Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Угреша. Страницы истории"
Описание и краткое содержание "Угреша. Страницы истории" читать бесплатно онлайн.
Сборник посвящен 625–летию Куликовской битвы и Николо – Угрешского монастыря, основанного святым благоверным князем Дмитрием Донским на месте явления ему иконы святителя Николая Чудотворца. В книгу вошли очерки угрешских краеведов Е.Н. Егоровой и И.В. Антоновой (1938–2001), посвященные отдельным страницам истории прославленной обители и творившим эту историю людям.
В центре внимания авторов происхождение древнего названия Угреша, многократно упоминающегося в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и трудах других отечественных историков, предание об основании Николо – Угрешского монастыря, архивные документы о насельниках обители, о строительстве храмов и других знаменательных событиях. Популярные по форме изложения очерки подготовлены с использованием результатов последних архивных изысканий. Читатели узнают много интересного об архимандрите Пимене (Мясникове), ныне канонизированном в лике общерусских святых, о целой плеяде его учеников и последователей, управлявших Николо – Угрешским и другими подмосковными монастырями на рубеже XIX–XX веков.
Особое место занимают в книге очерки о литераторах, подвизавшихся в монастыре во второй половине XIX века: Константине Леонтьеве, Николае Соловьеве, Дмитрии Благово (впоследствии архимандрите Пимене), Алексее Бочкове (впоследствии игумене Антонии). Картины монастырской жизни дополняют документальные повествования об архиепископе Леониде (Краснопевкове), близком друге архимандрита Пимена (Мясникова), об опальном митрополите Московском Макарии (Невском), проведшем в стенах Угрешской обители последние годы своей жизни.
В приложении даны краткая летопись Николо – Угрешского монастыря, охватывающая события 1380–2005 годов, и некоторые статистические данные об окрестных селениях и численности угрешской братии.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Игумен Викентий был человеком образованным и пользовался особым доверием царя Алексея Михайловича. Не случайно в 1666–1667 годах мятежного протопопа Аввакума, священника Никиту Добрынина и диакона Федора Иванова, стойких приверженцев церковного раскола, несколько месяцев содержали в Николо – Угрешском монастыре и Угрешском подворье в Москве. Игумен должен был склонить раскольников к покаянию. Царь не спешил проявлять жестокость, предпочитая увещевать инакомыслящих. В отношении Аввакума миссия Викентия не удалась. Может быть, поэтому царь не стал встречаться с протопопом, когда приезжал на Угрешу в 1666 году. Аввакум писал: «…царь приходил в монастырь, около темницы моея походил и, постонав, опять пошел из монастыря. Кажется, потому и жаль ему меня, да уж на то воля Божия так лежит»2.
Никиту Добрынина и Федора Иванова угрешский игумен увещевал успешно. 26 августа 1666 года царь их простил, освободил из темницы и разрешил вернуться в Москву. К сожалению, позднее они вновь обратились к раскольничеству.
Именно игумену Викентию выпала честь встречать 11 июня 1668 года у Святых ворот Угрешской обители царя и прибывших с ним трех патриархов: Московского – Иоасафа, Атиохийского – Макария и Александрийского – Паисия. Довелось ему сослужить в соборной литургии патриархам Иоасафу и Макарию, а потом провожать важных гостей в село Остров.
По крайней мере, еще дважды, в 1669 и 1671 годах, игумен Викентий встречал на Угреше царя Алексея Михайловича, приезжавшего в обитель на Николу Вешнего. В феврале 1672 года Викентий участвовал в похоронах преставившегося патриарха Иоакима. Имя игумена Викентия значилось на местной иконе Спаса Всемилостивого, написанной Симоном Ушаковым в том же году.
В сентябре 1672 года Викентий стал архимандритом Рождественского Владимирского монастыря, а ровно через два года его перевели архимандритом в Троице – Сергиеву лавру, что говорит о его большом авторитете. Начальствовал в лавре он 20 лет.
