Семен Дубнов - Краткая история евреев

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Краткая история евреев"
Описание и краткое содержание "Краткая история евреев" читать бесплатно онлайн.
Эта книга охватывает огромный период истории еврейского народа с древнейших (библейских) времен по XIX век включительно. В нее вошли главы, посвященные истории народа в период и до конца персидского владычества, времени греческого владычества в Иудее, средневековой истории и новой истории евреев в Европе.
Книга будет интересна широкому Кругу читателей.
Младенцу дали имя Соломон (Шеломо), а пророк Натан прозвал его Иедидия, что означало: любимец Бога. Этому младшему сыну Давида предназначено было наследовать престол израильский.
58. Восстание Авесалома
Предсказание пророка, что беда поднимется на Давида из собственной его семьи, исполнилось. У царя было много сыновей и дочерей от разных жен. Старший царевич Амнон, считавший себя наследником престола, был человек страстный и необузданный. Однажды он грубо оскорбил свою побочную сестру (дочь Давида от другой жены), красавицу Тамарь. Обиженная Тамарь пожаловалась своему родному брату, гордому царскому сыну Авесалому, и тот решил отомстить Амнону. Авесалом устроил пир по случаю стрижки овец и пригласил в свой дом всех своих братьев. Во время пира слуги Авесалома, по его приказанию, бросились на Амнона и убили его. Весть об этом потрясла Давида; царь глубоко скорбел об убитом сыне и негодовал против виновника его смерти.
Авесалом, боясь гнева отца, бежал из Иерусалима и прожил в чужих краях три года. За это время печаль Давида о смерти Амнона утихла; по просьбе своих приближенных царь простил Авесалома и позволил ему возвратиться в Иерусалим.
Но не на радость отцу возвратился домой опальный царевич. Авесалом был очень честолюбив и мечтал о царской власти. Мужественный, ловкий, красивый, с длинными густыми кудрями, он очень нравился народу. Этой любовью народа Авесалом воспользовался для своих целей. Он задумал восстать против отца и еще при жизни его присвоить себе верховную власть. Для этого он старался внушать народу недовольство против Давида. Престарелый царь не мог справляться со всеми государственными делами и часто не успевал выслушивать всех, которые являлись к нему с жалобами или просьбами. Многие просители уходили от него неудовлетворенными. Встречая таких недовольных просителей, Авесалом говорил им: «Вот дело ваше справедливое, а царь вас не выслушал; если б я был судьею в стране, то судил бы всех по правде, и все уходили бы от меня довольными».
Мало-помалу Авесалому удалось привлечь на свою сторону множество людей. Он имел приверженцев даже среди царских придворных. На сторону царевича перешел умнейший советник Давида, сановник Ахитофель. Почувствовав свою силу, Авесалом взял с собою двести человек и отправился с ними в Хеврон. Оттуда он разослал во все города разведчиков и дал им приказ: «Когда вы услышите звуки трубы, то объявите всем, что Авесалом воцарился в Хевроне». К Авесалому прибыли толпы народа, и восстание все разрасталось.
Давид был поражен, когда услышал о восстании сына. Царь не был подготовлен к этой внутренней войне и боялся, что мятежники внезапно нападут на столицу. Поэтому он решил покинуть Иерусалим и готовиться к войне вдали от места восстания. Давид вышел из Иерусалима со своим семейством, в сопровождении своей отборной дружины из 600 воинов. Видя престарелого царя, покидающего свою столицу, народ громко плакал. Первосвященники Авиатар и Цадок взяли священный ковчег и хотели сопровождать царя, но Давид велел им остаться со святынею в Иерусалиме. «Если Бог захочет, — сказал царь, — то Он вернет меня сюда, и я снова увижу Его жилище; если же нет, то пусть делает со мной как Ему угодно». Старый друг и советник царя, мудрый Хушай, также хотел идти с Давидом. Но Давид сказал ему: «Если пойдешь со мною, то будешь мне только в тягость. Лучше оставайся в Иерусалиме, притворяйся верным слугою Авесалома и расстраивай то, что будет придумывать Ахитофель. Все, что услышишь, передавай первосвященникам Цадоку и Авиатару; они же будут мне через послов доносить обо всем».
Вскоре после ухода Давида в Иерусалим вступил Авесалом и объявил себя царем. Умный Ахитофель советовал ему немедленно идти с отрядом войска в погоню за Давидом, пока тот не успел еще приготовиться к войне. Хушай узнал об этом опасном совете, явился к Авесалому и, притворившись другом его, убеждал его не следовать совету Ахитофеля. «Ты знаешь, — говорил он, — что твой отец и его храбрые воины теперь раздражены, как звери лесные, и при первом столкновении твое войско может потерпеть поражение. Лучше подожди, пока к тебе не соберется весь Израиль, от одного конца земли до другого; тогда мы нападем под твоим предводительством на царский отряд и сразу уничтожим его». Авесалом последовал совету Хушая, не подозревая, что Хушай в душе хочет только дать Давиду время приготовиться к подавлению восстания. Понял это только умный Ахитофель.
