сказать трудно. Высшими должностными лицами оказываются архонты, избиравшиеся знатью сначала пожизненно, затем на десять лет, потом — на год. Первоначально существовал один архонт, впоследствии — десять, причем второй по значимости из этой коллегии именовался басилей, т. е. царь, но в его обязанности входил надзор за жречеством и культом.
… Ведь Гомер еще не родился! — См. примеч. к прологу, гл. Виа Аппиа.
… Меж тем растет Альба … — По преданиям, Альба Лонга была основана сыном Энея Асканием-Юлом (см. примеч. к прологу, гл. Путник) за четыре столетия до основания Рима; современные археологи утверждают, что она старше его на несколько десятилетий и возникла на рубеже II и I тыс. до н. э., а легендарная дата основания Рима — 753 г. до н. э. — может, по мнению некоторых историков, означать не возникновение Города, а обретение им независимости от бывшей метрополии — Альба Лонги.
… на семи холмах, где позже раскинется Рим. — Это Палатин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Эсквилин, Авентин, Целий.
… Что же касается Испании, Франции, Германии либо России … ничего примечательного не найдется в этих почти безлюдных местах … — Наука XIX в. преувеличивала отсталость указанных регионов. Проживавшие там на рубеже II и I тыс. до н. э. народы не достигли еще стадии государства, плотность населения была существенно ниже, чем в Средиземноморье, животный мир — много богаче, но все же племена Европы знали земледелие, причем на территориях нынешних Испании, Франции, Северо-Западной Германии и причерноморских степей оно было пашенным, с использованием плуга — безусловно, а во внутренней Германии, Центральной Европе и Волжско-Окском бассейне — весьма вероятно.
… Европа к тому времени известна всего лишь как третья часть света. — Еще ко времени Геродота (V в. до н. э.) считалось, что Земля состоит из трех частей: Азии, Ливии (Африки) и Европы.
Внутреннее море — так древние называли Средиземное море.
… Аравийский залив Индийского океана … — Имеется в виду Красное (Чермное) море — залив Аравийского моря, входящего в систему Индийского океана.
… перешагивая через Евфрат и Тигр, тянулось к Каспию. — Дюма, видимо под влиянием Библии, явно преувеличил здесь и ниже размеры и мощь израильского царства в эпоху Давида и Соломона. Оно занимало территорию нынешней Палестины (включая Израиль), и победоносные походы Давида на мелких князьков Сирии были лишь кратковременными военными экспедициями. Не только до Каспия (о нем и представления тогда на Ближнем Востоке были достаточно смутными), но и до Тигра войска евреев не доходили.
… Чтобы овладеть Внутренним морем, Давиду пришлось разгромить филистимлян … — Филистимляне — индоевропейский народ, вторгшийся в XII в. до н. э. на территорию Ханаана с моря. Они основали несколько княжеств на побережье Средиземного моря и передали этой земле свое название (Палестина); долгое время вели борьбу с еврейскими племенами, но были побеждены Давидом; впоследствии ассимилированы местным населением.
… дабы повелевать Аравийским заливом, он покорил племена идумеян … — Идумеяне (эдомитяне) — западносемитский народ, живший к югу от Мертвого моря. В XIII в. до н. э. возникло царство Эдом; завоеванное Давидом, оно открыло ему путь к Аккабскому заливу Красного моря.
… Соломону же оставалось лишь выстроить храм и основать Пальмиру. — Пальмира — город в оазисе Тадмор (Сирия); возник не позднее XI в. до н. э., т. е. до Соломона; впоследствии стал крупным центром караванной торговли; в I–III вв. н. э. существовало Пальмирское царство, зависимое от Рима и уничтоженное римлянами в 273 г. после попытки освободиться.
… Молодой царь получил власть в 2970 году от сотворения мира. — Еврейский календарь вел летосчисление от «сотворения мира», датой которого считалось 7 октября 3761 г. до н. э. Таким образом 2970 г. от сотворения мира — это 791 г. до н. э. По современным данным, Соломон вступил на трон в 965 г. до н. э.
… Господь ему отвечал … — Парафраз 3 Царств, 3: 11–13 и 2 Паралипоменон, 1: 11–12.
… И дал Бог Соломону … — 3 Царств, 4: 29.
… Соломон, затмив славу четырех сыновей Махола, первых поэтов того времени, сложил три тысячи притч, пять тысяч песней, написал огромную книгу о сотворении всего живого … — Махол из рода Зары, колена Иудина, имел четырех сыновей, славившихся своей мудростью: Ефана Езрахитянина, Емана, Халхола и Дарду (3 Царств, 4: 31), но о том, что они были поэтами, Писание ничего не говорит; следующий абзац навеян 3 Царств, 4: 32–33.
Традиция приписывает Соломону часть Псалтири, книги Екклесиаст, Притчи Соломона, Премудрости Соломона; книги о сотворении всего сущего никогда не существовало — о ней, явно опираясь на вышеуказанное место из 3 Царств, много повествовали позднейшие иудейские, христианские и мусульманские легенды.
Отметим, что во французском тексте Библии, которым пользовался Дюма, говорится о 5000 песней Соломона, тогда как в русском — о 1005.
Иссоп — род многолетних трав и полукустарников; содержит эфирные масла, используемые в парфюмерии.
… все читали «Песнь песней» — сладостное видение Иудеи … напоенное поэтической свежестью и ароматом лилий с горы Гелвуй и роз Саронских … — «Песнь песней» — книга Библии, которая традиционно считается написанной Соломоном по поводу его женитьбы на египетской царевне; действительно, многие обороты там характерны для древнеегипетской лирики (например, обращение к невесте — «сестра»), а не древнееврейской. Позднее, ввиду неточного прочтения «Песни», возникла легенда, что этот гимн любви обращен к некой пастушке, названной по месту происхождения «Шуламит»; это имя было переделано в собственное — Суламифь.
Гелвуй — гора на севере Палестины.
Сарон — долина Саронская на Средиземноморское побережье Палестины.
… гимн любви, сложенный в честь женитьбы царя на дочери фараона Осошора, принесшей в приданое союз с Египтом и город Газу на Средиземном море. — В Писании имя фараона, отца жены Соломона, не названо. Традиция настаивает на имени Фуземен (гр. Псусеннес, егип. Пасебахаенниут); так звали правившего в период ок. 965 — ок. 950 гг. до н. э. последнего фараона XXI-й династии, во время правления которой Египет резко ослаб и распался на несколько государств, так что нам известны имена и даты правления далеко не всех фараонов, да и имеющиеся сведения не слишком надежны. Дюма, видимо, исходя из собственной датировки времени правления Соломона полагает, что тестем царя был фараон Осошор (правильно — Осокхор), царствовавший в Египте в 990–984 гг. до н. э., т. е. во времена Давида.
Газа — филистимлянский город на побережье Средиземного моря.
Экарлат (шарлах) — особая материя пунцового цвета.
… Хирам, владыка Тира и Сидона … — Хирам, царь Тира (не Сидона), правил в 969–936 гг. до н. э.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исаак Лакедем"
Книги похожие на "Исаак Лакедем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Дюма - Исаак Лакедем"
Отзывы читателей о книге "Исаак Лакедем", комментарии и мнения людей о произведении.