Валентин Свенцицкий - Диалоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалоги"
Описание и краткое содержание "Диалоги" читать бесплатно онлайн.
Печатается по: Свенцицкий В., прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост. С. В. Чертков. М., ПСТГУ, 2010. С. 49-386. текст в авторский редакции; устранено более 800 смысловых и стилистических искажений прежних версий. Источник: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0440_dialogs.shtml
Неизвестный. Да. Я это понял уже.
Духовник. Ты не признаёшь "соборности" Церкви и наименование это считаешь ложью на том основании, что Церковь всегда была прислужницей мирской власти. Говоря так, ты видишь перед собою те или иные злоупотребления, дававшие возможность мирской силе употреблять в своих целях внешнюю церковную организацию и отдельных её представителей. Но ты не видишь истинного образа Церкви и потому не чувствуешь соборности её сознания и действующего через эту соборность Духа Святого в её жизни. Не "прислужницей" мирской власти, а носительницей благодати Духа Святого была Церковь, когда соборный разум её осознавал догматы и непреложно утверждал непостижимые божественные истины веры. Этот соборный разум определил и всю внутреннюю жизнь Церкви святыми канонами, которые суть не мёртвые буквы человеческого законодательства, а живые веления Духа. Потому они и не могут быть отменяемы субъективным актом человеческого сознания и воли, но в то же время, как всё живое и Духом преисполненное в Церкви, могут в отдельных случаях восполняться, видоизменяться и временно приостанавливаться в своём действовании соборным сознанием.
Бывают эпохи, когда носителями этого соборного сознания Церкви и выразителями велений Духа Святого было подавляющее меньшинство в Церкви, а большинство являлось носителями мирских, субъективных, нецерковных начал. И тогда, в порядке сверхъестественном, вершителем судеб Церкви в конце концов являлось это меньшинство, потому что оно было хранителем церковной истины. Церковь -- соборная не потому, что всегда была независима от воздействия на неё мирской власти и свободно управлялась своими представителями по указанию Соборов, а потому, что и под ужасающим иногда давлением этой власти она все же определялась и развивалась, как в области догматической, так и в области внутренней своей жизни, действующим через соборное сознание Церкви Духом Святым.
Неизвестный. Это мне принять труднее, но допускаю, что и это так. По крайней мере, эту внутреннюю сторону я раньше совсем не принимал в соображение.
Духовник. Ты сказал об апостольской преемственности церковной иерархии, что это сомнительно, но что ты не считаешь вопрос этот существенным. Почему сомнительно? Здесь и история, и предание Церкви чуть ли не поимённо сохранили наш преемственный ряд епископов, начиная с первых епископов, рукоположенных самими апостолами. И вопрос этот о преемственности имеет первенствующее значение. В нём один из существенных признаков истинной Церкви, ибо в этой преемственности залог неуклонного следования Церкви по тому пути, на который поставлена она через святых апостолов Господом Иисусом Христом.
Неизвестный. Мне это не совсем понятно. Но не буду возражать и против этого.
Духовник. И вот теперь я спрошу тебя: может ли такая Церковь не быть единой? Ты говоришь о "множестве" церквей. Но что доказывает это множество? Не то ли, о чём предостерегает Спаситель, сказав, что "многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят" (Мф. 24, 5). Не назвал ли Он Церковь Свою "малым стадом"? Не сказал ли Он: "...Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?" (Лк. 18, 8). "Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, -- не верьте" (Мф. 24, 23). Сколько будет отпадений, сколько искажений, какое внешнее торжество заблуждений и лжи. Но истинная Церковь будет едина. Сколько ветвей отпадёт от лозы совсем, сколько будет едва держаться не вполне оторвавшимся краешком, и только одна истинная Церковь останется на ней спелой гроздью. Святая, Соборная и Апостольская Церковь -- хранительница истины и благодатных даров Духа Святого -- не может разделиться на несколько частей. Такая Церковь может быть только одна.
Неизвестный. Но как же узнать её? Ведь каждому кажется, что его Церковь -- та одна истинная Церковь, о которой говоришь ты. Где признаки этой Церкви?
Духовник. Истинная Церковь Христова как была, так и пребудет до века "не от мира сего". Дух Христов никогда не смешается в ней с мирским духом Велиара, и потому всегда она будет свободна от мирских стихий. В ней неизменно сохранится всё, что даровано Церкви благодатью Святого Духа: и апостольская преемственность иерархии, и соборность церковного строя, и чистота догматов веры, и неизменность её святых канонов, и верность её преданиям. Там, где будут все эти признаки, будет и единая Истинная Церковь. И напротив, где прервётся апостольская преемственность иерархии, или будут внесены изменения в догматы веры, или самочинно будут отменяться святые каноны, или войдёт она в единение с Велиаром, или откажется от свободы Христовой и водительства Духом Святым и отдастся в рабство мирских стихий -- это уже не будет Истинная Церковь.
