» » » » Виктор Шаталов - Эксперимент продолжается


Авторские права

Виктор Шаталов - Эксперимент продолжается

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Шаталов - Эксперимент продолжается" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочее домоводство. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эксперимент продолжается
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эксперимент продолжается"

Описание и краткое содержание "Эксперимент продолжается" читать бесплатно онлайн.








Топографические сочинения

Каждый учитель географии хорошо знает, что такое топографический диктант: учитель называет объекты, а ученики вычерчивают в тетрадях их условные обозначения. Можно делать и наоборот: на доске - условные знаки, в тетрадях - наименования, объектов. В экспериментальных же классах этот вид проверочной работы практически сразу же был заменен топографическим сочинением. И этому тоже способствовали занятия в топографических школах. Чтение карты у разведчиков и у топографов должно быть таким же безошибочным и беглым, как чтение книги у грамотного человека. Взгляд не должен задерживаться на отдельных объектах - охватывать целиком всю разворачивающуюся перед ним картину: зоны видимости, крутизну склонов, пути подступа, участки недоступности. Перед глазами опытного картографа не схема, а живой ландшафт. Слов нет, пятикласснику такое топографическое зрение еще недоступно, но топографическое сочинение - это уже не разрозненные символы, а живая речь.

Простейшее топографическое сочинение - "В походе". На доске схематичный план местности с вьющейся тропинкой от начального до конечного пункта. Ребятам необходимо описать, что они видели в пути и какие приключения с ними происходили. И начинает звучать сначала робко, но затем более и более набирающая силу топографическая симфония. Здесь появляются зайцы, притаившиеся за кустами, и ужи, греющиеся на каменистых склонах обрывистых берегов рек, и утки, гнездящиеся на болоте. До медведей в лесах дело, правда, не доходило еще ни разу, но слухи о волках - это в каждой второй работе. Сочинения заполняются птицами, пасущимися стадами, прохладой речной воды и, конечно же, душистым медом, так как не показать на плане притаившийся условный знак пасеки просто невозможно - пусть фантазируют!

С пасекой, правда, однажды произошел конфуз. Представленная на рецензию брошюра с опорными сигналами по географии была возвращена из научно-исследовательского института с язвительным замечанием: "Пасека условного обозначения не имеет и на картах не изображается!" Пришлось рекомендовать научным сотрудникам обратиться в институт картографии и аэрофотосъемки: пусть теперь и они в своих походах с детьми не проходят мимо лакомой точки на карте.

Более сложное топографическое сочинение - "Донесение командира разведотряда". Здесь уж, пользуясь картой прифронтового участка, одними только топографическими знаками обойтись невозможно. Нужно описать состояние местности в данный момент. Был на карте лес, теперь - лесоповалы; была роща - остались одни пеньки; был небольшой овражек, теперь - противотанковый ров; господствующие высоты покрыты сетью дотов и дзотов; лощины покрыты масксетями; на грунтовой дороге следы танковых траков. Все-все должен видеть зоркий глаз разведчика. И это уже не просто география и не просто игра - это и смекалка, и первые литературные пробы, и удивительная возможность скрытой камерой заглянуть в мир ребенка. Сколько же дивных картин там раскрывается! Не пройдет учитель географии мимо этой вот возможности проводить топографические сочинения и лучшие их образцы сможет опубликовать в местной газете - пусть читают родители, пусть читают сами маленькие авторы, пусть читают те, у кого пока еще получается не лучшим образом. Подумать только: топографическое сочинение ученика на страницах газеты! В донецких областных газетах такие публикации были уже в 1975 г.

А какой простор раскрывают топографические сочинения, описывающие былинные сражения! А отчеты о маршрутах геологических отрядов с условными обозначениями открытых полезных ископаемых! А сообщения о работе отрядов юных археологов! Сколько творческого воображения и основанной на строгих топографических картах фантазии позволяют раскрыть ребятам такие вот сочинения!

Сообщение в районной газете, конечно же, редкость, но отобрать лучшие сочинения, отпечатать их в трех экземплярах на пишущей машинке и вывесить первые экземпляры на открытом стенде, вторые вручить авторам, а третьи вклеить в специальные альбомы - обязательный итог каждого топографического сочинения.

От Парижа до Якутска

- Какая сегодня погода в Иркутске?

- Минус двадцать два.

- А в Киеве?

- Минус десять.

- Что сообщают из Праги?

- Минус один.

- Как чувствуют себя парижане?

- Плюс семь.

- А теперь откройте, пожалуйста, атласы и посмотрите внимательно, на какой широте расположены Иркутск, Киев, Прага и Париж.

