Илья Кутырин - Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения"
Описание и краткое содержание "Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена важным вопросам современности — охране воздуха и поверхностных вод от загрязнения. Проблема рассматривается на большом фактическом материале, характеризующем ее состояние в СССР и за рубежом. Дается оценка эффективности мероприятий по охране воздуха и воды. Освещаются организационные вопросы охраны окружающей среды и международного сотрудничества в этой области.
3 июля 1979 г. на подводной скважине «Исток-1», расположенной вблизи полуострова Юкатон (Мексика), в результате аварии вышел из-под контроля и загорелся мощный нефтяной фонтан. С этого момента в течение нескольких месяцев ежедневно сгорало и выливалось в море около 4,77 млн. л ценнейшего сырья. Огромное количество нефти распространилось по поверхности Мексиканского залива, нанеся непоправимый ущерб морской флоре и фауне. Гигантские маслянистые пятна, растянувшись на 940 км, приблизились к побережью Америки и к концу августа покрыли слоем около 200 км пляжей штата Техас. К этому времени на борьбу с самой большой в истории утечкой нефти в море уже было затрачено несколько миллионов долларов.
Японский танкер «Такамия Мару» сел на мель близ бразильского города Сантус и получил серьезные пробоины: 15 тыс. т нефти, вылившиеся в море, загрязнили прибрежные воды на огромной площади.
В бухте Чедабакто, омывающей Атлантическое побережье Канады, плавает гигантское нефтяное пятно — следствие аварии танкера «Эрроу». В результате аварии в океан вылилось 16 тыс. т нефти. Предпринимавшиеся с тех пор различные попытки очистить поверхность залива от разлившейся нефти не увенчались успехом. Нефть захватила в плен укромные бухты и пляжи залива, приведя к упадку туристский бизнес.
24 января 1976 г. новый супертанкер «Олимпик Брейверн» грузоподъемностью 250 тыс. т, принадлежавший семье Онассиса, выйдя в свой первый рейс, сел на риф у берегов о-ва Уэссон (западное побережье Франции). Владельцы не предприняли никаких мер по его снятию с мели, и заброшенное судно спустя полтора месяца во время шторма раскололось надвое, что вызвало сильную утечку мазута и причинило значительный материальный ущерб жителям острова. Мазут из танкера опоясал берега. Погибли тысячи перелетных птиц, для которых остров издавна служил «перевалочным пунктом», в отчаянном положении оказались и люди, у которых было отобрано средство к существованию.
Постепенно выясняющиеся подробности этих событий позволили французским журналистам высказать предположения, что катастрофа была заранее запланирована владельцами танкера, рассчитывающими таким образом «отделаться» от судна, ставшего в период энергетического кризиса обузой.
Не успела мировая пресса прекратить обсуждение нашумевшего крушения нефтеналивного танкера «Олимпии Брейверн» у берегов Франции, как вновь поступили сообщения об очередной катастрофе на море, и вновь с танкером. На сей раз угроза нависла над крупным испанским портом Ла-Корунья, у входа в гавань которого напоролся на скалы танкер с грузом более 100 тыс. т нефти. Серия взрывов на борту судна и утечка нефти создали реальную опасность загрязнения порта и побережья. Более десятка судов высыпали в воду специальные химикаты для того, чтобы воспрепятствовать распространению нефти на акваторию порта.
29 апреля 1976 г. у берегов Японии, вблизи о-ва Осима, затонуло греческое судно. Утечка нефти нанесла ущерб, оцениваемый в 400 млн. иен.
В марте 1978 г. у берегов французского полуострова Бретань затонул супертанкер «Амоко Кадис», принадлежавший американской компании «Амоко». В результате катастрофы в море вытекло 220 тыс. т нефти, вызвав загрязнение обширного прибрежного района. Нефтяное пятно расползлось почти на 250 миль береговой линии. Только по предварительным подсчетам погибло 20 тыс. птиц и, возможно, такое же количество рыбы; было уничтожено от 20 до 50 % всех обитающих в прибрежных водах устриц. Потребуются многие годы, чтобы в какой-то степени очистить местную среду от пагубного воздействия разлившейся нефти.
Американский журнал «Тайм» в 1977 г. опубликовал статью, в которой анализируются причины участившихся аварий с нефтеналивными танкерами. По данным авторов статьи, в 1976 г. во всем мире потерпело катастрофу 19 танкеров. По тоннажу это в два раза больше, чем в 1975 г. В результате только за первые девять месяцев 1976 г. в Мировой океан попало 200 тыс. т нефти. Журнал отмечал, что особенно много таких происшествий имело место у берегов США. Только с 15 до 31 декабря 1976 г. в американских водах потерпело катастрофу пять танкеров. Авторы статьи пришли к выводу, что прежде всего в этом виноваты судовладельцы, которые в погоне за прибылями продолжают эксплуатировать давно пришедшие в негодность корабли. «Многие американские порты не в состоянии принимать современные супертанкеры, — писал „Тайм“, — и большая часть танкерного флота, доставляющего нефть в США, состоит из небольших, старых, плохо оборудованных судов с неквалифицированным экипажем. Эксплуатация таких танкеров неизбежно ведет к катастрофам».
