Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.
Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.
Относительно ядерного оружия Бейкер впоследствии мог сказать: «Я лично чувствовал себя уверенно. Я не услышал ничего такого, что усилило бы мое беспокойство»{118}. Ельцин подтвердил, что Россия, Украина, Беларусь и Казахстан присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия, последние три страны — в качестве неядерных держав[27]. Он также информировал Бейкера, что его правительство согласно с осуществлением строгого контроля в области экспорта ядерного оружия и технологии, и добавил, что Украина и Беларусь уже согласны с ликвидацией своего ядерного оружия, а не с его передислокацией в Россию. Он также отметил, что еще не говорил по этому вопросу с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым{119}. Позже в тот же день Бейкер встретился с Горбачевым и спросил советского лидера, как можно избежать катастрофы. Он заявил Горбачеву, что Соединенные Штаты не будут вмешиваться во внутренние дела СССР и видят в нем, Горбачеве, не только партнера, но и друга. Он сказал Горбачеву, что США с ним было спокойно, и теперь США обеспокоены, видя плохое к нему отношение. Он спросил Горбачева, как можно было бы избежать распада до простейшего «множителя»{120}. Вместе с тем Бейкер понимал, что «поезд уже ушел», а Горбачев и его Советский Союз остались на платформе[28]. После Москвы Бейкер посетил Кыргызстан, Казахстан и Украину. Он был поражен возможностью США формировать мнение в этих регионах. Он писал: «Во всех моих встречах на той неделе одна тема присутствовала постоянно: неистовое желание угодить Соединенным Штатам. Назарбаев сказал мне, что он держит пять принципов у себя на столе, а Кравчук попросил прислать специалистов, которые помогли бы украинцам в воплощении этих принципов»{121}. Это всеобщее стремление получить одобрение со стороны единственной оставшейся в мире сверхдержавы не будет продолжаться вечно. Не прошло и трех лет, как к власти в Беларуси пришел антиамериканский диктатор. Но Бейкер пользовался этим уникальным периодом в мировой истории, чтобы добиваться ядерного разоружения.
Украинский президент Кравчук четко заявил: «Украина намерена проявлять и поддерживать процессы, направленные на полное уничтожение стратегического ядерного оружия… Мы обратились к Соединенным Штатам с просьбой прислать на Украину экспертов для оказания помощи в уничтожении ядерного оружия, и не в семилетний период, как об этом говорилось ранее, а желательно — скорее». Кравчук даже заявил одному репортеру, что единственным препятствием было отсутствие технической базы для уничтожения ядерного оружия, и если США помогут, «то мы уничтожим его завтра же». И хотя президент Казахстана Назарбаев выразил Бейкеру желание и готовность присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы в ответ на признание независимости, официально сообщалось, что перед Ельциным он ставил вопрос о том, что некоторое количество ядерного оружия должно остаться в Казахстане, даже при наличии единого командования»{122}.
После СССР
В 1990-1991 годах Буш пытался избежать любых действий, способных ускорить процесс распада Советского Союза. В начале 1992 года темп американской внешней политики резко изменился, когда администрация предприняла ряд быстрых шагов, имевших своей целью закрепить произошедший коллапс СССР. Бейкер срочным порядком открывал посольства в новых странах, чтобы закрепить их независимость. Соединенные Штаты созвали в Вашингтоне крупную конференцию с целью сбора ресурсов для оказания финансовой помощи региону. Затем команда Буша начала думать над мерами, направленными на решение ключевых вопросов в ядерной сфере: снижение уровней наступательного ядерного оружия, предотвращение утечки «ядерных мозгов» из России, Украины и других республик, а также на разработку средств экспортного контроля утечки чувствительных технологий и предотвращение случаев продажи бывшими советскими учеными-ядерщиками своих знаний таким странам, как Ирак и Северная Корея. Началась даже проработка идеи совместной американо-российской противоракетной обороны. В первый год независимости России Организация противоракетной обороны США начала обсуждать с российскими партнерами экспериментальный совместный проект раннего предупреждения о ракетном нападении. Результатом этих усилий явилась Российско-американская система спутникового наблюдения — первый пример сотрудничества двух стран в сфере чувствительных технологий. Ельцин, несмотря на плохое отношение к нему Соединенных Штатов в период, когда он соперничал с Горбачевым, быстро проявил готовность сотрудничать с США в сфере международной безопасности. Это породило очень большие надежды относительно новых направлений сотрудничества в военной сфере.
