» » » » Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории


Авторские права

Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории

Здесь можно купить и скачать "Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории
Рейтинг:
Название:
Московский проспект. Очерки истории
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-04939-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Московский проспект. Очерки истории"

Описание и краткое содержание "Московский проспект. Очерки истории" читать бесплатно онлайн.



Эта книга – первый опыт достаточно полного изложения истории Московского проспекта, самой протяжённой городской магистрали, берущей начало в центре города и пересекающей его в южном направлении своей почти десятикилометровой стрелой, с восемью площадями, шестью станциями метро, пятью крупнейшими высшими учебными заведениями (всё это – городские рекорды!), охраняемыми как памятники истории и культуры сохранившимися до наших дней историческим зданиями классической архитектуры, архитектуры модерна, постройками ленинградского конструктивизма и «сталинского» стиля 1930—1950-х годов, памятниками воинской славы России XIX и ХХ веков, зелёными массивами Московского парка Победы, Новодевичьего кладбища и парка «Олимпия», десятком когда-то крупнейших научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и пятью крупными промышленными предприятиями.

Впервые в одной книге читатель найдёт творческие биографии учёных, добившихся мировой известности в области астрофизики и освоения космоса, математики, физики и химии, архитектуры и градостроительства, биологии и этнографии, транспорта и связи, машиностроения, обувной промышленности. В книге названы первые петербургские адреса писателей С. Маршака и К. Сюнерберга, академика Б. В. Раушенбаха, адреса писателей А. Лемана и Л. Лашеевой, И. Соколова-Микитова, первого увлечения Александра Блока – Ксении Садовской, названы имена множества людей, живших и работавших на проспекте, в том числе воинов-ленинградцев, отдавших свои жизни, защищая город и страну в годы Великой Отечественной войны.






Для решения проблем бесперебойного энергообеспечения промышленности и транспорта Петербурга Графтио предпринял в 1900–1917 гг. несколько экспедиций по изучению северных рек России. В 1902 г. составил первый проект использования энергии р. Волхов, затем изучал водные ресурсы Вуоксы (1905 г.), Малой Иматры (1905 г.), Невы, Свири (1910–1911 гг.). В 1910 г. заключено соглашение с концернами «Сименс-Гальске» и «Вестингауз» о строительстве Волховской ГЭС, об электрификации петербургских пригородных участков железных дорог и о строительстве петербургского метрополитена. В 1909–1911 гг. Г. О. Графтио разработал уникальный проект Волховской гидросиловой установки и линии электропередачи напряжением 110 кВт.

В 1912 г. образовано Петербургское общество электропередач силы водопадов, которое представило проекты строительства электрических станций, в том числе мощностью 250 тыс. кВт в Финляндии. С участием банков созданы финансовые группы для реализации программы строительства гидроэлектростанции в районе, примыкавшем к Петербургу. В том же году вместе с инженером Палицыным по заказу Управления внутренних водных путей Графтио разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. В 1914 г. Графтио закончил работу над проектом Волховской ГЭС. Правительство признало его реализацию необходимой, но иностранные концессионеры, завозившие в Россию сырье для тепловых электростанций, мешали воплощению проекта. Его реализацию отложили на неопределенный срок, и лишь с приходом к власти Временного правительства было решено начать строительство ГЭС: закупили оборудование, проложили грунтовую дорогу. Практическая возможность возведения станции открылась только после прихода к власти большевиков. А летом 1917 г. Графтио создал проект наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до станции «Удельная».

В начале 1921 г. Графтио назначили главным инженером строительства Волховской ГЭС, которое было приостановлено в связи с Гражданской войной. Однако совсем скоро, 11 марта 1921 г., Графтио был арестован Петроградской ЧК по доносу вместе со всем руководством Волховстроя. Продержав под арестом несколько месяцев, Графтио освободили как «крупного специалиста» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского. К тому времени Графтио был профессором Петроградского электротехнического института, автором проектов Волховской и Свирской ГЭС, главным инженером Волховстроя, руководителем строительства Свирской ГЭС. Постановлением Петроградской ЧК о непричастности к делу Графтио освободили, однако сфабрикованное «дело Свирьстроя» и длительное его разбирательство не только сорвало весь строительный сезон 1921 г., но и существенно затормозило весь ход строительства. Строительство Свирской (Нижне-Свирской) ГЭС вновь началось в 1928 г., и закончили его в 1933 г., в основном силами заключенных.

Строительство Волховской ГЭС длилось с перерывами 8 лет. Если первая бригада костромских плотников состояла всего из 19 человек, то в 1923 г. число рабочих увеличилось до 6000 человек, а в 1925 г. их стало еще в два раза больше. «В России имеется три чуда: Красная Армия, Сельскохозяйственная выставка и Волховстрой», – писала берлинская газета «Накануне». В ночь на 5 декабря 1926 г. станция дала первый ток. Торжественное открытие станции состоялось 19 декабря 1926 г. На открытии Волховской ГЭС С. М. Киров говорил: «Сегодня Волховстрой даст энергию для ленинградских заводов. Эта энергия с новой силой осветит великий ленинский путь, и пролетариат всего мира, который празднует эту победу, получит возможность еще ярче и отчетливее увидеть тот путь, по которому нас повел основоположник нашей партии Владимир Ильич Ленин». На Волховской ГЭС установили восемь турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены ленинградским заводом «Электросила». Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройки шлюза, было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении. В 1928 г. ГЭС обеспечивала 62,6 % потребности Ленинграда в электроэнергии. Полной проектной мощности Волховская ГЭС достигла уже в 1929 г.

