Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская политика России 80-х годов XIX века"
Описание и краткое содержание "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.
В монографии изучаются процессы и явления, характеризующие морскую политику России в один из самых сложных периодов истории отечественного флота — возрождения после поражения в Крымской войне и перехода от деревянных парусных к броненосным винтовым кораблям.
Предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Статьи на эту тему публиковались Н.А. Рыкачевым в «Кронштадтском Вестнике», читавшемся Александром III, в «Новом Времени» А.С. Суворина, изредка в «Руси» И.С. Аксакова. Надо полагать, что при всей сложности отношения к печатному слову того узкого круга чиновников и придворных, который мог оказывать влияние на деятельность правительства, и в частности при существовавшей в МИД и Министерстве финансов антипатии к Каткову и всему «русскому направлению», эти публикации все-таки создавали определенную атмосферу, способствовавшую постановке вопросов дальневосточной политики.
24 июля/5 августа, завершив осмотр края, И.А. Шестаков покинул Владивосток на фрегате «Владимир Мономах». Его путь лежал в Нагасаки, где, прощаясь с А.А. Корниловым, он поручил командующему эскадрой «избрать места (порты Китая и Японии, Манильские, на Борнео и пр.) для складов угля и фирмы (то есть поставщиков. — Авт.)», считая самыми надежными американцев[653].
Затем управляющий на пароходе «Москва» отправился в Иокогаму, оттуда в Токио, где 6 августа встретился с министрами, через три дня был принят императором, а 12 августа, вернувшись обратно, осмотрел «Наниву» — один из новейших крейсеров японского флота, весьма ему понравившийся. На следующий день адмирал простился с Японией.
25 августа, в океане, он приступил к работе над отчетом о поездке, прервав ее 4 сентября, когда «Москва» ошвартовалась у причала Сан-Францисского порта. Здесь И.А. Шестакова встретили генеральный консул, А.Е. Оларовский, и консул Г. Ньюбаум, принявший американское гражданство финляндский уроженец вице-президент «Аляска Коммершиэл К°» (она же «Гутчинсон, Кооль и К°»), арендовавшей котиковые промыслы. О них и зашел разговор. Все усиливавшееся браконьерство американских и английских арматоров, отправлявшихся в российские воды из Сан-Франциско, Ванкувера, Гонолулу и Иокогамы, лишало компанию заметной части прибылей. Поэтому по ее просьбе с 1884 года от морского ведомства на остров Тюлений стали ежегодно отряжать караул из одного офицера и 19 нижних чинов[654].
1
2
Японский крейсер «Нанива» (вверху 1) и американский крейсер «Атланта» (2), осматривавшиеся И.А. Шестаковым
Миноносец «Свеаборг», построенный в Гавре фирмой Норманна
Встал вопрос и о привлечении к охране промыслов на Командорских островах клиперов, крейсировавших с 1875 года у берегов Чукотки. Однако вплоть до начала 1890-х годов он так и не был решен, и клипера, основной задачей которых являлось предотвращение незаконной торговли иностранцев с местными жителями и убоя китов в территориальных водах России, определенных инструкций на этот счет не имели[655].
Из Сан-Франциско И.А. Шестаков отправился в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где был встречен поверенным в делах. Р.Р. Розеном. 16 сентября адмирал принял известных американских судостроителей В.Г. Уэбба и У. Крампа, предлагавших свои услуги, а на следующий день осмотрел крейсер «Атланта».
19 сентября он отплыл из Нью-Йорка в Гавр на пароходе «Гасконь» французской трансатлантической компании, увозя с собой составленный фирмой У. Крампа проект 17-узлового крейсера и проект «динамитного судна», вооруженного пневматическими орудиями конструкции Э. Залинского. На борту «Гаскони» управляющий вернулся к отчету о поездке, в котором старался «убедить перенести центр тяжести нашей политики в Азию, и там устроить против ненавистной Англии грозный союз» с Китаем и Японией[656].
Спустя девять дней пароход был в Гавре, где И.А. Шестакова ждали Е.И. Алексеев, С.О. Макаров и командиры миноносцев, выстроенных фирмой Нормана. Нанес ему визит и сам заводчик, а затем и представитель фирмы «Форж э Шантье», предложивший осмотреть строившийся для Японии крейсер, но усталость заставила адмирала отказаться от осмотра и сразу выехать в Париж. После визитов официальным лицам, управляющий телеграфировал в Петербург просьбу позволить ему отдохнуть во Франции, на что получил разрешение Александра III. Но покоем И.А. Шестаков наслаждался меньше недели и, едва к нему вернулись силы, стал ездить на заводы и верфи, познакомился с занявшим в конце 1885 года пост морского министра контр-адмиралом Обом, о реформах которого уже знал из донесений Е.И.Алексеева, приславшего в Петербург книгу Г. Шарма «Реформа флота», воспринимавшуюся в качестве программы нового министра.
