Питирим Сорокин - Человек. Цивилизация. Общество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек. Цивилизация. Общество"
Описание и краткое содержание "Человек. Цивилизация. Общество" читать бесплатно онлайн.
В сборнике впервые осуществлена попытка дать целостное представление о творчестве одного из основоположников русской и американской социологических школ — Питирима Александровича Сорокина (1889–1968). В издание включены сочинения по культурологии, социально-политической, социологической и философской проблематике, написанные в России, а также переводы наиболее известных работ, отражающих почти полувековой период его исследований в США.
Адресуется всем интересующимся историей, философией и социальной мыслью XX века.
567
* «Стремлюсь к познанию Бога и души. Неужели ничего сверх этого? Решительно ничего» (лат.).
568
* «Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении» (лат.) — основное положение сенсуалистов, сформулированное английским философом Дж. Локком (1632–1704) в его трактате «Опыт о человеческом разуме». Заметим, что впервые эта мысль была высказана Аристотелем в его сочинении «О душе». Немецкий философ Г.-В. Лейбниц осудил Локка. В трактате «Новый опыт человеческого разума», не отвергая в принципе это сенсуальное положение, он вводит в него априорный элемент: «Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущениях, кроме самого сознания».
569
* расцвет (нем.).
570
* мировоззрение (нем.).
571
* «Лови день» (лат.), то есть пользуйся сегодняшним днем, лови мгновение. Девиз эпикурейства.
572
* «Время бежит, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» (.шт.). Измененная форма стихотворной строки, приписываемой немецким поэтом Возрождения Матвеем Борбонием франкскому императору Лотару I (IX в.). Первая часть фразы — «время бежит» — представляет собой сокращенный вариант строки из «Георгики» Вергилия: «Между тем бежит, бежит безвозвратное время» (III, 284).
573
* всепожирающее время (лат.). Часть стихотворной строки из «Метаморфоз» Овидия: «Время — снедатель вещей — и ты, о завистница старость, все разрушаете вы» (XV, 234–235).
574
* тождество сознания и вселенной (лат.).
575
* «Всеобщее — суть слова» (лат.).
576
* Знать, чтобы предвидеть; предвещать, чтобы властвовать (фр.).
577
* Знать, чтобы властвовать (фр.).
578
* совпадение противоположностей.
579
Об этом подробнее см. в моей книге «Социокультурная динамика». Т. 4. Гл. 6.
580
* мировоззрение (нем.).
581
* «как если бы» (нем.).
582
* тождество сознания и вселенной (лат.).
583
* человек трудящийся (лат.).
584
* под видом, под формой (лат.).
585
* Знать, чтобы предвидеть; предвещать, чтобы властвовать (фр.).
586
* знать, чтобы властвовать (фр.).
587
* знать, чтобы предвидеть (фр.).
588
Евангелие от Матфея. VI: 19–20, VI:24–25, VI:33; V:44, V:48; VI:9–10.
589
* Лови день (лат.).
590
* Ешь, пей, веселись, приходи вновь (лат.).
591
* главная опасность (лат.).
592
* постыдная польза (лат.).
593
* высшее благо (лат.).
594
См. об этом подробнее мою «Social and Cultural Dynamics», vol. 2, ch. 13–15.
595
* божеское право, священный закон (лат.).
596
* Да будет посвящен божеству (лат.). Сакральная формула либо значила благословение, либо проклятие, в зависимости от божественного адресата.
597
* Прут, символизирующий копье.
598
* Евангелие от Луки, 19:46; ср.: Евангелие от Матфея, 21:13. 496.
599
* божеское право (лат.).
600
* Да будет посвящен божеству (лат.).
601
* верховный жрец (лат.).
602
* публичные ауспиции (лат.), т. е. наблюдения за полетом вещих птиц или за их криком, клевом и т. п., для составления гаданий, предсказаний по ним.
603
См. об этом подробнее мою «Social and Cultural Dynamic», vol. 2, ch. 15; vol. 3, ch. 5.
604
* по желанию, по своему усмотрению (лат.).
605
* Война всех против всех (лат.). 502.
606
* продажный город (лат.).
607
* конец (лат.).
608
* Кант И. Идеи всеобщей истории. 1784.
609
Более подробное изложение и критику понятия прогресса см. в моей статье «К вопросу об эволюции и прогрессе»(Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.1911.Т. 8. Вып. 3. С.67–95).
610
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса,1900.
611
«Клубы самоубийц» не есть только наше злободневное явление. Таковые имелись и за границей. См.:Diendonne. Archif fur Kulturgeschichte.1902. Bd.1.S.367.
612
* Имеется в виду: Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М., 1909; Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1897; Тард Г. Социальная логика. Спб., 1901; Его же. Социальные законы. Спб., 1906; Gumplovicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Bougle C. La democratie devant la science. P., 1904.
613
* Имеется в виду: Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905; Его же. Прогресс // Вестник Европы. 1912, № 2; Бугле С. Эгалитаризм (Идея равенства). Социологический этюд. Одесса, 1905.
614
Де-Роберти Е. В. Qu’est-ce que le Progres? P.,1898.
615
* подразумеваемым образом, неявно (лат.).
616
* «Счастье, как цель, а не как сопутствующее или неизбежное следствие» (фр.). См. подробнее рецензию Сорокина: A. Naville. La matiere du devoir (Навилль. Материя долга. Revue philosophique. P., 1911. Т. 71. P. 113 127) // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 2. С. 99–100.
617
Спенсер Г. Научные основания нравственности. Спб., 1896.
618
* непременное условие (лат.)
619
* Вероятно, имеется в виду: Милль Д. С. Утилитарианизм. Спб… 1903.
620
Попытку подобного синтеза П. А. Сорокин предпринимает в десятой главе своей монографии «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали»(Спб.,1914.С.44 — 453).
621
Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905. С. 8.
622
Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905. С. 8.
623
См.об этом типе в «Социологии» Г. Зиммеля, гл. «Die quantitative Bestimmtheit der Gruppe».
624
Летурно Ш. Основания нравственности. С. 34; Его же. Evolution juridique. P., 1891. C. 7–12.
625
См.: Оствальд В. Die Energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft. Leipzig, 1909.
626
Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Т. I. С. 6–7.
627
Там же.
628
См. об этом: Петражицкий Л. И. Введение в изучение теории права и нравственности. Спб., 1907.
629
* «существует тогда, когда множество индивидов действуют во взаимодействии»(нем.)
630
* См. подробнее: Зиммель Г. Социология; Де-Роберти. Новая постановка вопросов социологии; Гумплович. Основы социологии; Гиддингс. Основы социологии; Тард. Законы подражания; Уорд. Чистая социология; Дюркгейм. Метод социологии; Штаммлер. Хозяйство и право; Драгическо. Du role de l'individu; Бугле. La democratie devand la science.
631
Вагнер В. Биологические основания… Т. I. С. 94.
632
Для ясности дальнейшего привожу определение по Зигварту. «Понятие в логическом смысле, — говорит он, — отличается от возникшего в естественном течении мышления и обозначенного посредством слова общего представления своим постоянством, не выдающей исключений неизменной определенностью и надежностью и общезначимостью своего словесного обозначения» (Зигварт. Логика. Т. I. С. 278).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек. Цивилизация. Общество"
Книги похожие на "Человек. Цивилизация. Общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Питирим Сорокин - Человек. Цивилизация. Общество"
Отзывы читателей о книге "Человек. Цивилизация. Общество", комментарии и мнения людей о произведении.