Анатолий Шалин - Музейная редкость
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Музейная редкость"
Описание и краткое содержание "Музейная редкость" читать бесплатно онлайн.
Шалин Анатолий
Музейная редкость
АНАТОЛИЙ ШАЛИН
МУЗЕЙНАЯ РЕДКОСТЬ
Огромное розовое здание с колоннами у входа. Построено, видимо, еще в начале XXI века, в так называемом псевдостаринном стиле. Сотня этажей вверх, километры в длину.
Высокие зеркальные окна с ажурными рамами. Надпись с угла: "улица Героев Первой Звездной экспедиции, дом 7".
Кажется, здесь, - подумал Риль, подходя к почерневшей от времени двери и поворачивая ручку.
На мгновение внимание его привлекла небольшая медная табличка рядом с дверью: "Музей..." Разбирать надпись дальше Риль не стал и очутился в сумрачном, устланном коврами вестибюле.
Вдоль стен стояли гигантские вазы из зеленого камня и мраморный бюст бородатого старца, высеченный из камня, очевидно, еще во времена Римской Империи.
Риль оставил свой плащ и шляпу в совершенно пустом гардеробе, по широким ступеням поднялся в коридор первого этажа и сразу понял, что попал в картинную галерею.
Прямо со стены смотрел на него злым презрительным взглядом бородатый испанец в латах. Риль оцепенел- по манере портрет был выполнен в стиле Эль Греко, и выполнен гениально. Поразило другое: Риль никогда и нигде не встречал упоминаний об этой работе старого мастера. Подделка? Подражание? Между тем надпись под рамкой убеждала: Эль Греко, Портрет дона Альвинелло, маршала, написан художником в 1607 году, уничтожен владельцем в припадке безумия в 1625 году.
Последние слова надписи были особенно непонятны.
Пытаясь разгадать их смысл, Риль обратился к другим висевшим рядом картинам. Среди них были работы Веласкеса, Мурильо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Веронезе, Рафаэля, Перуджино и сотни полотен совершенно неизвестных Рилю имен испанских и итальянских 155 живописцев. Ни одна из представленных картин не встречалась Рилю ранее. Правда, некоторые из них были набросками, черновиками, этюдами и более-менее неудачными решениями всемирно известных полотен.
Однако Риль готов был поклясться, что ни один из этих набросков и этюдов не только не известен искусствоведам, но и не должен существовать в природе. И словно в подтверждение его мыслей под каждой работой красовались надписи: "Погибла во время пожара в 1565 году... Погибла во время землетрясения в Лиссабоне... Уничтожена солдатами... Разрушено... Погибло в результате кораблекрушения... Утеряно... Утрачено... Уничтожено мастером... Сожжено инквизицией..."
Перед Рилем начиналась какая-то немыслимая мистификация.
Он обошел множество комнат и залов первого и второго этажей.
Средневековье, ренессанс, античность - Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Фрески на аккуратно вырезанных кусках стен, статуи, барельефы, надгробные плиты, обелиски, ювелирные украшения, кубки, бокалы, вазы...
Все, что он видел, было когда-то утрачено человечеством в бесконечном потоке времени - было сожжено, переплавлено, разбито.
И тем не менее все эти чудеса человеческой мысли и рук, когда-то уничтоженные людьми и стихиями, теперь сияли перед ним в своем изначальном великолепии.
Перед каждым экспонатом музея была табличка с именем художника, датой изготовления и гибели предмета.
И что совсем уж было непонятно и что вступало в явное противоречие с надписями, это безусловная подлинность каждого полотна, каждой скульптуры, каждого изделия. Все содержимое загадочного музея буквально источало аромат старины и уносило воображение в давно прошедшие времена.
Позабыв о времени, завороженный, Риль бродил от картины к картине, из одного зала в другой.
Он восхищался, изумлялся, иногда поражался дерзости и мастерству старых живописцев и не понимал.
Во всем увиденном таилась какая-то загадка, непонятный фокус. Была и другая странность - Риль, видимо, сегодня был единственным посетителем музея. Во всем же громадном здании, казалось, не было ни души. Не было видно даже служителей музея.
Гулко отдавались в пустых переходах шаги Риля, недоумение которого с каждым новым залом, с каждой новой скульптурой все возрастало. Загадка мучила его, и он искал хоть кого-нибудь, кто объяснил бы ему увиденное.
И вот в очередном зале он встретил невысокого полноватого мужчину средних лет. Человек безмятежно сидел в старинном золоченом кресле и в задумчивости рассматривал какую-то огромную картину, висевшую на стене напротив. Выражение его лица было печальным и одновременно надменным.
Заметив Риля, он улыбнулся и повелительно сказал:
- Присаживайтесь, молодой человек! - и указал Рилю на невысокий, тоже, видимо, старинный стул. - Сегодня вы первый из пришедших!
Мужчина цепким, внимательным взглядом изучил фигуру Риля и, очевидно, составил себе о нем какое-то вполне определенное мнение.
Риль от такого пристального взгляда смутился.
