Игорь Шафаревич - Арьергардные бои марксизма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Арьергардные бои марксизма"
Описание и краткое содержание "Арьергардные бои марксизма" читать бесплатно онлайн.
Шафаревич Игорь
Арьергардные бои марксизма
Игорь Шафаревич
Арьергардные бои марксизма
(О работах Р. А. Медведева)
I
Еще Геродот видел в борьбе и взаимовлиянии Востока и Запада основной стержень истории человечества. Казалось бы, все возможные взгляды на роль Востока и Запада в Истории были с тех пор высказаны и обсуждены. Но вот наш век принес с собой совершенно новый угол зрения на эту древнюю проблему. Именно сейчас стала ясной решающая всемирно-историческая роль явления, совсем по-новому одновременно и связывающего и разделяющего Восток и Запад: социализма. Как учение социализм - творение Запада. В России он не имел никаких корней и был полностью импортирован: настолько, что два главных вождя социалистического движения - Герцен и Бакунин - должны были эмигрировать на Запад, чтобы там проникнуться этим учением. Но зато в России (а потом в других странах Восточной Европы и Азии) социализм - в форме марксизма - был впервые воплощен в жизнь. Поэтому Запад сейчас смотрит на социализм как на свое возможное будущее, Восток же - как на прошлое и настоящее, как на отчасти уже пережитый им опыт. По-видимому, у большинства западной интеллигенции социализм - и, в частности, марксизм - вызывает интерес и сочувствие. В громадной степени эта привлекательность марксизма для Запада связана с его завоеваниями на Востоке: успех и сила всегда притягивают. Но удивительным образом с Востока же был нанесен и самый тяжелый удар марксизму, и нанес его глава мирового коммунизма (тогда еще не разъедаемого никакими видимыми противоречиями) Хрущев. Его знаменитые доклады разбили догмат о непогрешимости марксизма и поставили под сомнение результаты экспериментальной проверки марксистского учения. А главное, он был единственным человеком, слова которого нельзя было отбросить как клевету классового врага! Позже в СССР стала проявляться независимая, немарксистская мысль - явление ранее невообразимое. Критическое отношение к марксизму с эмиграцией выплеснулось за советские границы: еще одна встреча Востока с Западом на почве социализма, но уже с обратной ориентацией. Для левой западной интеллигенции, воспринявшей сначала советских диссидентов как своих союзников - борцов за свободу, против собственного истаблишмента, было шоком и разочарованием. обнаружить, что многие из них не испытывают никакой симпатии ни к марксизму, ни к социализму вообще. Начиная с выступлений Хрущева, то есть последние 20 лет, марксизм идеологически находится в отступлении. А всякое отступление опасно тем, что его трудно прекратить: неясно, где остановиться. Вот четыре "линии обороны", которые в этих арьергардных боях уже сменила марксистская мысль. 1) Предвидения Маркса и Энгельса оказались поразительно точны. Все неприятные слухи, иногда просачивающиеся на Запад, - клевета классовых врагов. (Впрочем, кое-что из этого, может быть, и правда, но такова историческая необходимость.) 2) В подобных слухах есть доля истины. Но это непринципиальные отклонения, не влияющие на истинность основных положений марксизма. Они объясняются некоторыми свойствами характера Сталина, извратившего заветы Ленина и Маркса. 3) Марксизм не может нести ответственности за применение его в России. Русский эксперимент - это извращение марксизма; вообще не марксизм, а продолжение традиции Бакунина, результат многовекового рабства и татарщины. 4) Маркс сам уклонился от истины под влиянием партийной борьбы. Следует обратиться к его наиболее ранним произведениям эпохи левого гегельянства. В самой крайней форме эти мысли высказаны Ж.-П. Сартром, который с особой симпатией говорит о произведениях Маркса, предшествовавших его "злополучной встрече с Энгельсом". (По-видимому, следует понимать это так, что, кроме очень большого числа женщин, Энгельс соблазнил еще и Карла Маркса!) Современная апологетика марксизма имеет один коренной дефект: подавляющее большинство защитников марксизма находится на Западе, в то время как основная часть его критиков происходит из социалистических стран (мы исключаем из рассмотрения тех находящихся на Востоке авторов, для которых марксистские убеждения переплетаются с их профессией и карьерой). Но такое распределение уже само является весомым аргументом: очевидно, какой вывод напрашивается из того, что противниками марксизма оказываются те, что испытали его на себе, а сторонниками - те, кому судьба этого опыта еще не послала. Именно это обстоятельство определяет тот большой вес, который в лагере защитников марксизма приобретают авторы из социалистических стран (выступающие в то же время независимо от официального идеологического аппарата этих стран). В СССР мне известен только один такой автор - это Р. А. Медведев, опубликовавший несколько книг и статей о послеоктябрьской истории СССР и посвятивший ряд работ защите марксистской идеологии. Такое особое положение делает интересным более пристальное рассмотрение его взглядов. Но и сверх того на этом частном примере можно надеяться более выпукло увидеть черты общего явления: яснее понять специфику марксистской идеологии, ее роль в современном мире и влияние на судьбы Востока и Запада.