В 1690 году Викентий был в числе кандидатов, предложенных к избранию на патриаршую кафедру, но выбор тогда пал на митрополита Казанского и Свияжского Адриана. 24 августа 1690 года игумен Викентий участвовал в церемонии интронизации Святейшего Патриарха: он передал патриарший посох царям Петру и Ивану, а они вручили его Адриану. Интересно, что на этих торжествах присутствовали также угрешский игумен Иосиф3 и архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Иосиф (Шохнев), бывший угрешским игуменом в 1679–1683 годах.
22 апреля 1694 года престарелый архимандрит Викентий по собственному прошению был уволен на покой и остаток жизни провел во Владимирском Рождественском монастыре, где и похоронен.
Вклады в монастырь: царские, боярские и… крестьянскиеБытует мнение, что значительные пожертвования на монастыри делали в основном знатные и богатые люди. Однако это не совсем так. В списках вкладчиков в Николо – Угрешский монастырь наряду с царями, князьями и боярами значатся простые священники и крестьяне, также жертвовавшие немалые средства.
Царских вкладов было четыре: воздух и два покровца4 от царя Михаила Федоровича (1620), серебряный напрестольный крест с 16 частицами мощей от него же (1623), рукописная книга «Апостол толковый» (1618) от государыни Марфы Ивановны, матери царя, и рукописная иллюстрированная книга «Житие и чудеса святителя Николая в лицах» от царя Алексея Михайловича (1671).
Много вкладов было сделано боярами в XVII веке. Дорогие богослужебные предметы дарили монастырю князья Н.К. Вяземский и А.Л. Шляков, стольник Ф.И. Хрулев – Наумов, дьяки С.В. Румянцев и Г.Я. Жихарев. Особенную художественную и духовную ценность имел вклад дьяка Богдана Силина – икона Алексея, человека Божьего, написанная в 1664 году Симоном Ушаковым.
В XVIII веке чаще вкладывали в монастырь деньги, а не вещи. Например, 14 февраля 1726 года стольник Михаил Иванович Еропкин пожертвовал значительную сумму – 104 рубля. Крестьянин Яков Рыбаков из села Богородское в 1708 году дал 5 рублей, но для него это значило, может быть, больше, чем 104 рубля для стольника. В списке много вкладов от священников, в основном икон и богослужебных предметов. Иногда делали вклады служители Николо – Угрешского монастыря, жившие в Угрешской слободе: Иван Романов в 1718 году (что именно он пожертвовал, прочесть на ветхом листе невозможно) и Никита Скопин в 1715 году (серебряное кружево на царские врата). Вклады эти были очень важны для монастыря в трудное время оскудения, которое он переживал в XVIII – первой трети XIX века.
Судьбы насельников в XVIII – начале XIX векаПериод упадка благосостояния обители сопровождался серьезными проблемами в духовной жизни. Неблаговидные поступки насельников не были редкостью. В архиве Московской духовной консистории5 сохранились многочисленные дела о кражах и побегах монашествующих. Например, в 1745 году монахи Мисаил и Антоний попались на краже казенных денег. В 1779 году в монастыре в очередной раз пропали деньги. Как оказалось, их украл поп Иоанн Иванов, направленный за проступки в монастырь на черные работы.
Побеги и самовольные отлучки монашествующих случались по несколько раз в год. Так, в начале 1750 года сбежали монахи Иоанн и Григорий, о чем докладывал в консисторию игумен Иоанн. В августе того же года бежали иеромонах Герасим и монах Кассиан, причем их отыскали только в 1755 году. В описи документов попадаются жалобы прихожан на иеромонахов, которые не отслужили оплаченные требы.
Случались также серьезные конфликты между насельниками. В 1750 году казначей обители иеромонах Сергий подрался с иеромонахом Арсением, их дело разбиралось в духовной консистории. В 1752 году был отрешен от должности игумен Иоанн.
Его преемник Илларион (Завалевич) тоже был неидеального поведения. В мае 1756 года монахи Иннокентий и Евагрий подали жалобу на него «о причинении им и другим монашествующим изнурений, обид и оскорблений». В 1757 году на притеснения Иллариона жаловались монастырские крестьяне. Однако эти челобитные не имели для настоятеля последствий. В 1757 году его перевели в Ростовский Зачатьевский монастырь, в 1761 году посвятили в архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря. Умер он в 1764 году в Николо – Перервинском монастыре.
