Борис Григорьев - Королева Кристина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Королева Кристина"
Описание и краткое содержание "Королева Кристина" читать бесплатно онлайн.
Королева Кристина (1626–1689), удивительная во многих отношениях женщина, достойна пристального внимания не только историка, но и самой широкой публики. Её личность не менее интересна, чем личности Екатерины II, Екатерины Медичи, Марии Стюарт или Елизаветы I, и имеет право занять почётное место в любой галерее исторических портретов.
Мимо неё не прошло ни одно крупное европейское событие. Обладая пытливым умом и безупречным художественным вкусом, она собрала великолепную библиотеку и уникальную коллекцию предметов искусства. Она общалась и переписывалась с выдающимися людьми своего времени: кардиналом Мазарини, французским королём Людовиком XIV, с римскими папами Александром VII, Климентом IX и другими, композиторами Алессандро Скарлатти и Арканджело Корелли, скульптором Лоренцо Бернини, учёными Рене Декартом и Джованни Кассини и многими, многими другими.
Только внешняя канва её жизни поражает воображение: дочь и наследница великого Густава II Адольфа, героя Тридцатилетней войны и создателя великодержавной Швеции, образованная и воспитанная в духе следования своему монаршему долгу, вполне благополучно правившая страной в течение одиннадцати лет, на двадцать девятом году своей жизни она неожиданно отказывается от трона, навсегда покидает родину, переходит в католичество и после бурных лет частной жизни в одиночестве умирает в Италии.
Бедная Кристина! Оказавшись на вершине счастья, она забыла о том, что эту сугубо личную приписку она сделала на очередном информационном сообщении. Аззолино сухо ответил ей, что теперь из-за этой оплошности он не может показать это ценное послание своим сообщникам в конклаве, и посоветовал впредь личное отделять от делового. А смысл аббревиатуры «S. М.» продолжает до сих пор волновать умы историков и биографов Кристины.
Борьба внутри конклава, в ходе которой происпанская и профранцузская группировки успешно отвергали неугодные им кандидатуры, продолжалась ещё два месяца. Все уже устали, и вдруг кардинал происпанской группировки Киджи перешёл на сторону французов и спутал все карты. В последний момент он сумел добиться между враждующими сторонами компромисса, в результате которого конклав выбрал папой происпански настроенного кардинала Эмилио Альтьери, дряхлого восьмидесятилетнего старичка, взявшего себе имя Климента X (1670–1676). Он долго отказывался от предложенной чести по причине преклонного возраста и слабого здоровья, но кардиналы, включая французов, сумели его уговорить, надеясь через короткий промежуток выбрать себе более подходящего понтифика. Однако Климент X их всех обманул и продержался на Святом престоле больше шести лет!
Реакция Кристины при известии о выборе папы была весьма характерной: она грубо выругалась и немедленно приказала запрягать лошадей, чтобы первой успеть поздравить Климента X. Аззолино потерял свою должность, но Климент X не мешал Кристине жить так, как ей хотелось. Он вообще ни во что не вмешивался, лишь бы его самого оставили в покое.
Главным утешением Кристины в этот период стали книги и переписка со старыми и новыми друзьями, которым она продолжала оставаться верной, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Просто удивительно, каких размеров достиг её эпистолярий! Королева живо и постоянно интересовалась тем, что происходило в Риме и в мире вообще, не гнушаясь никакими источниками, слухами и сплетнями. В этом смысле незаменимым человеком для неё в послегамбургский период стал граф Жак д’Алибер, дипломат, способный импресарио и аккуратный секретарь. Как и все остальные придворные Кристины, он был мастером на все руки и служил ей до самой её смерти. В 1670 году по инициативе королевы он на месте тюрьмы Тор ди Нона стал строить театр. Кристина осуществляла над театром общий патронаж. С помощью д’Алибера она скоро сделалась законодательницей театральной жизни города. Её итальянская труппа каждую пятницу играла во дворце Риарио итальянские, а по воскресеньям — испанские комедии. Она попыталась добиться от Климента X разрешения на круглогодичные представления, но папе не понравился способ преподнесения ею ходатайства и в разрешении он отказал. Более того, он отдал антрепризу не д’Алиберу, а другому лицу, чем, конечно, сильно разозлил патронессу театра.
Королева устроила себе в театре отдельную ложу, над которой приказала повесить королевскую корону и герб Васа. В 1671 году театр дал в её честь оперу композитора Франческо Кавалли «Сципион Африканский», а потом его же оперу «Ясон», посвящённую Марии Манчини. При Клименте IX на сцене разрешили играть актрисам, но театральный сезон по-прежнему ограничивался сорока днями в году. Климент X, наоборот, был театралофобом и запретил все публичные представления и выступления церковных певцов на светской сцене, а во избежание интимных свиданий приказал сломать в театрах все ложи. По мнению Климента X, представления на сцене были настолько зажигательными, что зрители в ложах бросались друг к другу в объятия. Запрет на женские голоса при публичных выступлениях Кристина обходила с помощью певцов-кастратов.
