» » » » Надежда Ионина - Суздаль. История. Легенды. Предания


Авторские права

Надежда Ионина - Суздаль. История. Легенды. Предания

Здесь можно купить и скачать "Надежда Ионина - Суздаль. История. Легенды. Предания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Ионина - Суздаль. История. Легенды. Предания
Рейтинг:
Название:
Суздаль. История. Легенды. Предания
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-4444-0287-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Суздаль. История. Легенды. Предания"

Описание и краткое содержание "Суздаль. История. Легенды. Предания" читать бесплатно онлайн.



В драгоценном ожерелье городов Золотого кольца Центральной России Суздаль — единственный в своем роде. Этот город сохранил не только отдельные памятники прошлого, но и сам облик древнерусского города, просторного и живописного, неразрывно связанного с окрестным пейзажем. Попав в Суздаль, вы по-настоящему перенесетесь в прошлое и не потеряетесь в нем, потому что у вас в руках будет надежный путеводитель по его истории, храмам и монастырям. Книга написана опытным автором Надеждой Алексеевной Иониной, известной читателям несколькими десятками книг, вместивших в себя целый мир путешествий по России и зарубежным странам.






Вступление

Судьба любого города прихотлива, как и судьба отдельного человека. Не является исключением и древний русский город Суздаль, много повидавший и испытавший на своем веку. И оставшийся, пожалуй, единственным в нашей стране городом, в котором сохранилось так много великолепных памятников древнерусского зодчества. Прекрасные храмы (их более тридцати!), звонницы, монастырские ансамбли и другие сооружения наглядно представляют каменную летопись страны, причем летопись наидревнейшую, — ведь Суздаль гораздо старше Москвы. Здесь княжили Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Александр Невский и другие выдающиеся деятели Русской земли.

В Суздале и сейчас драгоценно все. В нем чарует и сама природа, и нескончаемое множество шатров, глав и колоколен, разбросанных по городу прихотливо и непринужденно. Не оставляют равнодушными и дома XIX века, и даже не нужно делать усилий, чтобы перенестись, понять и живо почувствовать атмосферу российской провинции времен Н.В. Гоголя и А.Н. Островского.

Суздаль — исторический город в том смысле, что здесь происходили многие события, оставившие весьма заметный след в истории Русской земли. Стены его кремля, церквей и монастырей были свидетелями необычайных подвигов и кровавых преступлений, героического патриотизма и жестоких заговоров, высоких взлетов и низменных падений человеческого духа, его неземной красоты и злых страстен.

Суздаль — исторический город и в том смысле, что история в нем выражена в основном архитектурно. Немного в России таких городов, где именно в зодчестве отразился творческий гений народа, где воочию убеждаешься, что каждая эпоха обладает своим особым величием. Суздалю же в свой архитектурный ансамбль удалось собрать всю историю древнерусского искусства, причем так, что ни одна эпоха не выпала и не возвысилась над другой. В городе нет скучных улиц, безликих переулков, неприметных домов; здесь на узких улочках уютно разместились домики, а на взгорьях — церкви, сверкающие и переливающиеся на солнце золотыми шлемовидными куполами, разноцветными колокольнями, цветными изразцами и сложной полихромной росписью стен.

В прежние времена суздальцы славились и своими художественными ремеслами: в частности, местные кустари достигали высокого мастерства в чеканке серебра. Например, изделия чеканщика М.П. Шерстнева демонстрировались даже на международной выставке в Париже. Самые сложные работы выполняли и резчики по дереву, процветало передававшееся из рода в род золотошвейное искусство, тканье узорчатых холстов и скатертей…

Суздаль — это город-музей, где более чем в пятидесяти памятниках зодчества предстают восемь веков истории Русского государства. В архитектуре этого города сошлись стили разных эпох — от XIII до XVIII века. Чтобы почувствовать это обаяние города, нужно пройти по заросшим травой немощеным переулкам, в тихой речке Каменке увидеть отражения белоснежных звонниц, прикоснуться к шероховатой поверхности камня, на котором древний архитектор вырезал замысловатые узоры.

Историю Суздаля в советское время изучали такие выдающиеся ученые, как В.И. Романовский, А.Д. Варганов, Г.К. Вагнер и другие. Тридцать лет жизни посвятила изучению юрода доктор исторических наук М.В. Седова (начальник суздальской экспедиции Института археологии СССР), которая 25 полевых сезонов провела в Суздале, раскрыв в результате раскопок многие тайны прошлого, за что заслуженно получила звание «Почетный гражданин Суздаля».

Лауреат Ленинской премии профессор Н.Н. Воронин своими исследованиями повысил интерес к памятникам русской истории и культуры. В научной же своей работе он сделал не одно важное открытие: реконструировал начальный этап ростово-суздальского летописания (XI в.), изучил особенности владимирского летописания второй половины XII века; ряд работ этого выдающегося ученого посвящен культуре Киевской Руси. Все труды Н.Н. Воронина по истории древнерусской культуры свидетельствуют о национальных основах русского зодчества.