Нормальную жизнь обители нарушали и внешние обстоятельства. На Угреше по распоряжениям консистории содержали заключенных, умалишенных и инвалидов. Например, в 1752 году в монастыре «лечился» купец Гаврила Дьяков, «повредившийся в уме». В 1759 году игумен Ефрем просил о выводе из монастыря колодников. В 1760–1762 годах с такими же просьбами обращался в консисторию его преемник Ириней (Братанович). Надо отметить, что подобная ситуация сложилась тогда не только в Николо – Угрешском монастыре, но и во многих других обителях. Упадок монашества был общероссийской проблемой.
По приказу митрополита Московского Амвросия 4 декабря 1768 года был отрешен от должности игумен Гедеон, управлявший монастырем с 1763 года. Так он был наказан за крайнее нерадение и растрату 4447 рублей, вырученных от продажи кирпича, заготовленного его предшественниками. Кроме того, игумен Гедеон не записал в книгу прихода значительную сумму денег, поступившую от московского подворья монастыря. Расследование, во время которого виновник находился в Московском Богоявленском монастыре, длилось почти 6 лет. Было решено взыскать указанную сумму с игумена Гедеона путем продажи его имущества и запретить ему священнослужение6.
Другие настоятели стремились поправить сложившееся положение. 3 июля 1777 года игумен Симон, управлявший монастырем с февраля 1776 года, подал прошение на имя митрополита Платона о выделении средств на поправку зданий, в котором писал: «Теплая трапезная Успенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы пришла в крайнюю ветхость, так что богослужения в ней совершать не можно»7. Зимой монахи в этой единственной «теплой» церкви попросту мерзли из – за неисправности печей. «Пришли в немалое ветшание» и другие строения.
По резолюции митрополита прошение передали в Коллегию экономии, которая выделила на ремонт 600 рублей. К сожалению, это произошло уже после смерти игумена Симона, последовавшей 14 августа 1777 года8.
Успенский храм. Фото 1894 г.
В конце XVIII – начале XIX века настоятели в монастыре, как правило, только числились, а управляли обителью их наместники. Исключением из этого правила был игумен Варнава, наместник кафедрального Чудова монастыря. Хотя на Угреше он постоянно не проживал и имел здесь наместника иеромонаха Иакова, но вникал во все дела обители, интересовался ее историей, о чем свидетельствуют многие архивные документы. Игумен Варнава9 родился в 1725 году, пострижен в 1760 году в Чудовом монастыре, где проходил послушания эконома и казначея. 30 января 1769 года он был назначен строителем Екатерининской пустыни и награжден набедренником 24 марта того же года. В июне 1770 года его перевели строителем в Вознесенскую Давидову пустынь, которой он управлял до 1777 года. Одновременно в 1772–1773 годах Варнава был экономом ризницы Архангельского собора Кремля и с 1772 года экономом Архиерейского дома. В 1776 году его назначили наместником Чудова монастыря, 16 августа 1777 года посвятили в игумена Николо – Угрешского монастыря. 2 июня 1791 года он подал прошение об увольнении на покой за старостью и немощью. Скончался Варнава в Чудовом монастыре 15 марта 1807 года. Его имущество разделили между тремя наследниками: племянником священником Иваном Васильевым, сыном последнего священником Василием Ивановым и диаконом Александром Ильиным. Опись наследства состояла из 123 пунктов и включала иконы, одежду, посуду и предметы обихода. Самым ценным был билет Опекунского совета на 3000 рублей, завещанный Варнавой на вечное поминовение Спа-со – Вифанскому монастырю (близ Троице – Сергиевой лавры), где его и похоронили. На надгробной плите был изображен игуменский посох, обвитый четками, и выбита стихотворная эпитафия, дающая представление о личности покойного и его заслугах:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Угреша. Страницы истории"
Книги похожие на "Угреша. Страницы истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории"
Отзывы читателей о книге "Угреша. Страницы истории", комментарии и мнения людей о произведении.