Михаил Облянцев - Индия глазами советских друзей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Индия глазами советских друзей"
Описание и краткое содержание "Индия глазами советских друзей" читать бесплатно онлайн.
Авторы — советские специалисты, работавшие в Индии, — излагают свои впечатления об этой древней интересной стране. Рассказывается с быте, религиозных представлениях индийцев, их буднях и праздниках, о проблемах современной Индии. Особое внимание уделяется описанию той части страны (Андхра, Орисса), которая слабо освещена в популярной литературе.
Красочно отмечаются и многочисленные религиозные праздники. Их действительно много благодаря большому числу народностей и народов, проживающих в Индии, и многообразию вероисповеданий. Практически в каждое время года отмечаются какие-либо праздники по всей стране или в отдельных штатах. Перечислить их все невозможно. Но не сказать о дивали, дашера и холи нельзя, так как именно в этих праздниках наиболее полно выражаются национальные черты народов Индии.
Самое большое впечатление произвел на нас дивали — индуистский праздник огней. Слово «дивали» — искаженное санскритское «дипавали» («гроздь огней»). Поэтому и отмечается он прежде всего огнями, которые зажигаются в каждом городе, селении, деревне, по всей Индии. Наиболее популярным светильником до сих пор остается традиционный дива — небольшой глиняный сосуд, наполненный горчичным маслом, в котором плавает фитиль. Дива горит мягким, нежным огнем. В ночь на дивали даже самые скромные жилища освещены этими светильниками, создающими особый уют и теплоту.
В разных районах страны существуют различные варианты празднования дивали, но для всей Индии в эти дни характерна одна и та же картина: общего веселья, торжественности, счастья. Готовиться к нему начинают задолго. Из деревни едут в город закупить хлопушки, шутихи, бенгальские огни. Люди одеваются во все новое. Друзья, родные, близкие обмениваются подарками.
Иногда дивали сравнивают с европейским Новым годом или христианским рождеством. Как и Новый год, — это праздник домашний. В этот день все стараются вернуться домой и отметить его в кругу семьи.
В Сунабеде, скромном городишке, особенно сильно чувствовалось живое дыхание праздника. Мы обошли в эту ночь город. Дива украшали не только пороги каждого жилища, но и их фасады и даже плоские крыши. Огни дива и мерцающих свечей (электричества не зажигают совсем) в теплой темной ночи создавали особую атмосферу трогательной тихой радости. В народе говорят, что огоньки призваны рассеять мрак, таящийся й душах и мыслях людей, и изгнать из дома злых духов.
Еще с утра жители разрисовали двери, стены и ограды причудливыми узорами и рисунками. Над дверями и окнами повесили гирлянды из листьев мангового дерева, раскрашенные фонари. Внутри домов также — цветы, лепестки, листья. У порога обычно рассыпают муку, кладут банановые листья, фрукты.
Базары сладостей и игрушек — традиция дивали. Индия вообще славится восточными сладостями, а в эти дни их готовится во много раз больше. Фантазии кондитеров, кажется, нет границ.
Вот почему дети с большим нетерпением ждут дивали. Для них изготавливаются специальные лакомства: яркие сахарные фигурки животных, удивительно медленно тающие во рту. Не меньшую радость им доставляют игрушки, также сделанные к дивали. Надо сказать, что они поражали и наше воображение.
Едва на Сунабеду спустились сумерки, как из тихой и спокойной она превратилась в шумную, искрящуюся бесчисленными огнями, взрывами и безудержным весельем.
Начали праздник мальчишки. То тут, то там они взрывали петарды, шутихи, хлопушки, прочерчивавшие в воздухе самые неожиданные огненные линии. Римские свечи низвергали фонтаны разноцветных искр, в небе вспыхивало бесчисленное множество ярких, многокрасочных ракет.
Мы принимали в торжестве самое активное участие, заранее скупив, казалось, все «огненные» игрушки. Особенно большое удовольствие нам доставляло ловко забрасывать в открытые окна шутихи, приводившие в ужас наших знакомых, особенно женщин, взрывами и гроздьями огня. Не менее эффектно выглядело забрасывание на балконы ракет и искрящихся вертушек. Непомерно увлеченные этой забавой, мы скоро обнаружили, что запас игрушек иссяк. Выручили расторопные продавцы. Они стали доставлять одну за другой новые партии летящих огней.
Ужинали мы поздно, а потом веселье возобновилось с удвоенной силой. Веселились до тех пор, пока не кончились игрушки. Нового запаса хватило как раз до рассвета.
Пять дней и ночей в городах и селениях льется веселье. Мы не один раз праздновали дивали с нашими новыми друзьями, веселились с ними до утра.
Не менее популярен в Индии дашера. Каждый район празднует его по-своему. В Бенгалии он называется Дурга-нуджа в честь богини Дурги. Родился он в глубокой древности, во времена «Рамаяны». Легенда рассказывает, что Рама обратился к Дурге с молитвой, прося ее помочь победить Равану, предводителя ракша-сов. Праздник длится десять дней. Девять дней из них — поклонение богине Дурге. Ортодоксальные индусы в эти дни молятся, постятся, раздают милостыню нищим. Затем начинается всеобщее веселье. В девятый день, когда Рама, согласно преданию, одолел наконец Равану, изображение богини проносят торжественно по городу к реке и погружают в ее воды.