В выгодное предприятие беззастенчивые дельцы превращают даже катастрофы танкеров, получая за них большую страховку. При этом судовладельцев не так-то просто привлечь к ответственности. Их танкеры, как правило, зарегистрированы где-нибудь в Либерии или Панаме: и налоги поменьше, и от правосудия подальше!
Количество подобных примеров можно было бы умножить. Все они свидетельствуют о том, что эта проблема пока еще далека от решения.
Но не только морской флот загрязняет моря и океаны. Реки стали самым активным фактором этого бедствия. По данным ЮНЕСКО, ежегодно с водами рек в моря попадает свыше 320 млн. т железа, 2,3 млн. т свинца, 6,5 млн. т фосфора.
Много загрязнений попадает в Мировой океан из атмосферы. По подсчетам, на его поверхность ежегодно выпадает 200 тыс. т свинца, 1 млн. т углеводородов, 5 тыс. т ртути. Половина количества пестицидов, находящихся в океане, проникла в него из воздуха. Следует подчеркнуть, что многие ядовитые вещества способны сохраняться в водах Мирового океана в течение ряда лет, угрожая морской фауне и флоре, здоровью людей.
В заключение следует отметить, что с загрязнением океанов и морей связывают иногда процессы, не имеющие к нему никакого отношения. Так, в течение многих лет считалось, что морские звезды, известные под именем «терновый венец», разрушают коралловые рифы. В течение нескольких лет (с 1971 г.) ученые Австралии вели исследования, связанные с сохранением Большого барьерного рифа от нашествия опасной для кораллов морской звезды («терновый венец»). Они выяснили, что рост численности «терновых венцов» у этого рифа происходит в океане периодически и не имеет прямой связи с вмешательством человека в окружающую среду коралловых островов. Ущерб, причиненный «терновыми венцами» некоторым островам, невелик и в большинстве своем уже восстановлен за счет естественного роста кораллов.
Человек все больше обращает внимание на проблему защиты океанов и морей. «Мировой океан в опасности!» — это лозунг сегодняшнего дня. Ведь океан был, остается и всегда будет нужен людям.
Охрана в СССР воздуха и поверхностных вод от загрязнения
В Советском Союзе разработаны принципиальные положения по охране природных богатств страны от загрязнения и истощения, закрепленные в целом ряде законодательных государственных актов. Государственная собственность на все воды в стране создает благоприятные условия для осуществления планового и комплексного их использования с наибольшим народнохозяйственным эффектом, позволяет обеспечить надлежащую охрану вод от загрязнения. Ответственность за загрязнение тех или иных природных ресурсов (воздуха, воды и т. д.) у нас несут министерства, ведомства, предприятия и граждане, по вине которых произошло это загрязнение.
ЦК КПСС и Советское правительство постоянно заботятся об охране природной среды. Так, в 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». В соответствии с этим документом были созданы постоянные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов.
В дальнейшем эти органы вошли в систему Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. были переименованы в органы по регулированию использования и охраны вод.
Органам водного надзора предоставлены большие права: приостанавливать работу предприятий, цехов и агрегатов, загрязняющих сточными водами водоемы, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, которые сыграли и играют огромную роль в организации охраны водных источников от загрязнения, также связаны с постановлением Совета Министров 1960 г., поручившим их разработку Минздраву СССР и Минрыбхозу СССР.
Организацию в стране органов надзора трудно переоценить: опыт их работы показал, что она отвечает интересам всего народного хозяйства.
Организованные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1960 г. бассейновые инспекции взяли на учет промышленные объекты, потребляющие свыше 100 м3 воды в сутки и сбрасывающие сточные воды. Под контролем бассейновых инспекций в настоящее время находится более 95 тыс. промышленных объектов (на 1 января 1972 г. под контролем находилась 81 тыс. предприятий). Работники бассейновых инспекций систематически обследуют состояние водопотребления и водоотведения, обращая особое внимание на совершенствование технологических процессов производства, а также на работу очистных, обезвреживающих и утилизационных цехов. Они сравнивают фактическое состояние работы водоохранных сооружений и достигнутые ими показатели очистки сточных вод с проектными данными, оценивают влияние сточных вод объекта на воду водоема — приемника сточных вод. Совместно с инженерно-техническими работниками предприятий намечаются меры по совершенствованию водоохранных сооружений, повышению их эффективности, устанавливаются сроки их осуществления, за ходом выполнения которых ведется постоянное наблюдение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения"
Книги похожие на "Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Кутырин - Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения"
Отзывы читателей о книге "Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения", комментарии и мнения людей о произведении.