Сергей Марков - Земной круг

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Земной круг"
Описание и краткое содержание "Земной круг" читать бесплатно онлайн.
Книга С. Маркова «Земной круг» — это монументальное научно-художественное историко-географическое повествование. Основная линия повествования — эволюция представлений о географической изученности Сибири и Дальнего Востока, великие дела русских людей на крайнем северо-востоке Азии — раскрыта автором правдиво и художественно, на большой научной основе.
В Фучжоу, на реке Минь, хранилась священная раковина Ю-суань-бай-лэй, имевшая прямое отношение к Гуань-инь.
Я приберег до времени еще одно свидетельство Сигизмунда Герберштейна о таинственных трубах, окружающих изваяние Золотой Бабы в устье Оби.
«Кроме того, будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб», — писал Герберштейн[43].
С чем же перекликается это известие?
След ведет снова к покровительнице путешественников.
В одном из храмов тибетской столицы во время служения лам перед статуей Гуань-инь звучала труба, сделанная из драгоценной белой раковины Ю-суань-бай-лэй. По-тибетски она называлась дун-кар-яй-чил или е-шиль-дун-кар. Отличительным признаком ее были завитки, расположенные по движению часовой стрелки. Раковина якобы обладала чудодейственными свойствами: когда в нее трубили, изваяние Гуань-инь начинало излучать еле зримое, мягкое сияние, облекавшее богиню таинственным светом.
Еще одну такую раковину в свое время видел англо-индийский «изыскатель» Сарат Чандра Дас. Он отыскал ее под золоченой кровлей храма Лхакан чэньпо в монастыре Сакья, на дороге, ведущей из Тибета в Индию. Эта раковина была подарена великим ханом Кубилаем тогдашнему главе буддийской церкви Пагме.
Все дун-кары в китайско-тибетском мире были наперечет. Ценность их была огромна; их приравнивали к алмазам. Китайцы считали, что завитые направо белые раковины были обиталищами духов, властителей морских бурь. Поэтому, отправляясь в особо важные плавания, мореходы брали с собой раковину, — надо полагать, ту, что хранилась в Фучжоу, в храме Гуань-инь. Не эта ли раковина считалась спасительницей китайского пилигрима Фа-сяня, когда он, возвращаясь на родину с Цейлона, попал в морскую бурю? Фа-сяня выручил Авалокитешвара: небесный бодисатва укротил разгневанное море, вовремя явившись, возможно по зову белой перевитой трубы.
Вот сколько у нашей Золотой Бабы примет, роднящих ее с буддийскими изваяниями! Ребенок на ее руках, мнимый младенец в утробе, звуки таинственных труб — все это ведет к богине Гуань-инь, владычице сизых гор Тибета и лазоревых волн Южного моря.
Трудно ответить на вопрос, через каких посредников совершилось удивительное перемещение буддийской статуи на далекий Север.
В древние времена уже существовало несколько волоков, связывающих Старую Пермь с Печорой. От берегов Печоры, в свою очередь, шли волоки на великую реку Обь[44].
Лет сто с небольшим тому назад известный исследователь русского Севера М. К. Сидоров осмотрел один из таких путей. Он начинался у печорского села Оранец, проходил мимо высокой вершины Сабля и достигал Ляпина, что на реке Сыгве. Сыгва впадала в Сосьву — приток Оби.
М. К. Сидоров уверял, что таких проходов между Печорой и Обью было немало, и в древности они хорошо были известны купцам из восточных стран. Проходы через междуречье Печора — Обь были нанесены на старинные карты. Из низовьев Оби открывался сплошной водный путь до озера Зайсан и Черного Иртыша. На берегах озера, по-видимому, была конечная остановка караванов, приходивших из Восточного Туркестана и Китая.
О реках Оби и Черном Иртыше в X веке нашей эры знал арабский историк и путешественник ал-Масуди. Упоминая о них, он писал, что оттуда привозят дорогие меха.
Золотая Баба могла проникнуть из стран буддийского мира на далекий Север именно этой дорогой ее сплавляли по Иртышу и Оби почти до теперешнего Березова, а дальше везли в Великую Пермь через темные лесные волоки.
Что же заставило пермян перенести свою золотую святыню на восток, в ледяное лукоморье?
Золотой Бабе угрожали новгородцы, искавшие добычу в языческих святилищах. До нее рано или поздно дошел бы Стефан Пермский, сокрушитель идолов. Поэтому вполне допустимо, что лесные волхвы были вынуждены прятать Золотую Бабу с ее волшебными трубами то в пещере на Сосьве, то в дремучем лесу на берегах Ковды, пока для нее не нашли наиболее недоступное место в обском устье.
Кто знает, может быть, настанет такой день, когда Золотая Баба будет найдена!