Дашера знаменует победу добра над злом. В заключительную ночь праздника горящие стрелы Рамы и его брата поражают многометровые изображения Раваны, его сына и брата, сделанные из легко воспламеняющегося материала. Иногда в эти фигуры закладывают порции пороха или другого взрывчатого материала. Под радостные возгласы толпы они горят с громким треском, разбрасывая снопы искр в разные стороны. От огромных фигур остаются небольшие кучки угля и пепла. Со злыми демонами покончено.
Праздничные одежды людей, увлеченных танцами и музыкой, делают торжество необыкновенно красочным, нарядным. Штат Карнатака на протяжении многих столетий славился празднованием дашеры. Даже в наши дни здешняя дашера не имеет себе равных по величию и пышности. Сопровождаемые оркестрами, по городу проходят вереницы богато украшенных слонов. Вечером на многих зданиях вспыхивают яркие огни иллюминации. Завершается дашера грандиозным многокрасочным фейерверком.
В Северной Индии в программу дашеры обязательно включают рамлилы — представления на темы «Рамаяны». В деревнях, в городских кварталах сооружаются временные подмостки, где профессиональные артисты и актеры-любители разыгрывают знакомые всем эпизоды любимого эпоса. Десятый день здесь проходит так же, как и в других штатах. Взрываются изображения демо-ной, начиненные хлопушками и шутихами, выбрасывая в небо яркие огни, к огромной радости зрителей. Нас всегда удивляло богатство фантазии умельцев, изготовивших фигуры демонов. Они не просто горели и взрывались. Отдельные части отлетали далеко в стороны и в воздухе взрывались еще раз, осыпая всех разноцветными искрами. Время от времени горящие фигуры издавали какие-то странные звуки, очень похожие на стоны мучающихся существ.
В деревнях в эти дни открываются ярмарки (мела) — большая радость для местных жителей. В крупных городах театральные представления носят более профессиональный характер, сцены из «Рамаяны» с восхищением смотрят тысячи горожан.
Действительно, индийцы умеют не только работать, но и веселиться. Мы с восторгом наблюдали дашеру в одной деревеньке. Под чарующие звуки флейт и барабанную дробь при свете факелов танцевало почти все население деревни. Эти танцы «для себя» очень выигрывали в сравнении с танцами для зрителей.
Как-то генеральный директор завода точного машиностроения в Корапутском дистрикте мистер Амин пригласил нас провести вместе с ним и его женой один из дней праздника. Мы охотно согласились, предвкушая увлекательное мероприятие. Супруги заехали за нами, и мы отправились в путь по живописной долине. Мелькают красивые, но уже привычные пейзажи: невысокие горы, густо заросшие деревьями и кустарником. Машина сворачивает с основной дороги и направляется к небольшому предприятию, расположенному в тени больших деревьев. Нас приветливо встречают и ведут к площадке, где в тени расставлены удобные кресла и низенькие столики. С нескрываемым любопытством рассматриваем расположенную неподалеку большую земляную, отлично утрамбованную площадку и место для будущего костра.
— Виски? Кофе? — обращаются к нам с традиционным вопросом.
Мы еще не успели ответить, а на столиках уже появились тарелки с жареными подсоленными орешками кэшью, фруктами и легкой индийской закуской. Разливают виски. Кладут кусочки льда. Разбавляют содовой. Завязалась приятная, легкая беседа. Неожиданно на площадку выходят празднично одетые индийцы — жители деревни и под звуки небольшого оркестра, состоящего из барабанов, бубнов и дудок, начинают танцевать. Национальные танцы Ориссы — бесхитростны, удивительно ритмичны. Танец-хоровод ведет мужчина с полотенцем. Он задает тон. Музыканты учащают ритм, танцоры отвечают нарастающим темпом. Все танцуют босыми. На ногах женщин — металлические браслеты с бубенцами и колокольчиками, звук которых подчеркивает ритм танца. Зачарованные удивительным зрелищем и чудесной музыкой, мы не заметили, как все внезапно закончилось. Уставшие танцоры покидают площадку. Но мистер Амин объясняет, что это не конец. Это — «интервал». Нам предлагают продолжить ужин. Темнеет… Появляются люди, они быстро и бесшумно зажигают костер. Приносят необыкновенно ароматный кофе. За непринужденной беседой время летит незаметно. На площадку снова выходят танцоры. Зажигаются огни. На нас эти индийские танцы у ярко пылающего костра произвели неизгладимое впечатление.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индия глазами советских друзей"
Книги похожие на "Индия глазами советских друзей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Облянцев - Индия глазами советских друзей"
Отзывы читателей о книге "Индия глазами советских друзей", комментарии и мнения людей о произведении.