» » » » Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков


Авторские права

Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
Рейтинг:
Название:
Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.



Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.


Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.

Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.






«Название «palus» (болото) характеризует уже тогда явную тенденцию к заболачиванию и пересыханию озера (…). Остатками Сарматского озера можно считать знаменитое Дикое болото (на водоразделе рек Ясельда и Нарев) и, возможно, Споровское, Белое и Чёрное озёра. На польских военных картах 30-х гг. XX века пойма реки Ясельды очень заболочена, а сама река имеет несколько протоков. На наличие там Сарматского озера в древности указывает почти полное отсутствие в этом районе археологических памятников и находок кладов».


По северному берегу озера проходили южные границы «летописной Литвы» ХI-ХII веков, указанные Н. Ермоловичем и южная граница хоронима «Литва» (по исследованиям Н. Спиридонова).

В древности море-озеро было мелкое, как Азовское сегодня: не более 6-10 метров в глубину. Но этого вполне достаточно для тогдашнего судоходства. Тысячу лет назад кратчайший путь между Балтийским и Черным морями проходил по Нёману, Шаре, через море Геродота и далее по Днепру. Не требовалось перетаскивать ладьи через волоки. Древние купцы и разбойники от начала и до конца маршрута плыли на своих судах.

Итак, «отец истории» Геродот засвидетельствовал, что 2500 лет назад одним из крупнейших озер Европы являлось Беларуское. Настолько большим, что его именовали морем. Вода в нем была пресной, так как оно появилось при таянии ледников.

Почему же оно исчезло?

А очень просто. «Беларуское море» образовалось в котловине Полесья при отступлении ледников по совершенно естественным причинам: там собиралась вода с обширных окрестных территорий, и в итоге несколько тысяч лет назад здесь раскинулся огромный, но мелкий водоем. Когда ледники окончательно исчезли, его стали питать только впадающие в него реки, а поскольку водосток был меньше испарения, озеро постепенно мелело. В обмеленных частях оно превращалось в болота, затем высыхали и болота. Налицо явная тенденция исчезновения болот без всякой мелиорации.

Настоящие озера существуют за счет впадающих в них рек. А наше озеро-море было ледниковым, то есть огромной лужей, оставшейся после таяния ледников.

Когда исчезло море Геродота?

В доисторические времена оно было гигантским, ко времени Геродота — очень большим, в средние века — намного крупнее озера Балатон в Венгрии (длина которого 80 км при средней ширине 10 км), а в период расцвета ВКЛ постепенно превращалось в болота. Во второй половине XX века огромную часть этих болот осушили, там сеяли и жали, но потом большинство земель забросили из-за вырождения беларуского села (в период с 1965 по 2005 год исчезло 85 % здешних деревень и хуторов). Эти земли фактически стали необитаемыми.

Вряд ли европейские картографы пользовались устаревшими данными, сообщая о существовании Сарматского «моря» в XVI веке. Но уже через сто лет оно превратилось в сеть озер и болот. Почему? А потому, что XVII век был очень жарким и сухим, частые засухи вызывали повсюду в Европе голод и лесные пожары.

Существование Беларуского моря мало что меняет во взглядах на исторические процессы в этой части Европы. Если сегодня мы считаем, что болота Полесья служили естественным рубежом между этносами будущих беларусов и украинцев, то с таким же успехом можем считать этим рубежом и пресноводное «море» Полесья.

Глава 2. ДРЕВНИЕ КНЯЖЕСТВА (ІХ-ХІІІ вв.)

1. «Механизм» возникновения княжеств

Племена объединялись в союзы. Объединению способствовали родство, соседство, сходство языка, верований, обычаев, уклада жизни. А роль «мотива» к объединению в большинстве случаев играла внешняя угроза, с которой каждое из племен в одиночку справиться не могло.

В немногочисленных древних текстах нет сообщений о вторжениях скифов, печенегов, аваров, гуннов, хазар на земли наших предков, но, скорее всего, такие события имели место. Во всяком случае, отдельные находки археологов свидетельствуют в пользу подобных предположений. Алчные кочевники, способные верхом на лошадях преодолевать большие расстояния, вероятно, осуществляли время от времени вторжения в наши края с юго-восточного направления — по берегам Припяти, Днепра, Сожа, Друти и иных рек.

Так или иначе, некоторые племенные союзы превратились в княжества. Они объединяли в пределах относительно компактных территорий родственные племена, поэтому их классифицируют как этнотерриториальные протогосударства[23].

