» » » » Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»


Авторские права

Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство «Наука», год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»
Рейтинг:
Название:
«Гроза двенадцатого года...»
Автор:
Издательство:
«Наука»
Жанр:
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Гроза двенадцатого года...»"

Описание и краткое содержание "«Гроза двенадцатого года...»" читать бесплатно онлайн.



Автор рассказывает о величии народного подвига в войне 1812 г. Показывает, что именно всенародное сопротивление сделало невозможной молниеносную войну, планируемую Наполеоном против России, раскрывает значение избранной Кутузовым стратегии. Особое внимание уделяется партизанской войне. Освещается роль гражданской и армейской публицистики, художественного слова в воспитании патриотизма и национального самосознания. Подчеркивается значение победы русской армии в войне 1812 г. для подъема освободительной борьбы европейских народов. Выявляются разные цели в Освободительной войне 1813 г. европейских народов и правительств.






Интересны обстоятельства, связанные с названием одной из крупнейших военных операций Красной Армии — по освобождению Белоруссии в 1944 г. В своих мемуарах «Генеральный штаб в годы войны» генерал армии С. М. Штеменко вспоминал: «К 14 мая разработка Белорусской операции закончилась … Много размышляли, как назвать этот план, но до самого момента представления Верховному Главнокомандующему он так и не получил никакого наименования. И. В. Сталин предложил именовать его „Багратионом“ в честь выдающегося нашего соотечественника, прославившего русское оружие в борьбе против иноземных захватчиков в 1812 году».[257]

Славное имя М. И. Кутузова носит орден, которым награждены более 7 тыс. генералов и офицеров Красной Армии.

Многие боевые пути-дороги воинов Красной Армии проходили там же, где русские солдаты в 1813 г. гнали отступавшую на запад наполеоновскую армию. На одном из таких направлений в начале 1945 г. продвигались танкисты 3-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П. С. Рыбалко. Обращаясь к танкистам бригады, которая освободила г. Бунцлау, где 16 (28) апреля 1813 г. оборвалась жизнь М. И. Кутузова, генерал сказал: «Мы с вами идем дорогами ратной славы наших предков. Вдумайтесь в это, друзья! Как и сто тридцать лет назад, шумят русские знамена в центре Европы. Мы пронесем их на Гёрлиц, Дрезден, Лейпциг, Берлин. Пронесем как символ свободы, по которой истосковались народы всей Европы. Будем же достойны своей великой исторической миссии, правнуки Кутузова!»[258]

В годы войны жизнь всей страны была подчинена одной общей цели — разгромить, уничтожить врага. Для этого нужно было мобилизовать не только все военные возможности, укрепить экономические мощности, направить деятельность ученых, специалистов в области техники. Нужно было мобилизовать и силы духовные, нравственный потенциал общества. Именно поэтому такое большое значение в борьбе с фашизмом придавалось искусству, литературе, музыке — всему фронту советской социалистической культуры. Массовые и наиболее боевые виды искусства — песни, плакат, карикатура, листовки глубоко и образно раскрывали единый порыв народа, благородные цели начавшейся священной Отечественной войны.

В годы войны не было художника, будь он живописцем, графиком, скульптором, который бы не работал над сюжетами военно-патриотической тематики, в одном из видов агитационного искусства.[259] Приобрели большую популярность плакаты Кукрыниксов, форма трафаретного плаката — «Окна ТАСС», которая была испытана уже в огне гражданской войны. «Окна ТАСС» были одним из самых оперативных видов политического плаката. Помимо центральной московской «агитвитрины», «агитплакаты» делались во многих других городах РСФСР и союзных республик. На протяжении всей блокады Ленинграда не переставал действовать ленинградский «Боевой карандаш». Большое распространение получила фронтовая листовка — один из видов печатного обращения к советским воинам, в котором важная роль отводилась и остроте плаката.

С первых дней Великой Отечественной войны память о героях 1812 г. также стала служить делу разгрома гитлеровского нашествия. Советские художники Кукрыниксы вспоминают, что уже 22 июня 1941 г. они сделали эскиз плаката, который на другой день передали в типографию, а 24 июня на улицах различных городов страны были вывешены плакаты с надписью: «Наполеон потерпел поражение, то же будет и с зазнавшимся Гитлером!» Черная тень Наполеона и рогатина русского народа, уродливая фигура Гитлера, на которого нацелена винтовка советского солдата — предрекали германскому фашизму судьбу наполеоновского похода 1812 г. Напоминал по своему художественному замыслу теребеневские листки — карикатуры 1812 г. на наполеоновскую армию плакат 1941 г. Т. А. Мавриной: «Стой! Прочти рассказ о том, как боролась Русь с врагом. И как ныне дело спорится — наш народ с фашизмом борется!» На этом плакате наряду с другими картинами из освободительной борьбы русского народа было изображено бегство Наполеона из России. Плакат сопровождался образными, сатирически-острыми подписями.[260] «Окна ТАСС» в годы войны, в том числе во время битвы за Москву, широко использовали художественные приемы для проведения исторических параллелей, в частности для раскрытия уроков Отечественной войны 1812 г. иноземным захватчикам.

