Дитер Лауэнштайн - Элевсинские мистерии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Элевсинские мистерии"
Описание и краткое содержание "Элевсинские мистерии" читать бесплатно онлайн.
Книга немецкого ученого Дитера Лауэнштайна посвящена крупнейшему мистериальному центру Древней Греции — Элевсину.
Привлекая античные источники и материалы новейших археологических исследований, автор пытается воссоздать ход этого религиозного празднества и понять опыт и переживания мистов, связанных обетом молчания под угрозой смерти.
Исследование не имеет аналогов в мировой научной литературе и является первой публикацией на русском языке, целиком посвященной этой проблеме.
Пелопс означает "хранитель оси" — и оси боевой колесницы, и оси мировой. Жил он в Писе, на западном побережье большого, названного по его имени полуострова Пелопоннес. В состязании на колесницах в Писе — впоследствии их проводили в близлежащей Олимпии — он приблизительно в XIV веке до Р.Х. победил царя Эномая, имя которого — "сила вина" — говорит, что он был служителем Диониса. Дочь Эномая Гипподамия — "укротительница коней" — любила Пелопса, Она сопровождала его на одноосной боевой колеснице, запряженной четверкой коней, которых подарил ему Посейдон. Царь Эномай обычно позволял сопернику вырваться вперед, а затем вонзал ему в спину копье. На сей раз, однако, случилось иначе: дочь подменила на отцовой колеснице деревянные чеки восковыми, так что Эномай разбился, не успев поразить Пелопса копьем.
Став героем Писы, Пелопс сделался отцом трех сыновей — Атрея ("бесстрашного"), Фиеста ("коптильщика") и Хрисиппа ("золотого коня"). В нашей интерпретации сыновья суть образы душевных сил — мужества, набожности и мудрости.
Хрисипп умер в девятнадцать лет: братья бросили его в колодец. Атрею в знак его царской власти Гермес принес золотого барашка. Брат Фиест этого барашка украл. Это настолько возмутило бога солнца Гелиоса, что он обратил свой бег вспять и стал двигаться как сейчас, с востока на запад76. В отместку Атрей пригласил Фиеста к себе и накормил мясом собственных его детей, а потом сбежал в Микены, где тоже умер молодым. Пелопс — редчайший пример полного цикла мистерии под огненным знаком Овна.
Знаком царской власти в Микенах был скипетр, изначально предназначенный Зевсу, и сын Атрея, Агамемнон, получил его из рук дяди, Фиеста77. Спасение и дела^ Фиеста мы истолковываем следующим образом: среди вышеназванных душевных сил набожность дольше всего сохраняла связь с богами, а встречное движение солнца для людей эпохи Тельца было уже подготовлено кражей золотого барашка (Овна).
КадмКадм был родом из финикийского Тира; имя у него тоже финикийское. Поиски похищенной сестры Европы (Европа означает "широкоглядящая", или "распахнутоокая", а это считалось признаком подземных богов) привели его в Беотию, "коровью страну", где белая корова указала ему место для постройки города Фивы. Неподалеку, в Лебадии, долгие века поклонялись богине по имени Деметра Европа78.
Белую корову дблжно рассматривать как ипостась богини плодородия; похититель Европы в свою очередь имел облик белого быка. Предание называет его Зевсом, мы, однако, предпочитаем другое, на наш взгляд более правильное имя — Посейдон. Кадм жил еще в ту эпоху, когда солнце находилось в знаке небесного Тельца, то есть в XIV или XV веке до Р.Х.
Там, где корова легла на траву, а позднее поднялся город Фивы, был источник, который стерег его хозяин, бог Арес, в образе огромного змея. Кадм убил змея, вырвал его зубы и посеял их в землю. Из диковинных этих семян выросли воины, сильные и свирепые, как титаны; герой назвал их спартами. Воины тотчас вступили в междоусобную схватку и бились, пока их не осталось всего пятеро. Эти пятеро стали спутниками Кадма и основателями знатнейших фиванских родов. В жены герой взял Гармонию, дочь Ареса и Афродиты. На свадьбе присутствовали все боги.
От этого брака родились ничем себя не прославивший сын и четыре замечательные дочери, в том числе Семела, мать бога Диониса, которая понесла от Зевсовой молнии и от нее же умерла. Афина спасла зародыш, сестра Семе-лы Ино стала кормилицей Диониса, а затем "белой богиней" Левкотеей, "морским демоном", советчиком людей.
ЭдипШли годы, и вот царем в Фивах стал правнук Кадма Лай ("левша"). Лай воспылал любовью к юноше Хрисиппу ("золотому коню"). Опозоренный юноша покончил самоубийством. В наказание главная тамошняя богиня Гера поселила у стен города Сфинкса, который терзал жителей загадками. Самая трудная из загадок гласила: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?" Ответ, конечно же, был: "Человек. Человек в разные поры своей жизни".
Сфинкс
У Лая родился сын, и дельфийский оракул предсказал отцу, что его ждет гибель от рук сына. Тогда Лай проколол ребенку ступни, ремнями связал ему ноги и велел бросить в лесу. Но пастухи нашли младенца, воспитали и вырастили. Юноша Эдип отправился в Дельфы, встретил на дороге отца и, ни о чем не подозревая, в ссоре убил его, а затем пошел в Фивы и решил загадку Сфинкса; в награду фиванцы отдали ему в жены вдовствующую царицу. Она родила Эдипу двух дочерей и двух сыновей-близнецов, которые впоследствии погубили друг друга. Узнав о роковых обстоятельствах своей жизни, Эдип ослепил себя и в ясном сознании отошел в Гадес; случилось это неподалеку от Афин, в Колоне, в священной роще Эвменид.