Предвидя гибель Авесалома, Ахитофель оставил его, пошел в свой дом и удавился.
Пока Авесалом бездействовал в Иерусалиме, Давид успел перейти через Иордан, в город Махпаим, и там собирал свои силы для решительной битвы с мятежниками. Наконец и Авесалом собрал большое войско и пошел за Иордан, против отца. Войско мятежников было многочисленно, но оно действовало необдуманно, между тем как опытные Давидовы полководцы вели дело осторожно и разумно. Решительное сражение произошло в лесу Эфраимовом. Царское войско под начальством Иоава победило и обратило в бегство отряды Авесалома. Сам Авесалом, убегая верхом на муле в чащу леса, въехал под ветви большого дуба, зацепился своими длинными волосами за ветви и, когда мул из-под него ускакал, повис в воздухе. Подошедший Иоав пронзил висящего Авесалома тремя стрелами; тело убитого сняли с дерева и бросили в лесу, в яму, над которою навалили кучу камней. Давид был так опечален страшною смертью Авесалома, что забыл даже о радости победы. Чувство отца взяло верх над разумом царя. Престарелый царь сидел один в своей горнице и шептал в слезах: «О, сын мой, Авесалом отчего мне не дано умереть вместо тебя!».
59. Последние годы Давида
Поднятая Авесаломом междоусобная война продолжалась и после его смерти. Когда в Гилгале собралось большинство восставших, чтобы изъявить покорность Давиду, выступил один вениамит, по имени Шева (Савей), затрубил в рог и воскликнул: «Нет у нас ничего общего с Давидом!
Расходитесь по шатрам своим, израильтяне!». Большая часть народа снова отделилась от Давида и пошла за Шевою; только Иудино колено осталось на стороне царя и проводило его в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим, Давид велел своим полководцам собрать войско, погнаться за Шевою и рассеять его отряды прежде, чем он успеет занять укрепленные города. Царские войска под начальством Иоава пронеслись как буря по всей стране. При их приближении восставшее население покидало Шеву и покорялось Давиду. Только укрепленный город Авель, в северной Дановой области, был занят Шевою и не хотел сдаться.
Иоав окружил город осадными орудиями, чтобы разрушить его. Одна из жительниц, умная женщина, взошла на стену крепости и громко сказала Иоаву: «Неужели ты хочешь погубить целый город во Израиле?». Иоав отвечал, что не тронет города, если жители добровольно выдадут мятежника Шеву. Жители согласились. Они отрубили Шеве голову и со стены бросили ее Иоаву. Тогда Иоав затрубил в рог, и войско отступило от города. Мятеж, наконец, был подавлен — и страна успокоилась.
Когда в стране стало спокойно, Давид призвал пророка Натана и сказал ему, что хочет построить в Иерусалиме новый большой храм для богослужения, вместо прежней маленькой скинии. Но пророк ему объявил: «Не тебе строить дом Божий, ибо ты в своей жизни пролил много крови (в войнах), но сын твой Соломон, который унаследует престол после тебя, будет царь мирный, и он-то воздвигнет храм Иегове». Давид велел собрать строительный материал, серебро и золото, для того чтобы все было готово к сооружению храма при наступлении нового царствования; но ему не суждено было кончить и эти подготовительные работы.
Даже в последние дни своей жизни Давид не имел покоя. Возникли споры за престолонаследие. Царица Батшева настаивала, чтобы преемником Давида был ее сын Соломон; ее поддерживали пророк Натан и некоторые сановники. Но старший после погибшего Авесалома царевич Адония считал себя законным наследником престола. Он жил с царской пышностью и ездил по улицам в роскошной колеснице, перед которой скакали пятьдесят всадников. Ему удалось привлечь на свою сторону самых влиятельных людей: полководца Иоава и священника Авиатара.
Однажды, когда ожидали скорой смерти Давида, Адония устроил торжественный прием с жертвоприношением; здесь его приверженцы кричали: да здравствует царь Адония! Встревоженная мать Соломона, царица Батшева, пожаловалась на это Давиду. Тогда, по приказанию Давида, юного Соломона провезли верхом на муле через весь город, в сопровождении духовенства и войска, до потока Гихопа; там священник Цадок окропил его голову священным елеем и, при трубных звуках, провозгласил его царем. В торжественном шествии, при радостных криках народа, Соломон возвратился во дворец и сел на царский престол.
Вскоре престарелый Давид умер, после 40-летнего царствования. Сделавшись царем, Соломон тотчас подавил смуту, вызванную восстанием Адонии. Адония и его главные сторонники, в том числе и полководец Иоав, были казнены по приказанию нового царя. После этого царская власть окончательно утвердилась в руках Соломона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткая история евреев"
Книги похожие на "Краткая история евреев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Семен Дубнов - Краткая история евреев"
Отзывы читателей о книге "Краткая история евреев", комментарии и мнения людей о произведении.