Судьба Родиона Осляби
Я обещал рассказать о судьбе могучего инока Осляби, пророчествовавшего близкую гибель своему другу Пересвету на Куликовом поле. Но для этого нам снова придется вернуться к закамскому серебру, вспомнить о беспокойных новгородцах, грабивших сокровища Востока на Волге и Каме.
Тохтамыш после своего волчьего набега на Москву в 1382 году потребовал огромной дани, причем ее надо было выплачивать золотом.
В свете этого не трудно предположить, с каким вниманием слушал Дмитрий Донской рассказы о Золотой Бабе в вычегодской Перми.
Но куда ближе был Новгород с его закамским серебром и узорочьем, столь нужным для опустевшей московской казны!
Дмитрий Иоаннович дожидался дня, когда сможет рассчитаться с новгородцами. Набеги на Кострому, Нижний Новгород, Арскую землю, Вятку, продажа людского полона торговым гостям из Хорезма и Бухары, самовольные походы в Булгар — все припомнит ушкуйникам Дмитрий Донской.
Зимой 1387 года он стал собирать войско. Двадцать девять городов Руси дали ему воинов. С особой радостью пошли на Новгород устюжане: им хотелось отомстить вечным своим врагам и соперникам — ушкуйникам, не оставлявшим в покое богатый Устюг Великий.
Перед самым рождеством Дмитрий Донской по хорошей санной дороге, раззолоченной конским навозом, двинулся к Новгороду.
Как полагалось в таких случаях, архиепископ Новгородский вышел навстречу великому князю с изъявлением покорности и кротости. Так бывало и при Калите, когда ушкуйники и купцы сразу же начинали с разговоров о закамском серебре, не дожидаясь требования.
Но Дмитрий Донской отверг переговоры и заявил о своем решении взять город. Лишь после третьего появления смятенных новгородских послов великий князь сменил гнев на милость и принял откуп от своих недругов.
Три тысячи рублей новгородцы выложили тут же, не сходя с места, а пять тысяч поклялись отдать в своих заволочских владениях.
Полновесный новгородский рубль, самый тяжелый на всей Руси, содержал тогда гривенку (около полуфунта) чистого серебра. Сосчитайте, сколько пудов восточных монет, слитков, сосудов и разных других изделий легло на чаши новгородских весов, чтобы в конечном счете составить эти три тысячи рублей! О том, как московское войско взыскало остальное серебро в Заволочье, мы не знаем, но надо думать, дело было доведено до конца.
После этого из Царьграда была получена весть, что императорский двор находится в бедственном положении. Москва решила послать в Царьград часть серебра из великокняжеской казны. Исполнение этого важного дела было поручено Родиону Ослябе.
Я глазам не верил, когда прочел свидетельство летописи: ведь русские историки в учебниках, в энциклопедических словарях похоронили инока Ослябю, убедили нас в том, что он пал в битве между Доном и Непрядвой[45].
Но однажды я принялся за работу с Софийской второй летописью, где, кстати сказать, в приложении напечатано знаменитое «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, и на странице 130 прочел:
«…Тогда же князь великий Дмитрий Иванович и с братьею послаша в Царьград много милостыни, оскудения их ради, с черньцом Родионом Ослябятем еже был боярин Любутьскый, такоже и князь Михайло Тферский с протопопом Даниилом; царь же и патриарх благодариша их по-велику, и прислаша к великому князю икону чудну, на ней же есть написан Спас в ризице белой…»
Летописец об этом событии поведал почему-то под 1398 годом. А в то время Дмитрия Донского уже не было в живых. Ошибка или описка летописца в данном случае значения не имеет. Путешествие Осляби в Царьград состоялось при жизни Дмитрия Донского, то есть не позднее 1389 года.
В этом случае «хожение» Осляби надо связать с поездкой митрополита Пимена. Он был первым русским путешественником по Дону.
Поскольку Ослябя не оставил после себя никаких записок, нам пришлось обратиться к дневнику похода Пимена. Он дает полное представление о дороге Москва — Дон — Азов — Царьград.
Пимен отправился из Москвы 13 апреля 1389 года. От Рязани до берегов Дона он двигался сушей. Три струга и насад — большая лодка — были поставлены на колеса. Караван двигался мимо Непрядвы, которая оставалась с правой руки, мимо могильных холмов Куликова поля и устья Красивой Мечи.
В Чур-Михайловых насад и весельные струги впервые коснулись донских струй. Пимен поплыл вниз по Дону, мимо Тихой Сосны, Червленого Яра, Дивьих гор… На его пути вставали горы Высокие, горы Каменные Красные и другие места с проникновенно-поэтическими названиями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Земной круг"
Книги похожие на "Земной круг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Марков - Земной круг"
Отзывы читателей о книге "Земной круг", комментарии и мнения людей о произведении.