» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






Канонические книги

Древние тексты, образующие основу конфуцианского канона, были отредактированы, как считает традиция, Конфуцием. Кандидаты на ученые степени, начиная с ханьского времени, заучивали эти книги наизусть и должны были продемонстрировать их знание на экзаменах. В число пяти канонических книг (у цзин) входят «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин». «Лицзи» и «Чуньцю».

«Шуцзин» («Книга исторических документов») представляет собой записи преданий, мифов и исторических событий, уложения (дянь) легендарных правителей, речи представителей династий Инь и Чжоу и т. д. Первоначально в книге было 100 глав. После сожжения в эпоху Цинь конфуцианских сочинений, восстановления «Шуцзина» по памяти, его утраты вновь и вторичного восстановления осталось всего 58 глав; из них 33 действительно древние, а 25 были составлены позже.

В «Шуцзине», по словам выдающегося китаеведа В. М. Алексеева, представлено «целостное мировоззрение, тесно связанное с идеей государства»; в нем также нашли отражение культ предков, представления о влиянии неба на судьбы людей и народов, о гармонии (хэ) между природой и обществом и др. Эта книга остается ценным источником сведений по истории эпохи Чжоу.

305 стихотворений «Шицзина» («Книга песен», или «Книга стихов») были созданы в первой половине I тысячелетия до н. э. Половина всех стихов — народные, «простые песни древних удельных поселян». Прочие представляют собой праздничные и культовые песнопения — «пышные оды царедворцев и правящей аристократии и… торжественные гимны обожествленному царю, распеваемые в храме предков». Собранная Конфуцием, эта книга легла в основу всей будущей китайской литературы и образования на два с половиной тысячелетия.

Самый древний из текстов чжоуского времени — «И цзин» («Книга Перемен»). Набор же гадательных символов-чисел, составленных из двух видов черт (прерванной и целой) и насчитывающих либо по три черты (8 триграмм), либо по шесть черт (64 гексаграммы), вероятно, существовал гораздо раньше, и такие символы записывались по определенным правилам в разной последовательности. Некоторые гадательные формулы книги существовали и прежде и могли быть восприняты от гадателей эпохи Шан-Инь.

«Книга Перемен» оказала глубокое влияние на философию, науку, духовную культуру Китая.

При ханьской династии были составлены «Ли цзи» («Записи об обрядах»). Это произведение содержит самые разные тексты, в которых рассматриваются, например, правила благопристойного поведения, говорится о траурных церемониях и погребальных обрядах, объясняется территориально-административное деление страны и выстраивается система рангов знатности чжоуской аристократии; особое место занимают обряды, совершаемые императором, перечисляются различные жертвоприношения. Специальный интерес представляют главы о земледельческом календаре и о музыке. Две главы — «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжунъюн» («Срединное и неизменное») — вошли поздней в виде отдельных произведений в суммирующее конфуцианское учение «Четверокнижие».

Мэн-цзы (Мэн Кэ)

Конфуцианский философ Мэн-цзы (?372–289 гг. до н. э.) родился в небольшом княжестве Цзоу (ныне Цзоусянь в провинции Шаньдун). Он постигал философию Конфуция у учеников внука Конфуция Цзы Сы, без особого успеха пытался получить место на службе у кого-либо из правителей различных княжеств. Его воззрения изложены в трактате «Мэн-цзы». Центральными здесь являются размышления о возвышении и падении государств. Необходимым условием разумного государственного устройства является, с точки зрения Мэн-цзы, наличие достойного правителя, который думает о народе и строит политику на нравственных основаниях.

Для Мэн-цзы неприемлема признающая лишь силу и выражающая лишь интересы правителя и угодных ему лиц политика — такого правителя народ вправе свергнуть. Напротив, при достойном правителе, который заботится об улучшении условий жизни народа, развиваются добрые от природы наклонности людей. Права управлять государством заслуживают лишь «благородные мужи» (цзюнь цзы). Философия Мэн-цзы оказала сильное влияние на последующее развитие конфуцианства. В ряду авторитетных представителей этой традиции он стоит сразу после Конфуция.