Микенские греки II тысячелетия до Р.Х., конечно, вряд ли считали вопрос Сфинкса непосильной умственной загадкой, но предмет его — человек — многообразен и глубок. Сфинкс представлял собою место мистерий вблизи Фив. Лай и Эдип составляли здесь единство хотя бы уже потому, что оба — "левша" и "распухшие ноги" (Эдип) — были калеками. Комментарий по поводу "Илиады", помещенный в этой книге, покажет, какие органы мистического восприятия стремились пробуждать посредством микенских мистерий, прежде всего в области головы и торса, а потом на руках и ступнях. Последние напоминают о ранах Христовых.
Загадка Сфинкса указывает на временную сущность человека: греческая философия обращалась преимущественно к пространственной его сущности. Аристотель направил свое внимание таюке на естественное развитие человека, которое, по мнению этого философа, физически завершалось в двадцать восемь лет, а духовно — в пятьдесят. Мистерия же искала за временной сущностью некое духовное единство; исходя от взрослого, она обращается на юношу (вспомним любовь Лая к Хрисиппу), а затем на ребенка (в предании — отринутый Эдип). А в итоге она, двигаясь вспять, переступает порог рождения и созерцает духовного человека в образе рождения младенца от девы. Возвратное преодоление порога юношества и покидание ступени отцовства легенда описывает как отцеубийство. Ступень юношества в образе взаимного убийства близнецов преодолевается в обратном направлении; в данной легенде это — сыновья Эдипа Этеокл и Полиник. Конечная цель — рождение младенца в свободном созерцании.
Этеокл и Полиник
Геракл
Наиболее популярный из греческих героев — Геракл, потомок Персея. Его подвигов хватит на целый эпос, но такового не существует. Зато он был излюбленным персонажем изобразительного искусства. Геракл родом фива-нец и классические свои подвиги совершил на службе у царя Эврисфея, который правил в Фивах, хотя вообще-то Зевс предназначал престол Гераклу.
Фиванская царица Алкмена родила в одну ночь близнецов, из которых первый, Ификл, был сыном царя Амфитриона, а второй, Геракл, — сыном Зевса. Ификлов сын Иолай впоследствии постоянно сопровождал своего дядю. Ификл и Иолай, судя по именам, вполне сопоставимы в паре Кастор-Полидевк с (зимним) оккультным братом-близнецом; иное дело Геракл. Двенадцать испытаний, или подвигов, выпадают на долю лишь одного из близнецов, Геракла, который поначалу больше схож с Кастором, а не с Полидевком; сопровождает этого близнеца Иолай.
Круг подвигов открывается 1) схваткой со львом, далее следует 2) борьба с девятиголовой гидрой, которой помогает чудовищный рак. Знаток небесного Зодиака тотчас насторожится: похоже, оккультный встречный путь, который на сей раз начинается во Льве, и по оставшимся после Рака десяти знакам проделает его лишь один из близнецов. Но если проследить дальше Геракловы "двенадцать подвигов", то их сопоставление с этими знаками теряет всякую убедительность. По порядку надо бы ожидать затем Близнецов, Тельца, Овна, Рыб, Водолея и Козерога. Фактически же мы имеем в качестве "подвигов" убийство, укрощение или присвоение 3) лани, 4) Стимфалийских птиц, 5) Эриманфского вепря, 6) чистку Авгиевых конюшен, 7) укрощение Критского быка, 8) укрощение коней-людоедов фракийца Диомеда, 9) завладение поясом царицы амазонок Ипполиты, 10) похищение коров Гериона, 11) яблок Гесперид и 12) трехголового адского пса Кербера. В разных источниках указана различная последовательность подвигов; в частности, у Аполлодора в "Мифологической библиотеке": 1) Немейский лев; 2) Лернейская гидра; 3) Кери-нейская лань; 4) Эриманфский вепрь; 5) Авгиевы конюшни; 6) Стимфалийские птицы; 7) Критский бык; 8) кобылицы Диомеда; 9) пояс Ипполиты; 10) коровы Гериона; 11) золотые яблоки Гесперид; 12) Кербер.
Сходство с шумерским Зодиаком есть — в том, что Геракл наряду с дубинкой нередко пользуется луком, также и в последней схватке с кентавром Нессом. Вдобавок аттическое предание стремится сблизить его с Тесеем или Тесея с ним, да еще и заставляет Геракла принять искупление на поле Малых мистерий. Сообщение о Критском быке, одном из "двенадцати подвигов", опять-таки недвусмысленно указывает на кносского царя Миноса. Тем не менее подвиги и Зодиак остаются разными рядами образов. Уже постоянно повторяющийся мотив коня относит подвиги к много более позднему периоду, чем эпоха шумерского Зодиака, которому подчиняются по крайней мере Великие элевсинские мистерии;' и все же на фоне судьбы едва ли не исторического Тесея Геракл выглядит значительно древнее, мы вполне можем поместить его еще в XIV столетие до Р.Х. Тогда Ясона с его аргонавтами и героев Гомера Ахиллеса и Одиссея нужно отнести к XIII, а Тесея — только к XII веку.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Элевсинские мистерии"
Книги похожие на "Элевсинские мистерии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитер Лауэнштайн - Элевсинские мистерии"
Отзывы читателей о книге "Элевсинские мистерии", комментарии и мнения людей о произведении.