» » » » Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков


Авторские права

Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
Рейтинг:
Название:
Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.



Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.


Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.

Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.






В 1203 году северо-западные районы Полоцкого княжества впервые подверглись нападению немецких (ливонских) рыцарей-крестоносцев, основавших Ригу. Вскоре ливонцы захватили полоцкие крепости Кукенойс и Герцике. Письменные сообщения о вооруженной борьбе полочан с ливонцами в XIII веке не сохранились (напомню, что «Полоцкая летопись» беследно исчезла в XVIII веке). Но не приходится сомневаться в том, что такая борьба имела место. Об этом свидетельствуют, в частности, мирные соглашения Полоцка с Ригой в 1210,1212 и 1222 годах.

К 1230 году владения Ливонского ордена уже граничили с Полоцким княжеством. В результате Полоцк утратил контроль над важнейшим участком пути «из варяг в греки». А это, в свою очередь, ослабило его значение в транзитной торговле между городами Балтийского и Черноморского регионов.

Под 1239 годом в летописи упомянут Брачислав, последний полоцкий князь из династии Рогволодовичей — в связи с тем, что его дочь Александра обвенчалась с князем Александром Ярославичем («Невским»).

Внешняя угроза в сочетании с внутренними усобицами заставила полочан пойти на союз с Новогородским (современный Новогрудок  ― Polochanin72) княжеством. Уже в 1257 году «стол» в Полоцке впервые занял литвинский князь Тавтивил. Однако союз Полоцка с Великим Княжеством Литовским в 1307 году не устранил немецкую урозу. Нападения Ливонского ордена происходили в 1333, 1334, 1366, 1375, 1376, 1377 и 1382 годах. А в 1348 году полочане вместе с литвинами приняли участие в битве с тевтонцами на реке Стрева, где потерпели серьезное поражение.

Полоцкое княжество все больше слабело. Здесь правили теперь князья из ВКЛ. А с 1387 года Полоцком управляли наместники великого князя.


Кривичи-полочане не смогли найти достойного Ответа на Вызов истории. Поэтому вполне закономерно роль «локомотива развития» в ареале проживания предков беларусов перешла к другому государственному образованию — Новогородскому княжеству.

Вплоть до XIV века кривичи-полочане говорили на своем диалекте балтского языка. Их жрецы использовали особый «тайный» язык. Правящая верхушка (русь) — говорила на диалекте славянского языка. И, наконец, сюда был принесен церковно-славянский язык Библии. Как видим, многоязычие — наша древняя традиция.

Полочане прошли большой путь развития своей локальной цивилизации: от аморфного союза племен — к наследственной монархии; от балтского языка — к славянскому; от язычества через арианство — к греческому православию; от поголовной безграмотности — к созданию системы обучения юного поколения.

4. Туровское княжество

Основание Турова

Тур, как и Рогволод — пришелец-варяг. Имя Тор популярно в скандинавских языках. Местные жители изменили его созвучно названию дикого быка — тура. Тур (Тор как сокращение от Торвальд) был боярином в дружине киевского князя — Игоря (Ингвара), Ярослава (Ярислейфа) или Владимира (Вольдемара). Кого именно — мы не знаем. Годы правления этих князей известны приблизительно. Они могут отличаться от реальных дат на 10, 20 и даже 30 лет!

Киевский князь послал Тура на Припять, чтобы он построил замок, обосновался там и брал пошлину с купцов, плавающих по реке и ее притокам (по «морю Геродота»), на стыке земель древлян и дреговичей. Предание описывает это так. Тур неспешно плыл с дружиной против течения, а в пути воины сходили с кораблей на берег и занимались охотой. И вот в одном месте, богатом дичью, Тур увидел во сне себя в повозке, стоящей на вершине холма. Он воспринял этот сон как указание места для основания замка.

Основатели построили на холме детинец (земляной вал с палисадом), внутри детинца устроили капище бога воинов — Тора. Это была площадка с деревянным идолом в центре, окруженная неглубоким рвом, где постоянно горел огонь. Действительно, раскопки археолога Петра Лысенко показали, что в середине X века на одном из двух холмов, стоящих рядом и разделенных ручьем, появилось укрепление. Лысенко раскопал здесь остатки языческого капища и жилищ дружинников.

Очень скоро на соседнем холме возник посад, где жили рыбаки, ремесленники и купцы. Размеры древнего посада — 125 на 120 метров (1,5 га). Его жители занимались ремёслами, торговлей, рыболовством и охотой, держали домашнюю птицу и скотину, возделывали огороды. Раскопки выявили массу предметов труда и быта, изготовленных из железа, цветных металлов, кости, глины, стекла, кожи, дерева.

