Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.
Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.
Джай Сингх родился в семье Маха Сингха и Дамаянти, внучки махараны Удай Сингха Сисодия. Когда ребенку исполнилось два года, мать увезла его в горный форт на своей родине в Меваре, чтобы сохранить сыну жизнь — отношения в раджпутских кланах не были безоблачными. С пяти лет он жил при дворе падишаха в Агре. Став взрослым, он прошел с могольской армией всю страну с запада на восток и с севера на юг. Он стал одним из главных военных руководителей Могольской империи и видным государственным деятелем. Он был высокообразованным человеком, знал, кроме раджастхани и хинди, персидский и тюркский языки и пользовался большим уважением при дворе. Как и его прадед Ман Сингх, Джай Сингх носил титул Мирза Раджа, и состоял на военной службе с 16 лет. Сначала он служил на Декане, потом был направлен со своим войском в пределы Афганистана. Могольские правители никогда не оставляли надежды полностью подчинить себе свои родовые владения в Афганистане и Средней Азии, и постоянно держали большие армии в этом неспокойном регионе. На данном этапе истории Шах Джахан был увлечен мечтой овладеть Кандагаром и соревновался в этом с персидским Шахом Аббасом II. В ходе этих операций могольская армия, большую часть которой составляли раджпутские отряды, дошла до Термеза и Бухары, терпела большие неудачи, гибла в снегах на горных перевалах. Кандагар был осажден могольской армией трижды — в 1649, 1652 и 1653 гг. Но всякий раз неудачно. Персидские воины оказывались гораздо сильнее в организации и выучке. Надо учитывать и то, что индийская армия была далеко от дома, в непривычных условиях, и руководили ею, как правило, могольские принцы, не всегда талантливые в военном ремесле.
Все эти годы раджпуты Каччва верно служили Моголам в их военных походах, но никаких особенных успехов это не приносило, и раджа Джай Сингх не выделялся среди многих других высокопоставленных служащих империи. Но во всяком случае, в ходе этих военных кампаний Джай Сингх оказался на виду у принца Аурангзеба, который стал впоследствии преемником своего отца Шах Джахана — и сумел сделать это еще при его жизни. Взлет Джай Сингха на высшие должности начался во время так называемой «войны за престол», которая началась в конце 1657 г. и завершилась победой Аурангзеба над своими братьями и отцом. Джай Сингх участвовал в военных операциях против Шаха Шуджи в восточной Индии, он преследовал побежденного Дара Шукоха в Синде и смог его захватить в плен; он сумел нейтрализовать джодхпурского раджу Джасвант Сингха, который мог реально повлиять на ситуацию в Агре и, наконец, именно Джай Синг Каччва одержал победу над Шиваджи и привел его к ногам Могольского падишаха.
Знаменитый Каччваха раджа Саваи Джай Сингх (1699–1743) был высокообразованным человеком. Он особенно прославился тем, что был замечательным астрономом; для Индии он был то же самое, что Улугбек для всего Востока. Тонкий знаток искусств и во всех смыслах выдающаяся личность, он основал новую столицу княжества — г. Джайпур в 1728 г. Говорят, что это единственный индийский город, построенный по регулярному плану; еще Джайпур называют «Розовым Городом», потому что он выстроен из песчаника этого оттенка. В XX веке появился второй построенный по четкому плану город в Индии — г. Чандигарх на Северо-Западе страны; проект его составил всемирно известный архитектор Ле-Корбюзье.
Каччваха раджпуты считались в Индии прекрасными солдатами всегда. При англичанах они тоже продолжали служить в армии.
Кула Каччваха — экзогамная, она состоит из двенадцати ветвей и кланов. Одна из этих ветвей правила в княжестве Альвар, основанном Пратап Сингхом в 1776 г. Другой знаменитый клан кулы Каччва — Шекхават. Они ведут начало от Мокала, про которого рассказывают, что у него долгое время не было детей. Наконец, по предсказанию некоего мусульманского святого человека, родился сын, которого назвали поэтому Шейх-джи. Его потомки — Шекхават, а территория этого клана называется Шекхавати.
История кулы Ратхор — Марвар и Биканер
Ратхор. Кула, претендующая на происхождение от Куша, сына Рамы, т, е. относящаяся к Солнечной Линии.
Ратхор — одна из самых знаменитых раджпутских кул; даже в начале XX века она все еще находилась в расцвете сил и власти. К этой куле принадлежали правящие династии княжеств Джодхпур (Марвар), Биканер, Ратлам, Кишенгарх и Идар и еще нескольких более мелких княжеств. Они считаются самыми храбрыми и воинственными из всех раджпутов. Живя в пустыне, Ратхоры стали выносливыми и терпеливыми, и солдаты они были самые неприхотливые в быту. О них говорят, что они будут есть пищу, не выясняя, кем она приготовлена, и будут пить как воду, так и вино, не спрашивая, чья это чаша.
