Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
Поэтому неудивительно, что в этих лирических циклах заметное место принадлежит произведениям, написанным от лица женщины. В некоторых из них героиня говорит о страсти к некоему Мехи, побуждающей ее стремиться стать одной из дам его гарема: как показал отечественный египтолог О. Д. Берлев, это имя с большой вероятностью является уменьшительным от имени фараона Хоремхеба (судя по всему, человека действительно незаурядного во всех отношениях). В таком случае столь яркая по своему настрою и новаторская линия развития египетской литературы берет свои истоки в его царствование, непосредственно после амарнского времени.
Еще одним следствием амарнской эпохи стало повышенное внимание религиозных текстов времени Рамессидов (царей XIX–XX династий, большинство из которых носило личное имя Рамсес) к образу верховного бога — создателя и зиждителя всего мира. Собственно говоря, «разработка» этой религиозной проблемы была начата еще во II Переходный период и при XVIII династии в создававшихся фиванскими жрецами гимнах Амону-Ра.
Рамессидское время дало целый ряд пространных гимнов этому же богу, среди которых особенно известен так называемый гимн Лейден I. 350 (по месту его хранения и номеру в собрании папирусов). В нем верховное божество, основой образа которого является Амон Фиванский, описывается как обладатель различных качеств и способностей (и, стало быть, как божество всемогущее) при помощи ряда эпитетов и сопоставлений с другими богами (гелиопольскими Ра и Атумом, мемфисскими Птахом и Татененом и др.). В то же время подчеркивается его нетварность (согласно гимну, он создал сам себя), «сокрытость» его природы, выраженная его именем (Амон — егип. Имен — означает «сокрытый»), а описание его благодетельности по отношению к людям и всему живому напоминает гимны Атону амарнского времени.
Эпоха Рамессидов: XIX И XX династии (конец XIV — начало XI в. до н. э.)
Воцарение XIX династии. Начало хетто-египетского противостояния (1334–1290 гг. до н. э.)
Царствование Хоремхеба выпадает из последовательности египетских династий: отсутствие родства с XVIII династией не позволяет причислить его к ней, а тяготение, в отличие от его преемников, к амарнскому периоду — к следующей, XIX династии (1305–1197 гг. до н. э.). Судя по некоторым признакам (к примеру, появлению у двух ее царей имени Сети, производного от «Сет»; тяготению не просто к Нижнему Египту, как у их предшественников, а целенаправленно к Восточной Дельте; датировке одного из памятников Рамсеса II 400-м годом «эры Сета», отсчет которой должен был начаться с гиксосского времени), этот царский дом мог быть связан своими корнями с эпохой гиксосов.
Первым царем XIX династии и непосредственным преемником Хоремхеба стал Рамсес I — верховный сановник своего предшественника, возведенный им в соправители (1306 г. до н. э.) и находившийся уже в преклонных летах. Вскоре его сменил сын Сети I (ок. 1304–1290 гг. до н. э.), при котором возобновилось противостояние Египта с хеттами. В 1303 г. до н. э. он вернул Египту Палестину, а в двух следующих походах захватил Финикию, Южную и Центральную Сирию. Одержав победу над хеттами к северу от Кадеша, в долине реки Оронт, он вынужден был, однако, пойти на компромисс с ними.
Согласно договору с царем Муваталли II за Египтом закреплялись лишь Палестина и Южная Сирия. Кроме того, Сети I воевал в Ливии и Нубии, действуя там с крайней жестокостью: в Карнакском храме он неоднократно изображен приносящим пленных в жертву богу Амону. Именно при Сети I и его сыне и соправителе Рамсесе II окончательно подверглась проклятию амарнская эпоха: имена царей от Эхнатона и до Эйе были вычеркнуты из династических списков, а годы их правления причислены к царствованию Хоремхеба, Ахетатон окончательно покинут и его постройки разобраны, а об Эхнатоне стали отзываться не иначе как о «мятежнике» или «преступнике из Ахетатона».
Династическая история Египта при первых Рамессидах: реальность и мифология
Характерно, что именно при при Сети I и Рамсесе II необычайно усиливается интерес египтян к их династической истории: в храме Осириса в Абидосе помещаются два перечня имен их предшественников — египетских царей начиная с Менеса (Мины), которым подобало приносить жертвы; аналогичный список обнаруживается в погребении мемфисского жреца Чурои в Саккара; составляется в папирусной записи «Туринский царский список» (назван по месту его нынешнего хранения в Туринском музее) — еще более подробный и включающий имена некоторых нелегитимных правителей Египта; наконец, появляется ряд малых царских списков, перечисляющих царей конца XVIII — начала XIX династий (с характерным исключением Эхнатона и его преемников вплоть до Хоремхеба).