Вероятно, здесь еще раньше существовало поселение местных жителей. Вряд ли воины Тура горели желанием строить избы, класть печи, копать ров, возводить палисад. Это — дело смердов.

В летописи (ПВЛ) Туров впервые упоминается под 980 годом:


«…бе бо Рогволод пришел изаморья имяше влость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же и Туровци прозвашася».


Вскоре вокруг Турова возникло одноименное княжество. Видимо, здесь были сильны традиции военной демократии, поэтомудолго сохранялось вече. Об этом свидетельствует тот факт, что наряду с князем в Турове был посадник. Кроме Турова такая должность известна еще только в Новгороде.

Позже князь Тур принял крещение в своем городе, в колодце, который выкопал собственными руками. Рядом с Борисоглебским монастырем сохранился неглубокий древний колодец, прозванный «Туровым». Крещение вызвало недовольство киевского князя Владимира Святославича, еще остававшегося язычником. Он приказал Туру явиться в Киев вместе с сыном Комаром. Там их обоих принесли в жертву богу Тору. Это произошло 12 июля 978 года.

По одной версии, убить Тура вместе с сыном повелел князь Владимир — именно за то, что они приняли христианство. По другой версии, такой жертвы потребовали варяжские жрецы. Согласно гипотезе А. А. Шахматова, их имена после крещения — Феодор (Тур) и Иоанн (Комар). Известно из церковной истории, что Феодор-варяг — первый на Руси святой, погибший за веру. Напомним также, что скандинавы-язычники очень долго приносили людей в жертву богу Тору. Позже, когда Владимир сам стал христианином, останки мучеников по его приказу отвезли в Туров и там похоронили по христианскому обряду. Киевская церковь канонизировала их примерно через 100 лет после гибели.

Вот что интересно. 24 августа 1909 года члены Минского церковно-археологического комитета произвели раскопки на кладбище Борисоглебского монастыря в Турове, где был обнаружен каменный саркофаг. Они нашли в саркофаге костные останки двоих мужчин и один череп со следами ударов чеканом в лоб и затылок, а также остатки парчовой ткани (находки увезли в Минск, потом в Петербург, где их следы потерялись). Саркофаг был закопан неподалеку от «Турова колодца».

В X веке Туров был единственным городом в ареале дреговичей. Позже здесь возникли города Пинск, Клецк, Слуцк, Мозырь (первое упоминание в 1155 г.) и ряд других.

Балтские диалекты местного населения славянизировались раньше, чем у жителей Полотчины и Новогрудчины.

От киевской колонии — к самостоятельности

По сообщению ПВЛ, князь Олег в начале X века захватил Туров и присоединил к Киеву Но это — выдумка. Кстати говоря, и сам Олег — личность мифическая. Не было такого. Как уже сказано, город основала варяжская дружина из Киева, подчинившая себе окрестных жителей. Другое дело, что у «тутэйшых» жителей, может быть, существовало свое племенное княжение. Однако историки ничего не знают о нем.

С 988 по 1015 год туровский престол занимал князь Святополк Владимирович, он же Ярополчич (ок. 980-1019). Автор ПВЛ назвал его Окаянным за то, что он якобы организовал убийство князей Бориса, Глеба и Святослава, хотя никакого отношения к этому преступлению Святополк не имел. Бориса убил варяг Эймунд по приказу князя Ярослава, Глеба убили восставшие против него жители города Мурома, где он был наместником.

Другое дело, что Святополк вел политику по обособлению Туровской земли от Киева. С этой целью он заключил тайный договор со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым. Именно за это его по приказу отца схватили и бросили в темницу. Но в 1015 году после смерти Владимира он был освобожден и стал великим князем Киевским — до 1019 года.

С 1019 по 1113 год (около 95 лет) Туровское княжество находилось под властью великих князей киевских: Ярослава Владимировича (Мудрого), его сына Изяслава Владимировича (с 1052 г.), затем внуков Ярополка и Святополка.

В туровское княжение Святополка Изяславича (1088-1093) его вторая жена гречанка Варвара основала Варваринский монастырь[36]. С ней связано распространение в Туровском княжестве греческого православия. Совместными стараниями княжеской четы город с того времени и до 1440 года был центром Туровской епископии. Первым туровским епископом стал некий Фома, его преемником — Симеон. Затем епископами были Кирилл (в 1114-1126 гг.), грек Игнатий (упоминается под 1137 годом), Иоаким (1144 г.) и так далее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.