Даосизм

Вторым важнейшим религиозно-философским течением в Китае стал даосизм, получивший название от главного его понятия — «дао» (основное значение — «путь»). Истоки даосизма, вероятно, уходят в глубины родоплеменного строя и в шаманистические верования и потому остаются, по существу, неясными. Традиционная точка зрения, согласно которой основателем учения является Лао-цзы (VI в. до н. э.), а его продолжателем Чжуан-цзы (IV в. до н. э.), подвергается большому сомнению.

В китайских источниках о даосизме как философской школе встречаются упоминания лишь начиная с I в. до н. э. Даосские воззрения, однако, можно проследить, углубляясь в прошлое, по крайней мере, до эпохи Чжаньго. Не исключено, что само учение является еще более древним, поскольку частично то, о чем повествуется в «Даодэ цзине», встречается намного раньше. Тем не менее «Даодэ цзин» и сочинение Чжуан-цзы, остаются самыми древними и главнейшими текстами по этой философии, вобравшей затем еще и некоторые понятия из других философских школ (учения об инь-ян, пяти началах и др.).

«Дао» понимается здесь как изначальный принцип всего сущего и как нечто, не имеющее формы и не мыслящее; в себе покоящееся и охватывающее все на свете вещи, не постижимое в понятиях и неописуемое словами. Оно предполагает непрерывные изменения, переход вещей в их противоположности. Поскольку даосизм пользуется парными понятиями (добро — зло, жизнь — смерть, твердое — мягкое, полное — пустое и др.), причем переходящими в зависимости от конкретных условий и меры одно в другое, он содержит в себе начала диалектики.

Человек, по этому учению, должен жить согласно «дао». При этом прежде всего имеются в виду простота, скромность и естественность (цзы жань), непротивление естественному порядку вещей (у вэй — «недеяние»). Как идеология даосизм выражал неприятие расколотого на классы и сословия общества эпохи «Сражающихся царств», осуждал угнетение простого народа богатыми и знатными, провозглашал утопический идеал первобытного строя, при котором существовало равенство. В сочинении Чжуан-цзы, кроме того, содержится идея полного отречения от мира и мистического единения с природой.

Конфуцианские философские и общественно-политические теории, оправдывающие социальные отношения неравенства и напоминающие об обязанностях индивида перед государством, подвергались в даосизме резкой критике и осмеянию. Тем не менее в ранний его период это учение нельзя рассматривать лишь как выражение протеста угнетенного класса. Оно — одно из течений общественной мысли эпохи Чжаньго, отражающее обеднение прежней родовой аристократии и появление нового богатеющего слоя.

В обращении даосизма к природе имелись определенные предпосылки, которые могли способствовать накоплению естественнонаучных знаний. Позднее, однако, особенно с ханьского времени, благодаря поискам способов достижения долголетия и приготовления «эликсира бессмертия», в нем усиливались мистические тенденции.

С проникновением в Китай буддизма (I в. до н. э. — I в. н. э.) появился религиозный даосизм, который в противостоянии этому новому учению сам утверждался как церковь и утрачивал сходство с философским даосизмом раннего периода. Разновидностью подобного рода течений являются даосские «ереси» II в. н. э., например «Дао великого благоденствия» Чжан Цзяо, ставшее идеологией восстания «Желтых повязок» и сыгравшее важную роль при свержении династии Хань.

Лао-цзы

По китайской традиции Лао-цзы (552–475 гг. до н. э.) был автором книги под названием «Даодэ цзин» и стал основателем учения даосизма. По имеющимся в «Исторических записках» Сыма Цяня (145 или 135 — ок. 68 гг. до н. э.) сведениям он носил родовое имя Ли, собственное имя — Эр, второе имя — Бо-ян и посмертное имя — Дань. Говорится, что он занимал должность хранителя архива при чжоуском дворе в Лои и встречался с Конфуцием.

Когда династия пришла в упадок, он покинул Чжоу в намерении провести остаток жизни в уединении. Минуя западную заставу Саньгуань, он изложил по просьбе ее начальника Инь Си свое учение в виде книги. О дальнейшей его судьбе более ничего не известно. Утверждение, будто Лао-цзы жил в одно время с Конфуцием, не считается достоверным.

Несмотря на все усилия разрешить загадку, связанную с личностью этого философа, из-за скудности записей о нем все остается только на уровне предположений. Мнения о причастности Лао-цзы к составлению «Даодэ цзина» расходятся между собой по широкому кругу — от признания его автором этого сочинения до отрицания какой-либо связи между ним и книгой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.