С первых же дней Об учредил в составе своего министерства особое бюро для заведования минной частью, под руководством контр-адмирала Лайэрле, с отделениями в Шербуре, Бресте и Тулоне, приостановил строительство броненосцев и поставил вопрос о закладке быстроходных легких крейсеров и миноносцев. Им была намечена серия минных опытов и маневров[657].
По собственному признанию министра, он намеревался подготовить французский флот к крейсерской войне, с беспощадным истреблением неприятельских судов вместе с экипажами и пассажирами, так как «война есть отрицание всякого права»[658].
Некоторые положения теории Оба нашли у И.А. Шестакова живой отклик. В начале октября 1886 года, побывав на предприятиях в Сен-Назере, где строился корпус крейсера «Адмирал Корнилов», Нанте, где изготавливались его машины и котлы, в Гавре, на артиллерийском заводе фирмы «Форж э Шантье», получив множество предложений от представителей различных компаний, управляющий выехал в Россию. Однако в Петербурге ему сразу же пришлось заняться безотлагательными делами, в первую очередь связанными с беспокоившим его Болгарским кризисом.
Глава 11
Болгарский кризис
Начало событиям, за которыми адмирал И.А. Шестаков внимательно следил на протяжении двух месяцев, положило низложение болгарского князя Александра Баттенбергского в ночь с 8/20 на 9/21 августа 1886 года группой русофильски настроенных офицеров во главе с начальником военного училища, майором П. Груевым, помощником военного министра А. Бендеровым и капитаном Р. Дмитриевым при участии юнкеров и солдат Струмского полка.
В Петербурге знали о подготовке переворота и одобряли ее, но практического содействия не оказывали, а сразу после низвержения князя и его высылки в Австро-Венгрию поспешили заявить, что держатся в стороне от происходящего и не намерены оккупировать Болгарию[659].
Тем временем офицеры передали власть правительству митрополита Климента, а он 12/24 августа отказался от нее в пользу лидера Либеральной партии, многолетнего премьер-министра П. Каравелова — политика авторитетного и занимавшего в целом пророссийскую позицию, однако настаивавшего на реставрации Баттенберга, чего совершенно не допускал Александр III.
Предпринятая болгарским князем 17 августа попытка вернуться в страну вызвала резкий протест царя. Александр Баттенберг, не нашедший опоры ни в обществе, ни в армии, 25 августа официально отрекся от престола и вторично покинул Болгарию, оставив ее на попечение регентского совета в составе П. Каравелова, С. Муткурова и С. Стамболова. Начинавший свою политическую карьеру в 1878 году сотрудничеством с временной российской администрацией, С. Стамболов к моменту переворота стал сторонником высвобождения Болгарии из-под опеки России. Будучи первым регентом, после непродолжительного зондажа позиции Петербурга, он повел дело к укреплению режима личной власти, жестоко преследуя русофилов и ориентируясь на поддержку Англии, Австро-Венгрии и Турции. Чтобы не потерять совершенно своего влияния в княжестве, Александр III решил направить туда в качестве чрезвычайного комиссара военного агента в Вене, генерал-майора Н.В. Каульбарса. Впрочем, под давлением Вены и Берлина статус посланца был изменен его назначили временно управляющим генеральным консульством в Софии, причем Н.К. Гирс, не сочувствовавший этой миссии, с самого начала устранился руководства ею.
Перед Н.В. Каульбарсом были поставлены задачи: предотвратить выборы в Великое Народное собрание, добиться отмены военного положения и настоять на освобождении из тюрем участников детронизации[660].
Иначе говоря, ему предстояло дискредитировать регентов и подготовить передачу власти в руки русофильских кругов, о которых, впрочем, в Петербурге ясного представления не имели. Прямолинейные, хотя и непоследовательные действия генерала, при дезорганизованности русофилов и решительном сопротивлении регентства его давлению, лишь накалили обстановку без какого-либо положительного результата. В конце сентября, вопреки требованиям российского правительства, состоялись выборы в Великое Народное собрание, проходившие в атмосфере преследования русофилов и фальсификации избирательных бюллетеней. Предпринятая Н.В. Каульбарсом поездка по стране была сорваны эмиссарами регентов. По настоянию Н.К. Гирса Александр III предписал генералу вернуться в Софию и настаивать на перевыборах депутатов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская политика России 80-х годов XIX века"
Книги похожие на "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века"
Отзывы читателей о книге "Морская политика России 80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.