Когда Красной Армией были нанесены мощные удары гитлеровским захватчикам, это нашло отражение во многих плакатах и иллюстрациях. Некоторые из них напоминали о былых воинских доблестях. Так, в 1943 г. появился плакат Д. А. Шмаринова «В богатырских подвигах внучат вижу дедовскую славу».[261] Плакат сопровождал текст, рассказывающий о славе богатырей земли русской. Он напутствовал советских воинов на приумножение воинских подвигов, призывал к беспощадной борьбе с фашистскими оккупантами. «В суровые дни Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими извергами воины Красной Армии, достойные потомки своих великих предков, покрыли себя неувядаемой славой», — гласила подпись под плакатом. Она заканчивалась словами: «Вперед на врага, советские богатыри!»

Когда фашисты рвались к Москве, одна из фронтовых газет «Уничтожим врага!» однажды вышла с обращением: «Ребята, не Москва ль за нами!».[262] Напоминание о событиях 1812 г., о Бородинской битве, обращение к стихотворениям известных русских поэтов, прославивших великий подвиг народный, стало характерным явлением для изобразительного искусства, печати времен Великой Отечественной войны, а также для передач по радио, концертных программ, исполняемых для воинов на фронте и для тружеников тыла.

В годы Великой Отечественной войны было издано немало произведений художественной литературы, публицистики, книг по истории для широкого читателя, в которых раскрывались страницы героической истории прошлого нашего народа, в том числе народной войны 1812 г. Так, в 1941 г. в Москве вышли научно-популярные работы Е. В. Тарле «Отечественная война 1812 г. и разгром империи Наполеона», Д. Червякова «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г.», М. Брагина «Полководец Кутузов» и многие другие. Тогда же были изданы труды героя Отечественной войны 1812 г. — Д. В. Давыдова,[263] имеющие большое не только идейно-воспитательное, патриотическое значение, но и представляющие несомненную ценность для изучения опыта создания и действий партизанских отрядов в тылу врага. В дальнейшем публикация трудов на патриотическую тему широко развернулась во многих городах нашей необъятной Родины.[264]

Перестройку работы в годы войны провели исторические и историко-краеведческие музеи, главной задачей которых стало расширение военно-патриотической темы. Одно из главных мест в проведении большой массовой агитационно-просветительной, патриотической работы принадлежит Государственному Историческому музею (ГИМ) на Красной площади в Москве.[265] В нем с конца 1941 г. широко развернулась демонстрация экспозиций военно-патриотического содержания: в день Красной Армии, 23 февраля 1942 г., была открыта выставка, рассказывавшая о боевых походах А. В. Суворова, весной — «700 лет Ледового побоища». Одной из лучших экспозиций музея военных лет стала «Отечественная война 1812 г.».

Славные боевые и трудовые традиции народов нашей страны помогали фронту и тылу, подкрепляли уверенность в победе.

Обращение к исторической памяти народа, к урокам истории стало идейным оружием в борьбе против фашизма не только народов Советского Союза, но и других народов. Примером обращения к героической борьбе русского народа в 1812 г. против наполеоновского нашествия антифашистов в годы второй мировой войны служит деятельность организации Сопротивления в Германии «Красная капелла». Участник Сопротивления, ныне известный ученый и общественный деятель ГДР, председатель Общества историков ГДР, академик Генрих Шеель посвятил этому вопросу специальную статью, написанную им к 175-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу Института истории СССР АН СССР. Она названа автором «Победа русского народа над Наполеоном в 1812 году — оружие в борьбе антифашистов во время второй мировой войны».

Один из основателей этой подпольной организации Сопротивления в Германии Харро Шульце-Бойзен, казненный фашистами в 1942 г., составил листовки, озаглавленные им «Наполеон Бонапарт, его политический путь, кратко обрисованный в выдержках из известных исторических трудов». Как отмечал Г. Шеель в интервью в Берлине с корреспондентом газеты «Правды», «в конце 1941 года, в тяжелейшее для советского народа время битв, испытаний и лишений, когда враг стоял у ворот Москвы, среди берлинцев кто-то распространил листовки»,[266] названные нами выше. В них уроками истории Отечественной войны 1812 г., когда на полях России была полностью уничтожена огромная, ранее непобедимая «Великая армия» Наполеона, предрекалась гибель фашистского нашествия на Советский Союз. В частности, в одной из листовок звучали такие слова: «Когда победитель в столь многих битвах был разбит и отступил за Березину, он осознал, что совершенно неверно оценивал эту страну и русских людей. Сотни тысяч лучших его солдат лежали мертвыми на полях сражений, в лесах России. Хотя русские отошли далеко в глубь страны, они и не думали считать себя побежденными».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Гроза двенадцатого года...»"

Книги похожие на "«Гроза двенадцатого года...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Орлик

Ольга Орлик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»"

Отзывы читателей о книге "«Гроза двенадцатого года...»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.