Шаран Ньюман - Подлинная история тамплиеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подлинная история тамплиеров"
Описание и краткое содержание "Подлинная история тамплиеров" читать бесплатно онлайн.
Тамплиеры — кто они? Защитники христианства или коварные еретики? Где лежат — и лежат ли? — спрятанные ими сокровища? Куда делся Святой Грааль? Кто открыл Америку — Колумб или тамплиеры? А может быть, Орден храмовников не исчез и существует по сей день? Ответы на эти и многие другие вопросы — в книге Шаран Ньюман. Это не просто «подлинная история» — это подлинная энциклопедия рыцарей Храма!
Сравнительно недавно появились по меньшей мере три романа о храмовниках. Действие двух — «Последнего тамплиера» Реймонда Хаури и «Наследства тамплиеров» Стива Берри — происходит в наши дни. Оба произведения демонстрируют, как легенда о храмовниках может оказаться созвучной нашим заботам и помыслам. Третий — «Рыцари черного и белого» Джека Уайта — это исторический роман, использующий недавно возникшие легенды, которые автор опрокидывает во времена реальных тамплиеров.
К нашему стыду, рыцарям Ордена Храма пришлось ждать семьсот лет, чтобы наконец занять заметное место в художественной литературе.
Глава вторая. Что произошло с тамплиерами?
С запрещения ордена история храмовников только начиналась. Участь их была столь драматична и горька, что многие люди по сю пору не могут и не хотят о них забыть, а за последнее столетие тема тамплиеров присутствует в самых различных исторических теориях, которые в один голос утверждают, что значительная часть членов ордена уцелела и при этом тамплиеры сохранили у себя некое сокровище.
Масса людей исходит из убеждения, что им хорошо известна судьба храмовников после того, как орден прекратил существование. Я придерживаюсь мнения, что все они либо дружно разошлись по монастырям, где еще долго жили довольно унылой жизнью, проводя время в молитвах и заботах об огороде, либо, странствуя по Европе, встречали славных девушек, обзаводились семьями и жили так же долго, но счастливо, хотя и не столь упорядоченно.
К сожалению, для доказательства любой их этих версий, особенно той, что жизнь храмовников была счастливой и радостной, мы имеем очень мало сведений.
Как известно, во Франции сожгли на костре пятьдесят шесть тамплиеров. За период с 1307 по 1312 год значительно больше храмовников умерло в тюрьмах под пытками, от истощения, а то и просто были убиты без суда[421]. Оставшиеся в живых французские тамплиеры были заключены в монастырях и тюрьмах, где и сгинули навсегда.
В Англии в тюрьме умерли только два храмовника, Уильям де ла Мор, магистр Британии, и Эмбар Блан, глава командорства в Оверни, случайно оказавшийся в Лондоне во время арестов. Остальные признались во всем, чтобы получить прощение, после чего их отправили в различные монастыри, где они получали содержание от госпитальеров в размере четырех пенсов в день.
В Провансе, который в то время еще не входил в состав Франции, аресту подвергся двадцать один тамплиер. Произошло это 24 января 1308 года, после того как папа Климент V выпустил соответствующий приказ. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Экс. До нас не дошли письменные свидетельства, состоялся ли суд. В прочих местах, куда не достигала рука Филиппа IV, тамплиеры последовали примеру английских братьев: признали все предъявленные обвинения, получили прощение и разошлись по монастырям. Однако мы не можем утверждать, что то же самое произошло с храмовниками, арестованными в Провансе.
Их судьбой был озабочен историк Жозеф-Антуан Дюрбек — и это не удивительно для человека, который достаточно долго изучал Орден Храма. Однажды в списке госпитальеров Ниццы 1338 года он отыскал два знакомых имени тамплиеров из Прованса — Гийома Беренжера и Ростана Кастеля. Один был из командорства в Грассе, а другой — то ли из Руо, то ли из Ниццы. Конечно, шансы на то, что эти тамплиеры и упомянутые через тридцать лет в списке госпитальеры одни и те же люди, — невелики. Это, возможно, простое совпадение.
Однако историк хотел бы верить, что два тамплиера остались в живых — а если уцелели они, то могли выжить и другие.
От историка требуются упорство и холодная голова, когда он погружен в исследования, но никто не требует от него бессердечия.
В Арагоне суд над тамплиерами состоялся только после того, как папа объявил о роспуске ордена, и 4 ноября 1312 года все обвиняемые были признаны невиновными. Новость для храмовников неплохая, хотя они все и оказались без дела. Пока тамплиеры сидели под арестом, их содержали за счет средств ордена. Теперь то же имущество стало источником для выплаты пенсий бывшим братьям Ордена Храма. В отличие от храмовников в иных странах, большинство братьев ордена в Арагоне вернулись в те же места, откуда когда-то вышли, а не были рассеяны по различным монастырям. В некоторых случаях помещения их командорств оказывались занятыми, но и тогда для тамплиеров там оставляли комнаты. Кроме того, им выплачивали денежные пособия, размер которых зависел от их бывшего статуса в ордене.