Кристина не прекратила организовывать концерты и музыкальные вечера, на которых давали оперу. И в этой области она тоже заняла ведущие позиции, поддерживая многочисленные контакты с композиторами, дирижёрами и певцами. К тому же у неё появился собственный большой оркестр. Однажды ей удалось устроить концерт, в котором выступил оркестр из 150 музыкантов, сотни певцов и шести солистов. Меломаны съезжались в Рим со всей Европы, чтобы поприсутствовать на грандиозных представлениях во дворце и парке Риарио. Самой большой величиной среди друзей-композиторов был, вероятно, Алессандро Скарлатти. В сотрудничестве с ним Кристине удалось поставить несколько красивых опер, имевших грандиозный успех у публики. Ведущие партии пел знаменитый в то время и состоявший на службе у Кристины Джованни Франческо Гросси. В качестве дирижёра выступали Бернарди Пасквини, тоже выдающийся композитор, или Арканджело Корелли.
Но истинной звездой её театра был оперный певец Антонио Ривани, известный также по кличке Чикколино. Он без сомнения тогда являлся лучшим оперным певцом Европы и при существовавшем среди итальянских князей соперничестве в театральной области был очень востребован. Кристина ревниво следила за тем, чтобы никто не посягал на её монопольное право пользоваться услугами певца, и когда герцог Савойи попытался переманить Чикколино в свой театр, Кристина приказала д’Алиберу всеми силами помешать этому: «Я хочу, чтобы все знали, что он в этом мире существует только для меня, и если он не поёт для меня, то, значит, он не будет петь ни для кого, кем бы эти другие ни были. Хоть он и покинул мою службу, я хочу вернуть его обратно, сделайте это любой ценой. Говорят, он потерял голос, но это не важно: каким бы он ни был, он будет жить и умрёт на моей службе, иначе ему не поздоровится!» Вот таким «яростным» меценатом была Кристина. Ну чем не пушкинский барин Троекуров? Антонио Ривани действительно вернулся к Кристине и в 1686 году умер, находясь на её службе.
Устроив свои финансовые дела, королева щедрой рукой теперь раздавала деньги на поддержание искусства и науки. Палаццо Риарио оказал гостеприимство так называемой Экспериментальной академии, основанной в 1677 году известным астрономом Джованни Доменико Кассини. Кристина отдала дань своему веку и в конце жизни увлекалась алхимией и астрологией, поддерживала связь и с серьёзными учёными, и с шарлатанами, спонсируя их занятия. У её двора, к примеру, кроме Ф. Борриса, обретался известный датский алхимик Оле Борк, взявшийся извлечь из своих колб для королевы золото. С самого начала жизни в Риарио Кристина по инструкции астронома Кассини устроила для себя обсерваторию и алхимическую лабораторию, в которой рядом с хозяйкой и «интендантом» дворца Аззолино «философский камень» упорно искали Пьетро Антонио Бандьера и маркиз Паломбара. На жалованье у королевы состоял также известный физик Борелли, непременный участник всех дискуссий в академиях. Естественно, она поддерживала также гуманистов, историков, археологов, чем и заслужила от них многочисленные посвящения к своим изобретениям и открытиям. Не нужно также забывать, что она до конца своих дней живо интересовалась религией, общалась с философами, теологами и церковными политиками и в этой области тоже оставила свой след.
С 1674 года в стенах дворца начала действовать собственная академия королевы — Accademia Reale. Многие академии пригласили Кристину в ряды своих членов, например, приглашение от Accademia dei Misti было направлено ей в 1680 году графом Паоло Мональдески, родственником казнённого ею в Фонтенбло придворного.
Таким образом, Кристину с полным правом можно было назвать крупным культурным деятелем Италии да и Европы середины и конца XVII века.
Известный немецкий правовед, историк и философ Самуэль Пуфендорф предложил свои услуги для написания истории Швеции с посвящением благословенному Густаву II Адольфу. Посвящение обязывало королеву к выдаче материального пособия автору, и она выдала ему… 200 риксдалеров. Деньги лютеранину Пуфендорфу показались смешными, но, слегка поиронизировав над Кристиной, он всё-таки приступил к работе. Первая же глава его книги, посвящённая положению дел в Церкви во время Реформации, вызвала недовольство Святого престола, и Кристина была вынуждена прервать с ним контакт. Она всё чаще позволяла Ватикану «поправлять» себя и всё дальше скользила по наклонной плоскости его пропаганды. Пенсию приходилось отрабатывать.
В 1672 году Карл XI был объявлен совершеннолетним королём Швеции, и Кристина поспешила отправить в Стокгольм своего камергера маркиза дель Монте для урегулирования своих финансовых дел. Карл XI обнаружил, как несправедливо обошлись с его тёткой опекуны, и написал Кристине несколько любезных писем, в которых высоко оценил её политическую мудрость и пообещал раз и навсегда решить вопрос с апанажем в соответствии с Актом об отречении. Дель Монте вернулся в Рим и мог сообщить своей госпоже и другие приятные новости: риксдаг отменил дискриминационные постановления бывшего опекунского совета, восстановил королеву во всех её правах, а её врагов отдали под суд. Но только в 1681 году её управляющему Ю. П. Оливекранцу, наконец, удалось отрегулировать финансовый вопрос так, чтобы материальное положение королевы оставалось стабильным до конца её дней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Королева Кристина"
Книги похожие на "Королева Кристина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Григорьев - Королева Кристина"
Отзывы читателей о книге "Королева Кристина", комментарии и мнения людей о произведении.