В 1938–1945 гг. Г. О. Графтио – главный инспектор по строительству гидроэлектростанций Министерства электростанций СССР. В предвоенные годы он консультировал строительство практически всех ГЭС в стране, в частности Днепрогэса, возглавлял экспертную комиссию проекта «Волга – Дон». Во время Великой Отечественной войны он проводил большую работу по эвакуации энергетического оборудования в Среднюю Азию и развитию гидроэнергетики восстановленных районов страны. После возвращения в Ленинград Г. О. Графтио, несмотря на преклонный возраст, активно включился в процесс восстановления энергетического потенциала города.

За заслуги перед Родиной выдающийся энергетик был отмечен орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями. Редкая награда – персональный автомобиль М-11 – была получена академиком Графтио от советского правительства в 1946 г. Его имя присвоено Нижнесвирской ГЭС, а в 1949 г. – бывшей Пермской улице на Петроградской стороне, где он проработал более четырех десятилетий. Памятники ученому установлены в г. Волхове и поселке Свирьстрой.

В доме нынешнего краеведческого музея, построенном в 1924 г. специально для приемов и комиссий, постоянно приезжавших с проверками на строительство гидростанции, Графтио занимал только рабочий кабинет на первом этаже и две жилые комнаты на втором, где жил с женой Антониной Адамовной, которая была его личным секретарем. В доме сохранился интерьер 1924 г. – дубовый паркет, печи староголландского типа, камин. Почти без изменений дошел до наших дней рабочий кабинет Графтио, где хранятся его личные вещи, документы инженера и его супруги, книги и журналы по специальности на пяти языках.

Надгробие на могиле Г. О. Графтио

Ученый прожил тяжелую и героическую жизнь, он сравнивал строительство ГЭС с боем и упорно двигался лишь в одном направлении – в направлении созидания. «Качество, – говорил Графтио, – должно иметь только один сорт – первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды»[215].

Академик Г. О. Графтио умер в Ленинграде 30 апреля 1949 г. Похоронен на Большеохтинском кладбище. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527).

Э. П. Деклерон (1850 – после 1913) родился в Москве. Среднее образование получил в классической гимназии (сначала в Ларинской в Санкт-Петербурге, а затем в житомирской). Не окончив курса в гимназии, определился на службу в Министерство государственных имуществ. В 1872 г. поступил в Строительное училище, по окончании которого в 1879 г. со званием архитекторского помощника и чином коллежского секретаря откомандирован в распоряжение заведующего строительною частью Министерства государственных имуществ и в Технико-строительный комитет Министерства внутренних дел. В декабре 1876 г. назначен воспитателем в Строительное училище, а по преобразовании его (1877 г.) – надзирателем в Институт гражданских инженеров. В течение четырех лет – преподаватель строительного искусства в Институте гражданских инженеров. В 1890-е гг. состоял членом и секретарем совета Института и, кроме того, инспектором и преподавателем в школе десятников по строительному делу. Читаемый им в Институте курс строительного искусства был издан.

Педагогическая деятельность Эраста Павловича по Институту и школе десятников настолько отвлекала его от строительной практики, что он занимался ею в весьма ограниченных размерах, тем более что он в то же время состоял (с 1885 г.) редактором и издателем органа петербургского общества архитекторов, журнала «Зодчий», в котором помещал небольшие статьи и заметки. В 1913 г., находясь в отставке, состоял при Городской управе. Из петербургских построек Деклерона известны доходные дома на Невском пр., 127 (1904 г.), и Минеральной ул., 10 (1913 г.).

А. Л. Погодин (1872–1947) родился в Витебске. В 1892 г. окончил Петербургский университет. Кроме кандидатской и докторской диссертаций, написал книги «Основной курс общего языкознания» (СПб., 1896), «Религия Зороастра» (1903), «Боги и герои Эллады» (1904), ряд статей по сравнительному языкознанию, исторической географии и этнографии. Как член Академического союза, отстаивал права польской школы. Автономии Польши посвящена его статья в «Русской мысли» (1906, № 3). Десять лет, с 1896 г., состоял профессором Варшавского Университета и в 1906 г. был лишен кафедры за полонофильство. В Петербурге преподавал в университете, Археологическом и Екатерининском институтах, гимназии Е. В. Ставиской. Профессор Харьковского университета (1910–1920 гг.). С 1919 г. – в эмиграции. В 1919–1941 гг. работал в Белградском университете (с 1939 г. – профессор), в 1941 г., после оккупации Югославии, уволен в отставку. Скончался и похоронен в Белграде.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Московский проспект. Очерки истории"

Книги похожие на "Московский проспект. Очерки истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Аркадий Векслер

Аркадий Векслер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории"

Отзывы читателей о книге "Московский проспект. Очерки истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.