II
В одной из статей Р. А. Медведева ("Международное положение СССР и пути разрядки") содержится очень четкое изложение того комплекса положений, против которого он выступает. В разделе под названием "Эмиграция из СССР предлагает свои рецепты "спасения" Запада" изложен следующий взгляд, принадлежащий, по его словам, многим эмигрантам из СССР. Они считают, что социалистическая революция "несет с собой (1) тяжелую и кровопролитную гражданскую войну, (2) подавление и уничтожение всех политических партий, кроме коммунистической, (3) массовый террор и (4) принудительную коллективизацию, ликвидацию не только зажиточных хозяйств, но и всей частной собственности, (5) насилие над "буржуазными" специалистами и, (6) в конечном счете, взаимоистребление самих революционеров..." (цифры в скобках вставлены мною, чтобы было удобнее обсуждать отдельные положения. - И. Ш.). Я мало знаком с высказываниями эмигрантов, и потому мне трудно судить, насколько точно здесь сформулированы их взгляды. Но меня поражает, что автор, который, казалось бы, должен быть хорошо осведомлен в марксистской литературе, не заметил, что им приведены точки зрения самих классиков марксизма, высказанные в их теоретических работах. (За исключением, разумеется, положения 6, которое и отмечает черту, не специфическую для социалистической революции, столь же отчетливо проявившуюся во Французской революции 1789-1794 гг.) Вот несколько цитат. (1) О гражданской войне. Маркс:
"Мы говорим рабочим: вы должны пережить 15, 20, 50 лет гражданской войны
и международных битв не только для того, чтобы изменить существующие
отношения, но чтобы и самим измениться и стать способными к
политическому господству" ("Разоблачения о кёльнском процессе
коммунистов").
(2) О демократии. Говоря о демократических требованиях буржуазии: "демократического, конституционного и республиканского образа правления", Маркс и Энгельс пишут:
"В то время как демократические буржуа хотят возможно быстрее закончить
революцию, в лучшем случае с проведением вышеуказанных требований, наши
интересы и наша задача заключаются в том, чтобы революция была
перманентной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут
устранены от господства..." (Первое обращение центрального комитета к
союзу коммунистов).
(3) О терроре:
"...существует только одно средство для того, чтобы сократить, упростить
и локализовать кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов
нового общества, только одно средство - революционный террор" (Маркс и
Энгельс, "Новая Рейнская газета" от 7 ноября 1848 г.). Эту фразу Маркс и Энгельс повторяют в последнем номере своей газеты как выражающую их принципиальную позицию и добавляют:
"Мы беспощадны и не ждем никакой пощады. Когда придет наш черед, мы не
будем прикрашивать террор" (Номер от 8 мая 1849 г.).
(4) Частная собственность; в частности, на землю. В "Коммунистическом манифесте" говорится:
"...коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение
частной собственности". Среди мер, которые должны быть приняты после победы пролетарской революции, первой провозглашается:
"Экспроприация поземельной собственности и обращение поземельной ренты
на покрытие государственных расходов" (там же).
И, наконец, (5) о "буржуазных специалистах" Энгельс пишет:
"Но если мы, благодаря войне, преждевременно станем у власти, то техники
будут нашими специальными противниками и будут обманывать и предавать
нас, где только смогут. Нам придется применить террор..." (Письмо Бебелю
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Арьергардные бои марксизма"
Книги похожие на "Арьергардные бои марксизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Шафаревич - Арьергардные бои марксизма"
Отзывы читателей о книге "Арьергардные бои марксизма", комментарии и мнения людей о произведении.