Эти списки — чрезвычайно ценные источники по истории и хронологии Египта — явно свидетельствуют о стремлении царей начала XIX династии, первых за несколько десятилетий, чье возвышение никак не было связано с амарнским временем, «навести порядок» в истории своих предшественников, дав, в частности, правлению Эхнатона «надлежащую» (резко негативную) оценку.
В то же время систематизируются и представления египтян о самом давнем их прошлом, воспринимавшемся как эра царствования богов на земле: в гробницах Сети I и Рамсеса II (позднее также Рамсеса III) появляется запись так называемой «Книги небесной коровы» — повествования о попытке одряхлевшего бога Ра в конце его земного правления истребить людей, замысливших против него мятеж, с помощью свирепой богини Сохмет, а затем о его уходе с земли на небо — олицетворенное в его дочери Нут в образе коровы, на спине которой и располагается солнечный бог; попутно происходит и дифференциация мироздания на такие его части, как земной мир, мир богов, «небо» — и загробный мир, обозначенный в этом тексте как «Поля тростника».
Рамсес II (1290–1224 гг. до н. э.). Решающая фаза войн Египта с Хеттским царством
Первые пять лет своего единоличного правления Рамсес II посвятил подготовке Египта к большой войне в Азии (в частности, централизации под властью царя ресурсов храмовых хозяйств). В 1286 г. до н. э. он совершил поход в Финикию, обнаруживший, по его мнению, слабость хеттских позиций в Азии. На следующий 1285 г. до н. э. фараон наметил крупную кампанию, о событиях которой подробно рассказывает поэтическое произведение, созданное писцом Пентауром, так называемая «Поэма о Кадешской битве».
Началом решающего столкновения с хеттами должен был стать захват крепости Кадеш. По сведениям Рамсеса II, полученным от местных азиатских правителей и перебежчиков из войска царя Муваталли II, хетты боялись этого столкновения и держали свои главные силы к северу от Кадеша. Поэтому фараон рискнул переправиться на правый берег Оронта, где стояла крепость, и двинуться к ней лишь с одним из четырех соединений своей армии. Однако на самом деле основные силы хеттов размещались как раз в Кадеше, и когда через реку начало переправу второе соединение армии Рамсеса, оно неожиданно подверглось разгрому. Затем жертвой нападения хеттских колесниц стал сам царь со своим отрядом: попав с его остатками в окружение, он уцелел только благодаря своей воинской выучке и личной храбрости, а также своевременному появлению подкрепления, ударившего по хеттскому кольцу с его внешней стороны. В упомянутой «Поэме о Кадешской битве» кульминацией битвы рисуется драматичный призыв царя к своему «отцу» богу Амону, который, по его словам, покинул «сына» в самый опасный момент.
Окружившие фараона отборные хеттские отряды Муваталлиса II понесли огромные потери, и к концу дня поле сражения осталось за египтянами. Тем не менее хетты сохранили значительные силы, сосредоточенные в крепости Кадеш, которая так и не была взята египтянами. В итоге кампания 1285 г. до н. э. окончилась перемирием и отступлением египтян, потерявших при этом Южную Сирию.
В 1283 г. до н. э. военные действия возобновляются: вплоть до конца 70-х годов XIII в. до н. э. Рамсес II воюет на территориях Палестины, Южной Сирии, Финикии и землях к востоку от реки Иордан, то возвращая их под свою власть, то вновь теряя; при этом главным соперником Египта оставалось Хеттское царство, центр которого в Малой Азии Рамсесу II разгромить было, конечно, не под силу. В то же время затянувшаяся война начала тяготить и хеттов, у которых имелись и другие внешнеполитические проблемы (борьба за контроль над западом Малой Азии и соперничество с усиливающимся Ассирийским государством на северо-западе Месопотамии).
В итоге около 1270 г. до н. э. по инициативе хеттского царя Хаттусили III Египет и Хеттское царство заключили мирный договор, известный нам как в египетской иероглифической версии, записанной в Карнакском храме и в заупокойном храме Рамсеса II на западной берегу Нила в районе Фив (так называемый Рамессеум), так и в клинописной версии, обнаруженной при раскопках хеттской столицы в районе современного Богазкёя. Между Египтом и Хеттским царством был заключен не только мир, но и военный союз с обязательством о взаимопомощи. Оно действительно вступило в силу при преемнике Рамсеса II Мернептахе, когда во время голода у хеттов египтяне отправили им хлеб. Стороны приняли на себя обязательство впредь выдавать друг другу политических эмигрантов и перебежчиков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.