Валентин Свенцицкий - Диалоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалоги"
Описание и краткое содержание "Диалоги" читать бесплатно онлайн.
Печатается по: Свенцицкий В., прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост. С. В. Чертков. М., ПСТГУ, 2010. С. 49-386. текст в авторский редакции; устранено более 800 смысловых и стилистических искажений прежних версий. Источник: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0440_dialogs.shtml
Неизвестный. И чтобы получить всё это, нужна вера?
Духовник. Да, вера, жизнь во Христе, благодать Божия -- и то, что является источником и веры, и жизни, и благодати.
Неизвестный. Я не понимаю.
Духовник. Нужна Церковь.
Неизвестный. Церковь? Вот совершенно неожиданное для меня слово. По-твоему выходит так, что без Церкви нельзя ни веровать, ни жить нравственной жизнью, ни иметь общение с Богом?
Духовник. Да.
Неизвестный. Ты должен сказать об этом подробно.
Духовник. Хорошо. В следующий раз мы будем говорить о Церкви.
ДИАЛОГ ЧЕТВЕРТЫЙ. О ЦЕРКВИ
Неизвестный. Ты хочешь говорить со мной о Церкви. Но знаешь ли ты, почему меня так смутили твои слова о невозможности без Церкви настоящей веры, нравственной жизни и богообщения?
Духовник. Может быть, и знаю. Но лучше скажи об этом сам.
Неизвестный. После трёх разговоров с тобой нельзя сказать, что я стал верующим человеком. Но мне показалось, что я почти подошёл к этому. Во всяком случае, я почувствовал, что мой внутренний мир и сложность окружающей жизни больше "сродни" религиозным "фантазиям", чем очень простому, но ничего не объясняющему прежнему моему мировоззрению. И вдруг ты произносишь неожиданное слово "Церковь"... И произносишь, не оправдывая так или иначе человеческие слабости, не в целях защиты своей веры, которая остаётся истинной, несмотря на существование Церкви, а в самом положительном смысле, указывая в деле веры её первенствующее значение. Я был совершенно ошеломлён твоими словами.
Духовник. Я знал, что это будет так.
Неизвестный. Знал? Значит, ты понимаешь, что в твоих словах есть нечто несообразное?
Духовник. Нет, не потому. Я знаю, что ты думаешь о Церкви то же, что думает громадное большинство неверующих людей. Но говори дальше. Я тебя слушаю.
Неизвестный. В отношении истин веры у меня были сомнения. В отношении Церкви -- таких сомнений нет. Здесь нечто совсем другое. В вопросе о Церкви нет ничего "непостижимого", и с этой стороны не может быть никаких затруднений для разума. Но зато есть и сомнения, и затруднения совсем другого порядка. Ведь я немножко знаком с историей. Вот в этих знаниях и заключается вся трудность.
Духовник. Что же именно в твоих знаниях истории тебя смущает?
Неизвестный. Чисто земной характер развития Церкви. Церковь -- это человеческая организация, ставящая себе при этом далеко не исключительно религиозные цели и отразившая на себе все обычные человеческие слабости и грехи. В жизни Церкви все изменения так легко объяснить внешними причинами, что решительно невозможно разыскать в ней что-либо "сверхъестественное". Даже такие события, как торжество христианской веры над языческой, или победа арианства над православием, а потом православия над арианством, или в новейшей истории, положим, отделение англиканской Церкви от католической и прочее, и прочее, и прочее, -- словом, каждый шаг церковной жизни обусловлен политическими, экономическими и всевозможными иными чисто внешними причинами, как и всякое вообще историческое явление.
Какое же всё это может иметь отношение к вере, нравственному совершенствованию или богообщению? Почему такая организация "необходима" для "сверхъестественных" и внутренних задач, о которых говоришь ты?
Духовник. Ты кончил?