Историки считают, что Ратхоры (тогда они назывались Гахарвар) сидели до 1090 г. в Канаудже, но с приходом мусульманских правителей в Дели ушли на запад Раджастхана, в пустыни Марвара. Марварские хроники тоже сохранили рассказы об этом переселении; сохранились и эпиграфические данные, подтверждающие такой ход событий. Есть также предположения, что династия Раштракута на Декане, правившая в Насике и Малкхеде в 753~973 гг., от которой остались знаменитые пещерные храмы Кайласа в Эллоре, были предки Ратхоров. Известно также, что правители Бадауна Раштракуты после завоевания этого княжества Кутб-уд-дином Айбеком в 1202 г. перебрались в Раджпутану, и они могли быть именно теми первыми Ратхорами, которые осели здесь. Во всяком случае, более или менее ясно одно: малолетний внук последнего правителя Канауджа Джайчанда в 1193 г. или последнего правителя Бадауна в 1202 г., внук, которого звали Сиха Ратхор, и его последователи появились на рубеже XII–XIII вв. на новом месте жительства в западном Раджастхане. Они обнаружились в песках Марвара в 1212 г. Известно также, что в те времена пустыня не была еще столь велика, оазисов было больше, и условия для существования были более благоприятными, чем в наши дни. Этот Сиха умер якобы в 1273 г.
Марвар — это неточное произношение слова «Марувар», или «Марустхали», т. е. буквально «страна, или место, смерти». Оно всегда означало пустыню на западе Раджастхана, которая простирается до самого Инда. Раджпутское княжество Марвар (Джодхпур) — это песок и немногие оазисы у реки Луни, хотя оно самое большое по площади из всех раджастханских княжеств. История его известна во всех подробностях с 1381 г., когда десятый потомок Сиха Ратхора завоевал город Мандор, который и стал столицей княжества. Один из потомков этого героя звался Джодха Рао, т. е. правитель Джодха; он в 1459 г. решил перенести столицу на новое место, где и заложил город Джодхпур. Сохранилась легенда о том, как это происходило. Джодха Рао испросил совета у индуистского аскета, и тот указал благоприятное место, которое оказалось на остром выступе скалы; крепость, построенная тут, обещала быть совершенно неприступной. Здесь была выстроена великолепная, единственная в своем роде, большая и мощная крепость, царский дворец и другие постройки в ней. Крепость поражает воображение всякого, кто тут окажется. Но ни основатель города Джодха Рао, ни его советчик-аскет не учли, что на высокой скале, где стоит крепость, нет источников воды. И хотя потом была разработана очень сложная система подачи воды из прудов у подножия скалы в крепость, это лишило крепость ее оборонительного значения. Вот что бывало, когда раджпуты слишком слушались аскетов. Тем не менее у подножия скалы вырос большой город, новая столица княжества все-таки осталась здесь, и город, и княжество называются по имени его основателя — Джодхпур, т. е. «Город Джодхи». Джодха Рао имел четырнадцать сыновей, и все они оставили свой след в раджпутской истории. Сурадж наследовал отцу в Джодхпуре. Шестой сын Бика (имя его означает «Волк» и не является индуистским) основал собственное княжество Биканер, у которого тоже была славная история. Четвертый сын Дуда создал себе княжество в Мерта и стал основателем знаменитого своей воинственностью клана Мерти, к которому принадлежал и защитник Читтора в отсутствие Удай Сингха Джаймал Ратхор. Дочь этого Дуда Ратхора была великолепная Мира Баи — поэтесса и невестка раны Санги из Мевара.
При радже Малдеве княжество заняло важное место среди остальных раджпутских княжеств, укрепилось и процветало. Самые главные события его правления произошли при Шер Шахе Суре, афганском завоевателе, который сместил и прогнал Хумаюна из Дели на долгие почти 15 лет. Историки, впрочем, говорят, что Шер Шах Сур (кстати, сын раджпутки) был выдающимся администратором и настолько укрепил государство, что после него Моголы, восстановившие свои права, уже сравнительно легко контролировали ситуацию в стране. Раджа Малдев вступил на престол в Джодхпуре в 1531 г. Он был талантливым дипломатом и хорошим солдатом, и постоянно стремился к расширению своих владений. Он подчинил себе не только большие полупустынные территории, но и половину Биканера, и часть Джайпура, и Аджмер, и обиженные им раджпуты позвали Шер Шаха Сура. Он появился в Марваре в 1543 г. с восьмидесятитысячной армией, а раджа Малдев был в это время в Аджмере. Но Малдев потерял свою власть очень ненадолго; когда Шер Шах ушел, он восстановил свои владения, прогнав наместника и его военные отряды. Хотя мусульмане успели осквернить форт в Джодхпуре, разрушив все его индуистские храмы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.