Алла Авилова - Откровение огня

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откровение огня"
Описание и краткое содержание "Откровение огня" читать бесплатно онлайн.
Роман рассказывает о таинственной судьбе рукописи «Откровение огня», в которой удивительным образом переплетаются христианский и буддийский мистицизм.
— Значит, кенергийцы были ветвью исихастов? — подвел я итог.
— С уверенностью сказать это, конечно, нельзя — ведь энергия — мистическое понятие не только в исихазме. Оно присутствует, например, во всех восточных духовных традициях. Речь идет, конечно, о животворной энергии. Китайцы называют ее «чи», тибетцы — «рлунг», а индийцы употребляют даже несколько имен — «прана», «шакти», «кундалини»… — Лева был эрудитом, и передо мной протянулся ряд религиозных символов и понятий, соединивший Лисью гору под Рязанью с Юго-Восточной Азией.
— Но вы бы, я думаю, все же предпочли, чтобы кенергийцы были исихастами, а не даосистами или йогами, — вставил я.
— Исихазм — не самый интересный вариант, — сказал на это Глебов. — Он призывает к осознанию своего достоинства, личному мистическому опыту и духовному развитию, а средство — все та же покаянная молитва: день изо дня повторять согбенно, кладя поклоны: «Господи, помилуй меня». Несоответствие теории и практики исихазма разочаровывает. Я вообще не вижу в христианстве модель поведения, соответствующую его фундаментальному представлению о богоподобии человека. Церковь ставит слишком сильный акцент на наших слабостях, нашем несовершенстве. Кто христианин прежде всего? Погрязший в грехах раб божий. Такое самоощущение закладывается в него с детства церковными службами и закрепляется молитвами. Мыслимо ли, чтобы верующий обратился к Всевышнему без самоуничижения? Например, так: «Приветствую тебя, Господи, это я, твое подобие!» Мне думается, что в раннехристианских общинах, существовавших до утверждения христианской церкви, акцент был другой. Оппозиционные группы привлекают сильные личности, а для них органично чувство собственного достоинства. «Овцами» от христиан потребовалось стать, когда появились «пастыри». Где пастыри, там стадо, где отцы-священники, там дети. Если уж говорить о личных желаниях, я бы предпочел, чтобы в «Откровении огня» выразилась какая-то неизвестная, чудом сохранившаяся традиция раннехристианского мистицизма. Христианский Восток в первые века нашей эры был многоцветен. Там принимали за должное, что к лестнице, ведущей наверх, можно выйти через разные двери. Знаете, какая мысль меня особенно мучит? А вдруг кенергийство было той «дверью», которой недостает в православии таким людям, как я? Трудно смириться, что «Откровение огня» утрачено.
— Может быть, оно уцелело, — не удержался я. — Лежит себе незамеченным в каком-то архиве.
— Это бы меня очень удивило, — усомнился Глебов.
— Бывают же удивительные случаи…
— Это верно, — согласился он. — Удивительные случаи бывают.
МИХАИЛ
Солнце уже садилось, когда брат Леонид вернулся от солдат в Захарьину пустынь. По мере того как он приближался к келье отца Михаила, все громче билось его сердце. Он видел старика, еще не добравшись до него: сидит у себя во дворе, у огня, из котелка поднимается пар — все в точности, как вчера вечером. Так оно и оказалось.
— Отряд привел поручик Мулин, — рассказывал Леонид иеромонаху, устроившись рядом с ним у костра. — Он думал, что в пустыни сидит вся банда, и потому послал за подмогой. Я сказал Мулину, сколько кочаров укрылось в обители. И про их обращение сказал. Он первым делом спросил: «Разве ж такой постриг действительный?» Я не нашел, что ответить. Подтвердить, что постриг был по правилам, язык не повернулся. Я сказал: «Епископ должен решить».
Знаменский писец ищуще посмотрел на отца Михаила.
— Верно сказал, — одобрил тот.
— Но к епископу Мулин не послал — отправил посыльного к игумену. Отец Викентий где-то недалеко. Он постриг уж точно не признает.
— Не признает, — подтвердил отец Михаил и спросил: — Ты и про Василису сказал?
Леонид кивнул в ответ и сообщил:
— Я как от Мулина вернулся, пошел к сараям — посмотреть, как у кочаров дело продвигается. Прорыто еще только наполовину. Посыльный от игумена вот-вот вернется. Как только Мулин получит подтверждение, что постриг недействительный, он здесь. Что ему теперь ждать подкрепления?
— Солнце уже село. Не поведет Мулин сюда солдат в темноте.
Брату Леониду представились бандиты, какими он их увидел, вернувшись от солдат: были они будто сонные мухи.
— А что кочары после очищения как малокровные? Они такими и останутся? — обратился он к старику.
Тот смотрел в огонь, словно не слышал. Потом спросил:
— Василиса сейчас тоже у сараев?
— Да вроде нет.
И опять повисла тишина.