Много других замечательных ученых посвятили свои исследования этому старинному городу; имена некоторых из них читатель узнает в ходе нашего рассказа о Суздале. Каждый город гордится земляками, прославившими его своей деятельностью на различных поприщах, и в нашей книге будет рассказано не только об истории и архитектурных достоинствах Суздаля, но и о его выдающихся людях, чтобы город предстал не только в исторических памятниках, но и в исторических событиях и в исторических лицах. Отправимся же в путешествие в город, о котором московский поэт Игорь Кобзев писал так:

Каждый храм — как шапка Мономаха.

Над рекой — крутой зеленый вал.
С удалью, талантом и размахом
Русский мастер Суздаль создавал.
Крепостные стены. Колокольни.
Воронье над башнями кружит.
Шишаки на башнях — тоже копья.
Точно копия лихих дружин.
Может, Илья Муромец с Добрыней
Там еще живут. Не удивлюсь!
В Суздале во всем сквозит доныне
Молодая, заревая Русь…
Суздаль — это узел в русских судьбах.
Город сей преславен и пригож.
Кажется, не повидаешь Суздаль —
И российской сути не поймешь.

В Суздаль надо ездить еще и для того, чтобы понять: красоту эту нам нужно беречь и беречь и, вслушиваясь в ее голос, учиться у нее. Потому что каменная летопись города, хранящая старинные предания и легенды, дает многочисленным посетителям почувствовать Древнюю Русь. А когда замолчат песни и предания, она расскажет о том, как русская государственность, зародившись в Киеве, укоренилась потом в обширной Залесской стороне, где со временем возникли многие города — Ростов, Муром, Ярославль, Углич, Кострома, Суздаль и другие…

«Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)

Местность, на которой расположен Суздаль, удивительно гармонична в природном отношении, что еще в XVIII веке отмечал ключарь Богородице-Рождественского собора Анания Федоров в своем знаменитом «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суздале»: «Но положению места, той град имеется построенный на месте красном, ни веема гористом, ниже паки доловатом и мокром; но несколько хотя местами и долины имущее; но сухое и приятное место, и к плодоношению всякому угодное, не токмо овощия, но и древес садовых множество плодящее; от царствующего града Москвы к северо-востоку склоняющееся сто осьмнадцать верст расстояние… воздух весьма приятный и здоровый, в средине лета от солнца и в средине зимы от студени средство содержащий, где ни безмерная теплота, ниже чрезвычайная бывает стужа, но все в меру и сносно, и к житию человеческому приятное угодное место». А в обмелевшей ныне речке Каменке когда-то водились щуки, головли, окуни, лещи и подлещики, а местами даже и караси.

О первоначальном основании Суздаля в науке до сих пор нет достоверных сведений; точно известно лишь одно — Суздаль принадлежит к числу древнейших русских городов. Разве только седой Киев — «мать городам русским» — и еще несколько российских городов могут поспорить древностью с бывшим уездным городком бывшей Владимирской губернии.

Во времена незапамятные Суздальские земли лежали в дремучих лесах и глухих дебрях; это обстоятельство, видимо, и послужило основанием легенды о начале города, которую в XVIII веке засвидетельствовал летописец Анания Федоров. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа и смешения языков после разрушения Вавилонской башни в племени Иафета появились на свет три брата — Сан, Авесхасан и премудрый Асан. Пришли они на землю Русскую, и первые два брата построили много городов близ Варяжского моря, среди них был и ставший впоследствии Великим Новгород. А третий брат — Асан — отправился в дикие леса и топи и основал «по своему суждению» город Суждаль.

Ученые впоследствии долго толковали по поводу этого названия: в частности, одни говорили, что в городе князья судили народ, отчего и произошло его название — Суждаль. Недостатка в гипотезах (порой самых невероятных и фантастических) не было, однако еще и в прошлом веке в топонимических словарях нельзя было найти объяснение названию города. Одни ученые выводили его от греческих слов «сос дулос» («твой раб»). Другие связывали название города с финским словом «susi» (или эстонским «suzi») — «волк». Такой версии еще в XIX веке придерживался ученый Д. Европеус, однако, по свидетельствам современной науки (в частности, А.С. Халипова), слово это бытует только на западе Финляндии. У соседних же с меря племен «волк» зовется совсем по-другому: у карелов — «хукка», у вепсов — «хяндиказ», у мари — «пире», у мордвы — «верьгиз».

Еще по одной версии, разгадку названия «Суздаль» можно найти в местной природе, так как в окрестностях города росло очень много смородины. Карелы называют ее «сестру-ой», вепсы — «сестрикад», мордва — «шукштору». Ученые считают, что вполне логично предположить, что и у меря (их язык близок к мордовскому) название этой ягоды звучало как-то похоже (предположительно «суштар»), а звук «р» в конце со временем заменился на «л». Документально доказано, что в древнерусском языке в XI–XIII веках происходило озвончение глухих согласных, и мережское «суштал» стало названием русского города с особенностями местного древнерусского говора — «Суждаль». Таковы лишь некоторые гипотезы о происхождении названия города.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Суздаль. История. Легенды. Предания"

Книги похожие на "Суздаль. История. Легенды. Предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Ионина

Надежда Ионина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Ионина - Суздаль. История. Легенды. Предания"

Отзывы читателей о книге "Суздаль. История. Легенды. Предания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.