» » » » Борис Григорьев - Королева Кристина


Авторские права

Борис Григорьев - Королева Кристина

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Григорьев - Королева Кристина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Григорьев - Королева Кристина
Рейтинг:
Название:
Королева Кристина
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2012
ISBN:
978-5-235-03512-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Королева Кристина"

Описание и краткое содержание "Королева Кристина" читать бесплатно онлайн.



Королева Кристина (1626–1689), удивительная во многих отношениях женщина, достойна пристального внимания не только историка, но и самой широкой публики. Её личность не менее интересна, чем личности Екатерины II, Екатерины Медичи, Марии Стюарт или Елизаветы I, и имеет право занять почётное место в любой галерее исторических портретов.

Мимо неё не прошло ни одно крупное европейское событие. Обладая пытливым умом и безупречным художественным вкусом, она собрала великолепную библиотеку и уникальную коллекцию предметов искусства. Она общалась и переписывалась с выдающимися людьми своего времени: кардиналом Мазарини, французским королём Людовиком XIV, с римскими папами Александром VII, Климентом IX и другими, композиторами Алессандро Скарлатти и Арканджело Корелли, скульптором Лоренцо Бернини, учёными Рене Декартом и Джованни Кассини и многими, многими другими.

Только внешняя канва её жизни поражает воображение: дочь и наследница великого Густава II Адольфа, героя Тридцатилетней войны и создателя великодержавной Швеции, образованная и воспитанная в духе следования своему монаршему долгу, вполне благополучно правившая страной в течение одиннадцати лет, на двадцать девятом году своей жизни она неожиданно отказывается от трона, навсегда покидает родину, переходит в католичество и после бурных лет частной жизни в одиночестве умирает в Италии.






Это, конечно, грубое кокетство — до последних своих дней Кристина не теряла интереса к жизни и к тому, что происходит в мире. Отсутствие информации приводило её в отчаяние, и она продолжала поддерживать переписку со многими европейскими политиками и дипломатами. «Рим — это место, где действительно можно узнать правду, — писала она Бурдело в Париж, — и у меня повсюду есть друзья и слуги, которые снабжают меня сведениями о событиях. Вы должны мне направлять интересные новости из Франции, но Вы, как и прежде, всё ещё дрожите от страха: какого чёрта Вы боитесь теперь, когда Вам уже за восемьдесят?»

Королева до конца своих дней сохраняла прозорливость и острое чувство реальности. Она одна из первых поняла опасность экспансии Оттоманской империи и подняла тревогу. Она предсказала большую роль английского флота в будущем и возрастание влияния в мире Франции. Что касается Швеции, то её прогнозы на будущее были довольно пессимистичны: «Следует привыкнуть к тому, чтобы Швецию больше не брать в расчёт. Развитие событий показывает, что страна ничего не хочет и ничего не может. Бедная Швеция! Кто бы мог подумать, что всё кончится для неё так плачевно и что у неё не будет иных врагов, кроме её самой». Здесь долговременный прогноз «проницательной» королевы тоже был правильным, хотя она и не угадала взлёта страны при Карле XII.

Характер с возрастом портится.

Старческое раздражение чувствовали и слуги дворца Риарио. Королева страдала бессонницей, бесцельно бродила по залам дворца, вызывала слуг и просила зажечь свет. Хозяйство дворца упростилось до минимума, потому что апанаж опять выплачивался нерегулярно, и Кристина была вынуждена продавать книги и драгоценности, чтобы поддержать не только себя и своих слуг, но и многочисленных писателей, художников, артистов. Последнее время в Риарио жила подобранная королевой вместе с сестрой способная певица Анжелина Джорджини, выполнявшая одновременно обязанности её компаньонки.

В 1688 году в палаццо Риарио получил аудиенцию шведский путешественник Мортен Тёрнъельм, который оставил краткое описание внешнего вида королевы Кристины:

«Королева чисто и хорошо говорила по-шведски и, расспросив меня о том о сём про Швецию, стала рядом со мной у окна и, опершись правой рукой на подоконник и направив взор в пол, некоторое время простояла в молчаливой задумчивости. Наконец она протянула мне руку для поцелуя и пожелала мне счастливого пути. На королеве было платье из чёрной ткани, собственные волосы её на голове были волнисты, без всяких бантов или украшений; лицо её и тело были полными, ростом была совсем не высокой».

Французский путешественник Франсуа Максимилиан Миссон оставил нам другой портрет королевы, записанный в апреле 1688 года: «Ей более шестидесяти лет: ростом очень маленькая, очень полная. Если обратить внимание на кожу, голос и черты лица, то она производит впечатление мужчины: крупный нос, большие голубые глаза, светлые брови, двойной подбородок с признаками бороды, слегка выпяченная нижняя губа. Волосы русые, средней длины, напудрены, растрёпаны и со лба не расчёсаны, улыбчивый и приветливый внешний вид. Представьте себе в качестве костюма плотно прилегающий мужской сюртук из чёрного сатина, достающий до колен и застёгнутый на все пуговицы; очень короткая чёрная юбка, не скрывающая мужских башмаков, очень большой чёрный бант вместо шейного галстука, пояс вокруг сюртука, врезающийся в живот и подчёркивающий её округлые формы».