Эти условия казались настолько благоприятными, что ряд бежавших было тамплиеров вернулись на родину. Один из них, Бернардо де Фуэнтес, ставший предводителем христианского ополчения в Тунисе, вернулся в Испанию с дипломатической миссией. Бернардо получил отпущение грехов, ему назначили наказание, и он снова отправился в Тунис, чтобы завершить работу над порученным ему договором.
Король Арагона Хайме II трудился и над освобождением храмовников, взятых в плен в Египте. Трудно даже представить себе, каково этим рыцарям было увидеть своими глазами, что произошло с орденом, пока они были в неволе.
Теоретически бывшим тамплиерам надлежало оставаться в тех командорствах, к которым они были приписаны, и жить там на пенсию, которая, надо сказать, не всегда выплачивалась в срок. На практике же молодые братья, лет по двадцать-тридцать, не хотели столь рано уходить на покой. Все, что они умели, — это сражаться, а потому немало бывших храмовников записывались в наемники для проведения различных военных операций против мавров в Испании и даже в Африке. Некоторые забывали о данной некогда клятве не обнажать оружие против христиан и вступали в военные отряды арагонской знати. Один из них, Хайме де Мае, стал пиратом и, похоже, сколотил этим ремеслом неплохое состояние.
Папа Иоанн XXII слышал о том, что многие бывшие тамплиеры отошли от религиозной жизни, и обратился к ним призывом прекратить жить подобно мирянам — избавиться от любовниц, отказаться от полосатых одежд и вообще вести себя, как надлежит монахам. Это письмо, как и прочие в том же духе, не привлекло к себе внимания, и арагонские храмовники продолжали вести себя сообразно возрасту и желаниям. Госпитальеры, к которым перешла собственность запрещенного ордена, обязаны были обеспечивать их содержание. В последний раз деньги от госпитальеров получил Беренгер де Коль — это произошло в 1350 году, через тридцать восемь лет после того, как Орден Храма официально прекратил свое существование.
В Португалии на финансовой основе, образованной собственностью тамплиеров, возникло новое братство, получившее название Ордена Монтезы. В него вступили и некоторые бывшие храмовники.
В немецких землях все тамплиеры были оправданы, и госпитальерам пришлось выплачивать им пенсию. Поскольку многие храмовники были выходцами из местных влиятельных семей, их судьба оказалась не столь жестокой, как в иных областях Европы. Отто фон Брунсвик получал пенсию, что не помешало ему прибрать к рукам командорство госпитальеров в Сюпплингенберге, главой которого он оставался до своей смерти в 1357 году. Только тогда госпитальеры смогли выкупить командорство за девятьсот марок.
В Майнце имущество тамплиеров удерживалось семьями двух братьев ордена, и госпитальерам пришлось выкупать его.
Таким образом, многие тамплиеры Германии продолжали жизнь своего ордена. Другие выбирали похожие пути — вступали в военные и духовные ордена. Находились и такие, кто, оставшись вне ордена, почувствовал себя свободным от прежних клятв и обетов. Они находили себе занятия по душе, обзаводились семьями и постоянным жилищем.
По правде говоря, информация о том, что происходило с храмовниками после закрытия ордена, довольно скудна. Большинство этих людей не принадлежало к знати, и их имена не появлялись в хрониках или на жалованных грамотах. Кое-что нам известно лишь о тех, кто совершил нечто из ряда вон выходящее — например, стал пиратом. Другие не вступали в столь драматические конфликты с законом и попросту жили обычной частной жизнью.
Многим такой конец тамплиеров кажется чересчур скучным. И вот появляются книги, статьи, фильмы и телепередачи, представляющие дело так, будто изрядному числу храмовников удалось бежать. Одна из популярных версий забрасывает их в Америку — то ли через Шотландию, то ли через Португалию. И, естественно, с собой беглецы прихватывают свое знаменитое «сокровище». В самом деле, кто-то же должен вымостить все улицы золотом?
Разумеется, вымысел есть вымысел, и романы и кинофильмы вольны перекраивать историю на свой лад. Путаница с отделением фактов от вымысла возникает тогда, когда вымысел опирается на ложные теории, изложенные в трудах, претендующих на научность. Для меня чтение подобных книг — занятие не из легких. Из-за этих изданий, испытывая терпение читателя, я привношу столь много сносок в собственную книгу. Я хочу, чтобы вы знали, на каких источниках основаны мои заключения. Мне не раз приходилось видеть, что информация, которая кажется мне менее всего достоверной, как правило, не снабжена сносками, а если таковые есть, то они адресуют нас к книгам, дающим ничем не подтвержденные сведения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подлинная история тамплиеров"
Книги похожие на "Подлинная история тамплиеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шаран Ньюман - Подлинная история тамплиеров"
Отзывы читателей о книге "Подлинная история тамплиеров", комментарии и мнения людей о произведении.