Сенаторы Сэм Нанн и Ричард Лугар
Для принятия мер, направленных на предотвращение неконтролируемого распространения ядерного оружия, администрация располагала 400 млн. долл., вьщеленных в соответствии с Программой сотрудничества в области снижения угроз, более известной как программа Нанна-Jlугара. В августе 1991 года конгрессмен-демократ от штата Висконсин Лес Эспин и сенатор-демократ от штата Джорджия Сэм Нанн предложили выделить из бюджета Пентагона 1 млрд. долл. на цели гуманитарной и «ядерной» помощи. Эспин утверждал, что бюджет Пентагона был самым логичным источником, который можно было использовать в этих целях. Он также подчеркивал, что это было «еще одной формой расходов на оборону… В период «холодной войны» угрозу представляло намеренное нападение со стороны Советского Союза. Теперь же большую угрозу представляло возникновение хаоса в стране с 30 тыс. единиц ядерного оружия. Если мы сможем уменьшить эту угрозу, затратив менее половины процента нашего оборонного бюджета на гуманитарную помощь, мы тем самым будем защищать демократию и нас самих»[29].
Министр обороны Чейни немедленно отверг предложение Эспи-на. Он прежде всего сослался на то, что нарушение бюджета является плохой политикой. И добавил: «Я бы предложил Лесу не искать пути дальнейшего сокращения оборонного бюджета, а попытаться найти деньги, чтобы компенсировать необоснованные сокращения этого бюджета, которые его комитет сделал в отношении Стратегической оборонной инициативы»[30].
Нанн предпринял еще одну попытку. 19 ноября 1991 г. на встрече, организованной президентом Корпорации Карнеги Дэвидом Хэмбургом, он и его республиканский коллега Ричард Лугар обсудили с экспертом Гарвардского университета по вопросам ядерного оружия Эштоном Картером, профессором Стэнфордского университета Уильямом Перри и ученым из Института Брукингса Джоном Стейнбрунером вопросы стратегии уничтожения ядерного оружия в Советском Союзе{123}. Так родилась идея программы совместного снижения угроз. Два дня спустя Нанн и Лугар устроили завтрак для ряда сенаторов с целью получения одобрения своей идеи. К концу месяца Нанну и Лугару удалось набрать 86 голосов в Сенате, дававших безусловную поддержку их поправки к закону об ассигнованиях на оборону. Эта поправка предусматривала выделение 500 млн. долл. из бюджета Пентагона на оказание помощи Советскому Союзу, из которых 400 млн. долл. направлялось на ликвидацию ядерного и химического оружия{124}.
12 декабря Буш подписал этот законопроект, но ни он сам, ни его аппарат не прилагали особых усилий для его продвижения. Было несколько причин, в силу которых команда Буша не предпринимала особых усилий для увеличения финансирования этой программы, явно отвечавшей интересам США. Одну из причин советник Бейкера Дэннис Росс назвал «интеллектуальной усталостью» от войны в Персидском заливе. Росс утверждает, что еще весной 1991 года его команда в Госдепартаменте начала продвигать идею необходимости решения вопроса, связанного с риском утраты контроля над ядерным оружием. И добавляет, что после изматывающей войны в Персидском заливе «не осталось интеллектуальной энергии для решения новых проблем»{125}. Во-вторых, тот факт, что эта идея пришла с Капитолийского холма, вызывал настороженность в исполнительной власти. Скоукрофт вспоминает: «Мы на самом деле даже не думали об этом до Нанна и Лугара. И я не думаю, что это вызвало особый энтузиазм»{126}. И наконец, бюрократическое политиканство оказало свое влияние на замысел, исполнение и темпы реализации программы. Когда Бейкер узнал об инициативе Нанна-Лугара, он сразу оценил ее достоинства, но хотел, чтобы Госдепартаменту была отведена большая роль. К сожалению, программа требовала денег, а это означало сокращение существующего бюджета Министерства обороны. Но получить деньги из действующего бюджета Пентагона можно было только за счет сокращения финансирования других важных для Пентагона программ. Да и вообще сама идея использования американских долларов для уничтожения чужого ядерного оружия не вызывала в Пентагоне ни интеллектуального, ни бюрократического энтузиазма. Подобный метод укрепления обороны США был слишком новаторским{127}.[31] Тем не менее, к концу декабря Госдепартамент уже думал, как форсировать эту программу и извлечь из нее выгоды, которые можно было получить от новой команды Ельцина. Незадолго до официального коллапса Советского Союза Росс представил Бейкеру предложения относительно дальнейших шагов в развитии отношений с Россией в сфере безопасности. Он напоминал, что Ельцин совершенно ясно дал понять, что ему нужно какое-то политическое прикрытие для продвижения вперед, ибо консерваторы в России не одобряли его намерения сокращения военной мощи, в том числе ее ядерного компонента. И Росс не хотел, чтобы потом оппозиция в России могла говорить, что Соединенные Штаты использовали ее в своих интересах. Для обсуждения этих вопросов и выработки конкретных шагов в этом направлении Бейкер в середине января направил в Москву своего эксперта по контролю над вооружениями Реджинальда Бартоломью{128}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.