Неизвестный. Но как трудно перенести твои слова, так сказать, на реальную почву, то есть с умственного согласия на действительное чувствование.
Духовник. Это может быть только внутренний опыт, его нельзя получить с чужих слов.
Неизвестный. Но всё же я хотел бы услышать от тебя об этом опыте.
Духовник. Ощущать Церковь -- это значит испытывать то блаженство, которое открыто нам в обетовании, но которое начинается здесь. И как бы ни страшило тебя сознание соделанных тобой прегрешений, как бы ни была преступна и грязна твоя жизнь, каким бы окаянным ни сознавал ты себя перед Богом, сознание, что и ты причащаешься Единого Хлеба, что и ты своей верой, покаянием, молитвой, каждой живой частью своего сердца и не угасшей искрой своей совести, каждым не заглохшим в тебе добрым движением души -- по величайшему к тебе милосердию Божию составляешь частицу таинственного светлого Тела Христова, наполняет тебя всегда чувством благоговейного восторга и радостного умиления. В тебе всегда, где-то в самой глубине сердца, трепетно ощущается чувство надежды, что и тебя простит за все Господь и даёт тебе быть хотя бы и самою последнею частицею православной Церкви. Какие бы скорби ни посещали тебя, в какое униженное состояние ни ставила бы тебя жизнь -- ты всегда чувствуешь себя победителем, ибо ты всегда переживаешь ту победу и славу Церкви Христовой, которая обещана и которая видится очами веры. В мире ты не одинокий странник. Ты всегда ощущаешь ту полноту любви, которая тебя объемлет, соединяет с собой и не даёт тебе оторваться и окончательно упасть в окружающий смрад мирской жизни. Ты дерзнёшь молиться о всём мире, а не только о себе, потому что ты молишься в Церкви, и ты не столько просишь, сколько славословишь Господа, потому что твои личные нужды кажутся такими ничтожными перед этой радостью и общим торжеством. По-иному видишь ты и самый вещественный мир, ибо и его нетленная основа, как новое небо, новая земля, объемлется святою Церковью.
Чувствовать Церковь -- значит чувствовать полноту жизни, покой от созерцания Истины, радость от надежды спасения и постоянное, всё освящающее, всё очищающее действие Божественной Любви. Войди в Церковь с открытым сердцем, и если Господу угодно, всё это будет тебе дано.
Неизвестный. Может быть, это и так.
Духовник. Сделаться верующим человеком и остаться вне Церкви -- это всё равно что испытать жажду, видеть перед собою прозрачный сосуд с чистой водой и не захотеть поднять руку, чтобы взять его и поднести к своим губам.
Неизвестный. По-видимому, ты прав. Я ещё не могу назвать себя верующим, но уже чувствую нечто похожее на то, о чём ты говоришь. Только разве можно сказать: не хочу, не могу?
Духовник. Нет, именно не хочешь, хотя и кажется тебе иное. Ты хочешь лишь одним краешком своего существа, а надо захотеть всем существом своим. Великое счастье иметь веру. Но каким словом выразить то, что даёт чувствование Церкви?
Неизвестный. Да, я понимаю тебя. И, может быть, без таинств, то есть сверхъестественных сил, это действительно нечто отвлечённое, какая-то прекрасная, но недосягаемая мечта.
Духовник. Совершенно верно.
Неизвестный. Видишь, как трудно так называемому "образованному человеку" делать каждый шаг на этом пути. Опять у меня вопросы. Опять препятствия.
Духовник. А именно?
Неизвестный. Да вот, относительно таинств. Для меня много здесь неприемлемого и непонятного.
Духовник. Не смущайся этим. Ты уже близок к познанию Истины. А что касается новых препятствий, то мы постараемся преодолеть и их.
Неизвестный. Я очень хотел бы этого.
Духовник. Прекрасно. В следующий раз мы будем говорить с тобою о таинствах Церкви.
ДИАЛОГ ПЯТЫЙ. О ТАИНСТВАХ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалоги"
Книги похожие на "Диалоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Свенцицкий - Диалоги"
Отзывы читателей о книге "Диалоги", комментарии и мнения людей о произведении.