Шведский архитектор и художник Никодемус Тессин-младший, посетивший королеву за год до её смерти, в своём описании внешнего вида и манер Кристины также обращает внимание на её привычку расспрашивать собеседника, стоя у окна и опершись на подоконник. Почти у каждого, кто её посещал, она интересовалась, женат ли он, и в случае положительного ответа делала какое-нибудь язвительное замечание. Н. Тессину она сказала: «Надеюсь, вы хорошо прежде подумали…» Согласно рассказу Тессина, Кристина, не стесняясь присутствия мужчин, могла подойти к камину, подтянуть до бедер юбку или платье и погреться у огня. По этому поводу шведский поэт Хейденстам сочинил фривольное стихотворение под названием «Королева Кристина в Риме»[150]:

Куранты на башне пробили.
Над Римом сгустилась гроза.
Кристина, всем телом дрожа,
Оставив престол свой фамильный,
Согреть у камина не может
Ни руки, ни ноги. Глядит
На тени на стенах, дрожит,
Но совесть её уж не гложет.
Бьёт злобною палкой в караре,
Сшибаясь с ним в яростной стычке.
И, верная старой привычке,
Ворча, поворачивает к жару
То место, что было на троне,
Задрав свою юбку повыше.
А дьявол гуляет по крыше,
И ветер гудит на тромбоне…

Некоторые из посетителей дворца Риарио отмечали, что в последние годы жизни королева Кристина, мягко говоря, «опустилась» и личную гигиену не очень соблюдала. Один француз утверждал, что поскольку королева не любила носить шляпы и перчатки, она всегда выглядела запачканной и неряшливой, как цыганка. Многие отмечали у неё тёмный цвет кожи. С. Стольпе полагает, что это могло объясняться обычным солнечным загаром, поскольку королева никогда не обращала внимания на моду и, в отличие от светских дам своего времени, от солнца не пряталась.

В архиве королевы за 1689 год сохранилось письмо от так называемого Лионского предсказателя, в котором этот помешанный человек призвал её уничтожить в своём доме все «неприличные» картины и скульптуры и пригрозил ей смертью в том же году, если она не выполнит его рекомендаций. Все входящие письма, относящиеся к этому периоду, содержат пометки и комментарии Кристины, но на письме Лионского пророка никаких пометок нет, хотя письмо наверняка было ею прочитано. Судя по всему, оно было получено в тот момент, когда её уже ничто в этом мире не волновало. Она доживала свои последние дни в полном соответствии с рекомендациями квиетистов.

Накануне получения этого письма Кристина приказала изготовить себе из белой атласной материи необычное одеяние — нечто вроде мантии или ризы, украшенное золотой вышивкой и бахромой. В Рождественский сочельник 1688 года она надела это платье и вышла прогуляться по дворцу. Она долго и молча бродила по пустым залам, пока не наткнулась на сестёр Пассаглия. Подойдя к зеркалу, она сказала:

— Вот смотрю на себя в зеркало и думаю, что скоро по очень важному случаю мне придётся надеть это платье.

Потом взглянула на одну из сестёр, Джулию, и спросила её:

— Сибилла[151], скажи своё пророчество: на какой церемонии оно мне понадобится?

— Простите меня, мадам, — ответила старая служанка, — но скоро Ваше Величество будет похоронена в этом платье.

Все от испуга замерли, а потом закричали о том, какой вздор несёт эта глупая девица, но Кристина остановила их и произнесла:

— Сибилла сказала правду. Именно об этом я и думала.

В начале 1689 года королева заболела — возникла рожа на ногах — и призвала к себе лекарей. 13 февраля у неё закружилась голова, и на некоторое время она потеряла сознание. Поднялась высокая температура, ноги опухли. Через три дня приступ повторился, и она снова потеряла сознание. На всякий случай её причастили. Потом к роже добавилось воспаление лёгких. Вице-король Неаполя дон Лоренцо Колонна написал Кристине письмо с обещанием отправить к ней трёх своих лучших лекарей. Аззолино непрестанно находился рядом.

Кристина отлично понимала, что означали эти зловещие болезни, но приняла их довольно спокойно: «Как бы ни приятна и ни славна была жизнь, было бы большим несчастьем, если бы она не кончалась… Долгая жизнь — это долгое ожидание смерти». В марте она составила завещание, которое начиналось словами: «Мы, Кристина, Божией милостью королева Свеев, Готов и Вендов, настоящим актом извещаем, что Мы, снова подверженные недомоганию, способному сократить жизнь Нашу, пока с Божьей помощью можем здраво думать о спасении Нашей души и, благодаря дарованной Господом Богом власти, распоряжаться Нашим имуществом, выражаем Нашу волю…»

Как можно было предполагать, всё своё имущество, за исключением, разумеется, долгов, она завещала кардиналу Аззолино. Бросается в глаза, что ни одного слова в адрес шведов в завещании произнесено не было. Что это: обида, забывчивость или нечто иное? Э. Хоке считает, что Кристина должна была написать для шведов особенное завещание, но не успела. Вряд ли. Такая женщина, как Кристина, такие вещи не забывала.

В последнее время королева состояла в переписке со своим представителем в Стокгольме Оливеркрансом и настоятельно просила его приехать к Пасхе в Рим: «Я сгораю от нетерпения увидеть Вас и ожидаю Вас, как евреи ждали Мессию. Мне нужно сказать Вам тысячу вещей, о которых писать не могу. Надеюсь, Вы будете мною довольны, как и я Вами; долго держать Вас не стану, Вы скоро вернётесь обратно». Что королева хотела сказать Оливеркрансу и чем он мог быть доволен, неизвестно. Эту тайну, как и многие другие, Кристина унесла с собой. Оливеркранс живой её не застал.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Королева Кристина"

Книги похожие на "Королева Кристина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Григорьев

Борис Григорьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Григорьев - Королева Кристина"

Отзывы читателей о книге "Королева Кристина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.