Помимо старейшин и жрецов, в племенах выделялись военные предводители — князья. Поначалу на войну с врагами выступали все мужчины племени, способные держать в руках оружие (т. е. ополчение), но постепенно главная роль перешла к дружинам профессионалов во главе с князьями. Они появились по двум причинам. С одной стороны, внешняя опасность требовала постоянно держать наготове отряд хорошо вооруженных и обученных воинов. С другой стороны, материальные и людские ресурсы объединения племен (союза) с какого-то времени дали возможность вооружать и кормить группу мужчин (дружину), не участвующих в производительном труде[24].

В течение сотен лет князей избирали взрослые мужчины племени на общих собраниях. Но мало-помалу военная власть совместилась в лице князей с гражданской властью и стала наследственной. Конкретная картина таких превращений в Восточной Европе скрыта от нас в тумане времени. Где-то они происходили быстрее, где-то медленнее. Однако если мы обратимся к данным других наук, то увидим, что у всех стадных животных есть вожаки, чья власть абсолютна. Т. е. отношения господства и подчинения являются у людей врожденными, биосоциальными, как и право частной собственности (на землю, скотину, членов семьи)[25]. Старейшины, а затем князья-правители владели телами людей, жрецы (позже — священники) — их душами. Иногда оба вида власти совмещались.

Князь и его дружина (бояре) почти всегда «сидели» в деревянной крепости — «граде». Он находился в удобном для обороны месте. Град был также центром торговли, ремесел и собраний «мужей» (веча). Кроме того, князья и бояре обычно владели еще и загородными имениями, которые назывались «сёла» (или «дворы»). Наряду с градами существовали священные центры языческих культов — капища (от общеславянского «капь» — изваяние, идол).

Для содержания дружин (бояр) и князей потребовалось ввести налог («дань»), а для обеспечения платежей и поддержания хотя бы элементарного правопорядка — установить общее правило (письменный закон). Письменные законы создавались на основе племенных обычаев и традиций («обычного права»). Примеры письменных законов — «Устав и закон руськи» (X век), «Правда Роська» князя Ярослава Владимировича (1016 г.). В последней приведены слова князя: «написа грамоту, рек — по сей грамоте дадите дань».

Отметим попутно, что «Правда Роська» (т. е. «Русская правда») явилась в дальнейшем одним из источников для создания «Судебника» великого князя Казимира IV (1468 г.) и первого «Статута ВКЛ» (1522 г.).

Все население княжеств, кроме дружинников (бояр) и духовенства, носило общее название «люди». Жителей селений и градов (крестьян, рыбаков, ремесленников, торговцев) звали «смердами». Они обладали личной свободой. В невольников (рабов) обращали должников и пленных. Князья и бояре использовали их для работы в своих имениях. Эта часть населения известна как «челядь».

Группа соседних деревень представляла налоговую единицу — волость, имевшую двойную систему управления. С одной стороны, каждая волость была самоуправляемой обшиной (громадой) во главе с выборным старейшиной («старцем»). С другой стороны, в ней имелся «тиун» (бел. «цівун») — княжеский наместник (заместитель). В его обязанности входили доставка князю собранного старцем налога (дани) и судебные разбирательства по делам, не подлежавшим юрисдикции суда обшины. Центром волости служил укрепленный двор («погост»), где жил тиун с семьей и челядью.

Доходы князей поступали из четырех источников:

а) в виде дани с населения;

б) торговых пошлин;

в) судебных платежей (пени);

г) военной добычи.

Дружинники (бояре) кормились главным образом за счет жалованья от князей. Кроме того, князья нередко дарили в собственность своим боярам и монастырям деревни и даже волости. В таких случаях дань от селян шла уже новому владельцу. Он же получал право суда над своими подданными. Сами бояре дань не платили: их налог был «кровью», т. е. обязательным участием в войне.

Христианское духовенство на наших землях долгое время (лет 300-350) не владело землями и не занималось хозяйственной деятельностью. Князья лично определяли «земянам» (т. е. жителям подвластных территорий) величину дани на церкви и попов. Обычно дань попу складывалась из определенного количества зерна, мёда, воска и сена. Кроме того, князья делали денежные подарки церквям. В большие праздники князь разрешал церковникам варить пиво и делать хмельной мёд, с тем, чтобы доход от их продажи они использовали на свои нужды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.