» » » » Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»


Авторские права

Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство «Наука», год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»
Рейтинг:
Название:
«Гроза двенадцатого года...»
Автор:
Издательство:
«Наука»
Жанр:
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Гроза двенадцатого года...»"

Описание и краткое содержание "«Гроза двенадцатого года...»" читать бесплатно онлайн.



Автор рассказывает о величии народного подвига в войне 1812 г. Показывает, что именно всенародное сопротивление сделало невозможной молниеносную войну, планируемую Наполеоном против России, раскрывает значение избранной Кутузовым стратегии. Особое внимание уделяется партизанской войне. Освещается роль гражданской и армейской публицистики, художественного слова в воспитании патриотизма и национального самосознания. Подчеркивается значение победы русской армии в войне 1812 г. для подъема освободительной борьбы европейских народов. Выявляются разные цели в Освободительной войне 1813 г. европейских народов и правительств.






Обращаясь к произведениям Глинки об Отечественной войне, созданным им или начатым в 1812 г., во время затишья между боями, на привалах, необходимо отметить его дневник. Основные записи дневника, ведшиеся Глинкой с 1812 г., вошли в «Письма русского офицера». Первоначально они печатались в журналах «Русский вестник» и «Сын Отечества» за 1812–1813 гг., имели большой успех, принесли автору широкую известность. В «Письмах» много острогражданского пафоса, они ярко отражают историческую действительность того времени. Их непреходящая значимость и в том, что в них раскрывается народный характер войны 1812 г., народ предстает подлинным героем борьбы за независимость Отечества.

Следует отметить, что наряду с выдающимися произведениями поэзии, прозы и публицистики во время Отечественной войны 1812 г. было издано немало слабых в идейном и художественном отношении произведений. Они появлялись на страницах русских журналов и входили в состав отдельных сборников. Сразу же после окончания войны 1812 г. усилиями В. А. Жуковского было собрано и опубликовано в отдельной книге более 150 стихотворных произведений об Отечественной войне. Она получила название «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» (СПб., 1814). Книга представляет своеобразный памятник широкому патриотическому подъему, охватившему весь народ. Многие вошедшие в нее поэтические произведения подкупают непосредственностью восприятия и точностью описания военных событий. Эта книга, ставшая в наши дни библиографической редкостью, включает и яркие произведения русской поэзии, вошедшие в золотой фонд русской культуры и стихотворения, довольно быстро забытые. Поэтическая энциклопедия Отечественной войны 1812 г. впоследствии пополнилась подлинными шедеврами, созданными А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.

В 1812 г. громадную известность получили басни И. А. Крылова на военные темы. Они им создавались по следам свежих событий, быстро печатались в русской прессе или распространялись в списках. Интерес к басням Крылова был огромен в армии, среди партизан, у мирного населения. Особой популярностью пользовались басни «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот» и др. Басня «Волк на псарне», написанная в начале октября, фактически явилась первым откликом русской общественности на миссию Лористона к Кутузову в Тарутинский лагерь. Образ мудрого полководца, готовившего погибель наполеоновской армии, очень импонировал широким кругам населения России. После того как собственноручно переписав басню, Крылов послал ее Кутузову, она стала широко известна в армии. Вскоре басня была напечатана в «Сыне Отечества». По существующим преданиям Кутузов после получения басни «Волк на псарне» выслушал ее чтение В. А. Жуковским, находившимся в его ставке. Как вспоминал впоследствии декабрист М. И. Муравьев-Апостол, «при словах: „Ты сер, а я, приятель сед“ главнокомандующий снял с головы фуражку».[150] Басня «Ворона и курица» не только раскрывала бедственное положение французов в Москве, но высмеивала тех, кто вступал в контакты с оккупантами. Она прежде всего раскрывала глубину замысла Кутузова, сохранившего армию перед Москвой и подготовившего ее для наступления. И. А. Крылов писал, что «… Смоленский Князь противу дерзости искусством воружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил …» Эта басня была создана в ноябре 1812 г., вскоре после новой победы Кутузова над Наполеоном под Красным, за что он и получил титул «Смоленского князя». В других баснях Крылова сатирическим пером изображалось бегство французов из Москвы, а затем и их бесславная ретирада со всей земли России.

Большое агитационное воздействие оказывали работы художников, скульпторов, граверов, широко прославлявших народный подъем в войне 1812 г. Картинки на военные темы создавали А. Г. Венецианов, А. Н. Оленин (с 1817 г. — президент Академии художеств), живописец А. Е. Егоров, скульпторы Ф. П. Толстой и И. И. Теребенев (которому принадлежит большинство ныне известных агитационных листов), гравер и иллюстратор И. А. Иванов.

Этим работам присуща выразительность силуэта, лаконизм, удачная трактовка формы. В них чувствуется воздействие классицизма, его гражданственных идеалов и образности. Изображая русского крестьянина в виде популярных героев древности, художники поднимали его в глазах современников до уровня прославленных героев античности.