Ребята отвечают.

- Верно,- соглашается учитель.- Каждый из этих городов расположен вблизи 50-й параллели, но Париж почти у самого побережья Атлантического океана, а Иркутск - в глубине континента Евразии. Но, может быть, такие показатели температуры случайны и завтра все будет наоборот? Не станем торопиться с выводами. Подождем до завтра.

А завтра ребята зафиксируют температуру в Стокгольме, Хельсинки, Ленинграде, Соликамске, Якутске - городах, расположенных на 60-й параллели.

Пройдет еще несколько недель, и к рейкам большого стенда ученики прикрепят графики температур в 12 столицах Европы и в 20 городах нашей страны.

Игра? Конечно. Но в результате этой игры изучение разделов, связанных с зависимостью климата от географической широты места, близости океана, океанских течений и многих других факторов, станет предельно понятным: школьникам предоставляется возможность разобраться в существе явлений не абстрактно, а на основании длительных целенаправленных практических действий! Вместо однообразных графиков температур в своей собственной местности - кому она нужна? - каждый пятиклассник составляет их для одного из пунктов Евразии. Это не требует никаких дополнительных затрат времени из скудного ребячьего бюджета: ежедневно в газете "Известия" публикуются карты прогноза погоды. Их ребята приносят в класс, приклеивают на стенде, и они становятся таблицами общего пользования. Учитель тоже делает такие вырезки, но использует их только в том случае, если не срабатывают сразу все три "контрольные точки" (трое ответственных за таблицы), что случается исключительно редко. А сколько вокруг этих таблиц возникает споров, дискуссий, с каким интересом дети начинают относиться ко всем сообщениям, которые приходят из "их" городов! Рождается цепная реакция общих интересов и деловых взаимосвязей.

Вот только связывать эту и подобные ей игры с системой оценивания знаний ни в коем случае нельзя. Мыслимое ли дело: поставить оценку "2" ученику, который не сделал вырезку из газеты? Всю вину за этот курьез учитель обязан взять на себя: не напомнил, не пошутил, не похвалил, не поговорил - много ли для этого нужно секунд? Но с двойкой, куда ни шло, согласятся многие. Не все, но многие. Не согласятся только те, которые наотмашь ставят двойки за малейшую провинность, в том числе и за календари погоды, как будто календари - измерители уровня знаний ребят. А оценка-то может быть выставлена только за знания.

С пятеркой все сложнее. Иному может показаться: а почему бы и не поощрить отличной оценкой ученика, делающего систематические вырезки из газеты "Известия"? И снова тот же ответ: оценка ставится не за исполнительность или прилежание, а за знания.

Уроки открытых мыслей

Этот в высшей степени плодотворный вид учебной работы пришел в первые же недели использования опорных сигналов на уроках географии. Началось с того, что ребята сами начали приписывать к конспектам небольшие добавки. Что-то, кто-то, где-то прочитал, услышал, увидел, и пожалуйста - в конспекте приписка. В математике такие явления чрезвычайно редки, в физике - немного чаще, а в географии - только похвали... Кроме того, большой резерв свободного времени, образовавшийся в результате ускоренного прохождения программы, позволил использовать на уроках самую разнообразную научно-популярную литературу. Ритуалом стало каждодневное чтение отдельных глав из книг, журнальных статей и газетных сообщений. Это беспромедлительно вызвало ответную реакцию ребят: они стали приносить в школу брошюры, газеты, а иной раз и просто краткие записи теле- и радиопередач. И тогда слово было предоставлено самим учащимся на специально отведенных для этого уроках. Так пришла идея уроков открытых сообщений. Дальше - больше. Сообщения - это всего только компиляция. Нужно было пробудить творческую мысль школьников. И тогда...

Слово для очередного сообщения предоставляется Светлане Долинкиной.

- Если хотят узнать возраст дерева, то считают его годовые кольца: каждый год в стволе образуется новое кольцо. Наружные кольца - широкие, внутренние - более узкие. Я считаю, что зимой, когда в наружном слое древесины образуется лед, внутренние слои ствола испытывают сильное давление, так как вода при замерзании расширяется. Это нам в IV классе на природоведении показывали. От этого же давления в наружном слое образуется широкое кольцо. Это расширение весной заполняется соками, клетчаткой, и образуется новое кольцо. В будущем году поверх него образуется еще одно, и так - каждый год.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эксперимент продолжается"

Книги похожие на "Эксперимент продолжается" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Шаталов

Виктор Шаталов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Шаталов - Эксперимент продолжается"

Отзывы читателей о книге "Эксперимент продолжается", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.