— Отец, или что не так? — встревожился брат Леонид.
Михаил ласково посмотрел на молодого инока и потер ладонью по его спине. Знаменский задышал, словно пустился в бег. Его шея вытянулась, подбородок задрался. Леонид замотал головой и заговорил сбивчиво:
— Мучит меня моя никчемность, отец, сильно мучит! Сподобился великому чуду, а возвестить его как следует не смог. Поручик Мулин мне ведь не поверил. Говорит, «ладно-ладно, верю», а сам не верит. Я говорю ему: «Святой Дух снизошел на кочаров. Нелюдями были, стали людьми». Поручик же ухмыляется. «Ладно-ладно, — говорит, — верю». А сам, чувствую, ни на грош не верит. Случись бы такое при народе, слава бы разошлась повсюду. А так — только я один и видел, мне же — не поверят… Господи, чем заслужил я такую благодать? Мне же ее не оправдать! Я — небратолюбивый, трусливый…
Отец Михаил похлопал Леонида по спине.
— Да ладно тебе, будет!
Брат Леонид зажмурился и горячо зашептал:
— Боюсь, не выдержать мне увиденной славы Господней! Страх и радость так велики, что не замкнуть их в сердце. Порвут они меня!
— Ну будет-будет! — опять по-старчески усмирил знаменского писца отец Михаил.
Кочары сидели у монастырской стены, за сараями, отдыхали. На земле валялись лопаты. Василиса увидела Филимона, и он увидел ее. Ее лицо расплылось в радости, его же — не изменилось. Атаман чуть задержал взгляд на своей подруге и опустил глаза. Никто не разговаривал.
Василиса погасла. Подойдя к Филимону, она опустилась перед ним на землю, заглянула в лицо и спросила:
— Ты чего?
Глаза у Филимона забегали.
— Да ничего. Вот передышка. Передохнем — опять пойдем рыть. Немного уже осталось.
— Чего — рыть?
— Я же говорил тебе. Подкоп под стену. Из крайнего сарая подкоп делаем. Там есть подпол, почти до…
— Ничего ты мне не говорил! — вскричала Василиса. — Я тебя и не видела с тех пор, как ты на пожар побежал! Что за пожар-то был? Кто поджег?
— Не было пожара. Костер был.
— Ты чего потом не пришел? И не прислал никого.
— Да вот роем, — буркнул Филимон, по-прежнему избегая смотреть на нее. Она обняла его и почувствовала, как он опал. Василиса отпрянула.
— Да ты что такой безразличный? Или правда монахом стал?
— Подожди с этим.
— Чего ждать-то?
Голос Василисы звучал все громче, лицо разгоралось. Она оглядела кочаров.
— Да вы как хворые!
Никто и не посмотрел в ее сторону. Василиса опять метнулась к Филимону, схватила его за рукав и потянула:
— Пойдем!
— Куда?
— Да хоть куда! Пойдем!
Филимон освободил свой рукав и сказал:
— Ты иди сама, полежи еще в покое, пока мы роем. Для тебя ведь и роем — сами-то мы через стену бы махнули. Я пошлю за тобой, когда подкоп кончим.
— Пойдем, Филимон! — потребовала Василиса. — Переговорить надо!
— Потом и переговорим.
— Ты хоть бы спросил, как я! Может, я подыхаю!
— Как ты? — послушно спросил Филимон.
— Да этот старый козел вас попортил! — заголосила Василиса, обводя кочаров почерневшими глазами.
— Ну чего разошлась! — раздалось со стороны.
Василиса узнала по голосу Припадка. В ярости она схватила полено, валявшееся рядом, и резко повернулась к нему.
— Сидим мы у огня, уху ждем, — рассказывал отец Михаил притихшему Леониду. — Хорошо так — река, тепло, лягушки квакают, сами языки распустили. Стало меня подмывать: пойти бы искупаться…
Брат Леонид внезапно схватился за котелок и, вскрикнув, одернул руку. Он посмотрел умоляюще на замолчавшего иеромонаха.
— Отец, давай еще раз большой костер разожжем! Прямо сейчас! Здесь!
Старик опустил глаза.
— Отец! — вскричал Леонид. — Хочу снова по углям пройти! Еще одну обузу мне сжечь надо!
— Сейчас не время.
— А давай без углей! В огонь ступлю.
— Мало тебе обожженных рук?
— Так то ж без твоей молитвы, только с моей.
— И с моей молитвой ноги сожжешь, если прямо в пламя станешь.
— И с твоей?.. — растерялся брат Леонид. — Как же так? Коли вера…
— Господь безмерен, плоть же меру имеет.
Отец Михаил поднялся и пошел в свою пристройку. Он вернулся оттуда с ведром, которое протянул Леониду.
— Сходи за водой, душа моя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откровение огня"
Книги похожие на "Откровение огня" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Авилова - Откровение огня"
Отзывы читателей о книге "Откровение огня", комментарии и мнения людей о произведении.