Художники создали серию сатирических листов на наполеоновскую армию, подчас используя популярные сюжеты народных лубков, а также циклы рисунков, прославлявших ум, сметливость, храбрость и силу русского народа, ярко раскрывавшиеся в войне против захватчиков. Многие работы этих художников быстро распродавались в книжных лавках, ими иллюстрировались басни И. А. Крылова, песни и стихи поэтов.[151]

Если щеголявшие «патриотизмом» великосветская знать, реакционные круги дворян-помещиков с победой над Наполеоном связывали возможность упрочения своего господствующего положения и не допускали мысли о возможности каких-либо изменений в самодержавно-крепостническом строе, то иные надежды на приближавшуюся победу над врагом возлагали представители прогрессивных кругов России. В их среде еще задолго до 1812 г. раздавалась критика крепостнических порядков, обсуждались пути обновления отживавшего старого строя. Ярким примером этого являются взгляды первого русского революционера А. Н. Радищева, воззрения И. Пнина, В. Ф. Малиновского, А. С. Кайсарова и ряда других. Критические умонастроения все больше проникали в печать, в художественную литературу. В 1812 г. они придали «особый отпечаток и новую силу традиционному чувству патриотизма».[152]

Шедшее освобождение временно захваченной Наполеоном российской земли усиливало надежду среди солдат, ополченцев, партизан — в своей основной массе крепостных крестьян на то, что после победы над супостатом царь оценит великий подвиг народный и отменит крепостное право. Понимание необходимости существенных преобразований в России было присуще прогрессивно настроенной части русского общества, многим офицерам — участникам войны 1812 г. Оно также нашло отражение в публицистике и литературе военного времени.

«… Погибло все нашествие»

После многолетней войны в Испании наполеоновские войска в России снова столкнулись с великой силой народной войны. Тогда-то Наполеону пришлось увидеть, что чувства патриотизма и национального достоинства, которые он третировал, покоряя европейские государства, могут всколыхнуть, поднять народ на освободительную борьбу за сохранение национальной независимости своего Отечества и что народная война являет собой грозную, неодолимую для врага силу. Перед этой силой меркли гениальность Наполеона как полководца, опыт и умение побеждать его огромной, закаленной в войнах армии.

Происшедший после сражения под Малоярославцем коренной поворот в войне, отступление французской армии воодушевляли русские войска, партизан на борьбу, на новые подвиги. На отступавшую наполеоновскую армию обрушивались новые удары. В ее рядах все больше падала дисциплина, росли пораженческие настроения. В значительной степени этому способствовало постоянное преследование партизанами крупных и мелких неприятельских соединений. Вдохновляемые новыми успехами русской армии, выполняя приказы штаба Кутузова, крестьянские и армейские партизанские отряды и соединения часто опережали неприятельские войска и били их в лоб, а также нападали на арьергарды.

Денис Давыдов — один из первых теоретиков партизанской войны в 1812 г. обоснованно считал, что в период отступления наполеоновской армии партизаны участвовали вместе с основными частями русской армии во всех важнейших боевых операциях, наносили врагу огромный урон. Он подчеркивал, что «партизанская война имеет влияние и на главные операции неприятельской армии» и что партизанские отряды «способствуют преследующей армии теснить отступающую и пользоваться местными выгодами для окончательного ее разрушения».[153] Более трети пленных, огромное число ружей, даже пушки, различные повозки были взяты партизанами. В период отступления наполеоновской армии число пленных увеличивалось так быстро, что командование наступавших русских войск не успевало выделять отряды для их конвоирования и оставляло значительную часть пленных в деревнях под охрану вооруженных поселян.

В период контрнаступления и общего наступления русских войск еще больше развернулась деятельность армейских партизанских соединений Давыдова, Сеславина, Ожаровского, Фигнера и др. Отряды Д. Давыдова, располагаясь севернее основной линии движения наполеоновских войск, неотступно их преследовали на пути от Гжатска (г. Гагарин) до Смоленска. Летучий армейский отряд генерала А. П. Ожаровского двигался южнее главных сил Кутузова. Его стремительные налеты на французов наносили их частям ощутительный урон. В начале октября в районе села Вохно Смоленской губернии в партизанский отряд объединилось более 600 крестьян. Его возглавил крепостной крестьянин Герасим Курин. Пытавшиеся взять Вохну французские части были им обращены в бегство.[154] Партизанский отряд Г. М. Курина был хорошо известен среди партизан, он отличился еще во время успешных действий под Богородском.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Гроза двенадцатого года...»"

Книги похожие на "«Гроза двенадцатого года...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Орлик

Ольга Орлик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Орлик - «Гроза двенадцатого года...»"

Отзывы читателей о книге "«Гроза двенадцатого года...»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.