Неизвестный. Нет. Это лишь главное. Но есть ещё. Весьма важное само по себе и косвенно подтверждающее справедливость этого главного. Вы называете Церковь единою, Святою, Соборною и Апостольской. Разве это не нелепость? Ведь церковь не имеет ни одного из этих свойств. Где эта ваша "единая Церковь", когда всем известно существование, по крайней мере, четырёх больших Церквей -- православной, католической, лютеранской и англиканской. Несколько малых -- григорианство, кальвинизм, гусизм и бесконечное количество "сект" -- также считающих себя "единой" истинной церковью. Святая? Это ещё нелепее. О какой "святости" Церкви можно говорить, хоть сколько-нибудь зная её историю и особенно современное состояние. Сколько насилия, лжи, обмана и прямых преступлений совершалось и совершается Церковью. Где же её святость? Как можно произносить это слово без насмешки и над святостью, и над Церковью. Соборная? Опять неправда. Может быть, когда-нибудь, почти в доисторические времена, и значили что-нибудь её "соборы", но, начиная с так называемой "великой эпохи" Вселенских Соборов до наших дней, Церковь -- не что иное, как прислужница мирской власти и орудие тех или иных совершенно земных целей. Апостольская? Сомнительно. Но, пожалуй, об этом говорить не будем: внешняя преемственность от апостолов, даже если бы она была, не представляется мне существенной. И вот, зная совершенно земной, "причинно обусловленный" характер истории Церкви, видя, что нет в ней ни одного из тех свойств, о которых говорят верующие люди, -- ни единства, ни святости, ни соборности, -- я всё же должен верить, что Церковь -- это всё в деле религиозной жизни. Я с полным недоумением стою перед твоими словами. И то, что начинало казаться мне почти истиной, -- снова отодвинулось куда-то далеко, покрылось туманом. Уж лучше непостижимость, с ней можно примириться, чем "ясность", которую надо "не замечать".
Духовник. Ты говоришь, что в вопросе о Церкви нет ничего непостижимого, нет никаких затруднений для разума. Здесь и заключается основное твоё заблуждение. Учение о Церкви и таинственно, и непостижимо. И слова твои свидетельствуют лишь о том, что ты не знаешь этого учения. То, что ты считаешь действительными затруднениями для себя, всё, что ты говоришь об истории Церкви и отсутствии в ней тех свойств, которые указаны в Символе веры, -- всё это также основано на твоём незнании учения о Церкви. Поэтому и мой ответ будет не тот, которого ты ждёшь. Прежде чем говорить об исторической жизни Церкви или о её единстве, святости и соборности, я постараюсь раскрыть перед тобой -- поскольку это возможно -- самую тайну учения о Церкви. И здесь, как при рассмотрении всех истин веры, ты должен приготовиться услышать многое непостижимое для разума.
Неизвестный. Я слушаю тебя с особым вниманием. Мне не понятно, что можно сказать о Церкви, кроме того, что известно о ней всем.
Духовник. Кому "всем"? Неверующим людям? Им очень много можно сказать нового, потому что они о Церкви не знают ничего. А для верующих -- я и не скажу ничего нового, потому что буду говорить не о своём каком-то учении, а о церковном учении, которое раскрыто в Божественном откровении и которое содержится в Церкви как её совершенное самопознание.
Неизвестный. Неужели и здесь всему причиной это странное и тоже в своём роде непостижимое ослепление неверующих людей?
Духовник. Несомненно. Они, имея очи, не видят и, имея уши, не слышат.
Неизвестный. Может быть, это и так.
Духовник. Внутренняя сущность Церкви так же непостижима для человеческого разума, как тайна Пресвятой Троицы, подобием которой она является.
Неизвестный. Не понимаю. Какое же отношение организация верующих, хотя бы и с самыми возвышенными целями, может иметь к вопросу о сущности Божества?
Духовник. Церковь, по своей сущности, вовсе не организация, а организм -- живой и цельный. Её совершенное внутреннее единство при отдельности составных частей -- такая же непостижимая тайна, как всякая множественность, воспринимаемая разумом при абсолютном единстве, воспринимаемом верою.
Неизвестный. Объясни мне это подробнее.
Духовник. Ты видел уже, как поверхностно и внешне утверждение ограниченного рассудка, что нелепо мыслить три Лица Пресвятой Троицы -- единым по существу Богом. Ты видел, как ничтожны посягательства разума отвергнуть тайну воплощения Сына Божия и два естества в Нём: Божеское и человеческое, пребывающие нераздельно и не слиянно в единой Личности Богочеловека. Ты видел, как премудрость веры преодолевает мудрость разума. Теперь ты стоишь перед такой же тайной и такой же задачей: принять единство Церкви по существу при множественности и видимой раздельности её членов. Это единство Церкви также невозможно постигнуть разумом, не утверждаясь в нём высшей формой познания -- верой.
Неизвестный. Я всё же не могу понять твоих сравнений. Когда ты говорил о троичности Единого Бога -- ты говорил о том, каковы свойства Его Ипостасей, и о том, что троичность их таинственно совмещается с единством Божественного существа. А здесь? Где тут тайна? О каком существе Церкви ты говоришь? Что общего между Церковью и Пресвятой Троицей? Множественность я вижу. А где же единство?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалоги"
Книги похожие на "Диалоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Свенцицкий - Диалоги"
Отзывы читателей о книге "Диалоги", комментарии и мнения людей о произведении.