- Простите, - сказал он. - Я хожу по залам уже больше часа. Вы первый, кого я здесь встретил. Откровенно говоря, мне многое в музее пока не совсем понятно.
Человек в кресле выразительно передернул плечами.
- Да. Сегодня почти никого. На верхних этажах, в архиве, еще можно кого-нибудь встретить, а здесь... - мужчина в кресле вздохнул. - С некоторых пор я предпочитаю одиночество. Впрочем, вас, конечно, интересует другое? Наверное, уже догадались, куда завела вас судьба?
- Если все здесь увиденное - не иллюзия, то это музей утраченных человечеством произведений искусства, - сказал Риль.
- Не совсем так. Это действительно музей, в котором собирают, культурные ценности, когда-либо утраченные человечеством. Все Великое, что когда-то разрушалось, сжигалось, уничтожалось, разбивалось, - здесь воссоздано, реставрировано, вырвано из черной пасти забвения... Я выражаюсь несколько старомодно, - улыбнулся человек в кресле, - но, поверьте, мой дорогой, этому есть причины.
- Нет, нет, - поспешно сказал Риль. - Вы говорите очень интересно. Каким же образом все это возродилось?
Собеседник Риля пренебрежительно пожал плечами.
- Это уже технология. Современная наука многое может. Я не специалист. Это почти путешествие в прошлое. Хронореставрация. Чтобы вам было понятнее, все сущее оставляет след во времени, в сознании, в подсознании человечества. Чем величественнее творение, тем значительнее след, и тем легче специалисту выудить из тьмы облик, идею некогда существовавшего предмета, допустим, картины или статуи. Ну, а воссоздать, скопировать, овеществить предмет в век расцвета кибернетики, химии, энергетики - это такие пустяки, о которых и говорить не хочется. Впрочем, хронореставрацией занимаются десятка два институтов, но главное-то не в этом.
Человек в кресле пренебрежительно поморщился и щелкнул пальцами:
- Это мелочи, дело десятое, не так ли?
Озадаченный Риль промолчал.
- Я уже упоминал, - продолжал человек в кресле, - здание, в котором находимся мы с вами, это не только музей.
- А что же это тогда?
- Место озарения. Если хотите, место встречи с самим собой. Сюда приходят не случайно и далеко не случайные люди. Да, да. Далеко не случайные люди. Вот вы откуда узнали о существовании этого здания?
Риль задумался.
- Не знаю. Я здесь проездом. Неожиданно потянуло на эту улицу, вспомнил откуда-то этот адрес.
- Гм. Видимо, гипноз. Интересно, кто вы? Нет, не надо называть имен и фамилий. Вы еще и сами не знаете, кто вы!
- Не понимаю! - возмутился Риль.
- Что ж тут не понять? - сказал собеседник Риля. - Встреча с самим собой у вас еще не состоялась. Вспомните, где вы находитесь? Неужели все еще ничего не понимаете?
- Нет.
Человек в кресле наклонился к лицу Риля и прошептал:
- Тайна. Великая тайна сознания! Бессмертие духа!
На мгновение Риль решил, что перед ним сумасшедший.
Мужчина в кресле, видимо, угадал мысли Риля и жестко усмехнулся.
- Вы невнимательны! Я же сказал, все Великое, что когда-либо разрушалось, здесь воссоздано и воссоздается. Что, по-вашему, самое Великое из того, что когда-либо создавалось человечеством?
Вопрос был задан в упор.
Риль задумался и растерялся. На память ему стали приходить десятки, сотни величественных, гениальных творений человечества.
Чему-либо отдать предпочтение он затруднялся.
- Не знаете? Я тоже не знал до последнего времени. А между тем - это так просто. Самое Великое, что когда-либо создавалось человечеством, это сами люди, творцы, создатели всех этих прекрасных творений! Совсем недавно, лет тридцать назад, мне объяснили эту истину, - горестно вздохнул собеседник Риля.
- Как? - вскричал Риль, чувствуя, что волосы на голове у него приходят в движение. - Вы хотите сказать, что здесь воскрешают мастеров, гениев минувшего?
- А почему бы и нет? - спокойно, даже с какой-то скукой в голосе, процедил человек в кресле, - Да, в какой-то мере воскрешают, хотя... этот термин не совсем точен. Здесь не гальванизируют мумии, как вы, наверное, вообразили. Собственно, люди, которые выходят из стен этого здания, никогда и не умирали в сознании человечества. Они уже давно, очень давно обрели право на бессмертие. Сейчас поясню. Пусть когда-то существовал на Земле великий художник, оставивший неизгладимый след в памяти - человечества. О жизни художника многое известно, ее не назовешь счастливой, но облик творца, мыслителя, его личность уловить можно. Вот эту-то личность и собирают по крохам хронореставраторы. Собирают и создают модель творческого сознания художника. Его Я. Собственно, когда-то такую работу, правда, на более примитивном уровне проделывали талантливые актеры, они перевоплощались на сцене на несколько мгновений в другую личность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Музейная редкость"
Книги похожие на "Музейная редкость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Шалин - Музейная редкость"
Отзывы читателей о книге "Музейная редкость", комментарии и мнения людей о произведении.