Сергей Цветков - Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо"
Описание и краткое содержание "Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо" читать бесплатно онлайн.
Книга известного писателя и историка С.Э. Цветкова посвящена эпохе расцвета Древней Руси (XI—XIII вв.). Автор показывает это время во всем его сложном противоречии: с одной стороны — бесконечные княжеские распри, с другой — настойчивое стремление великих представителей древнерусской государственности объединить страну. Цветков подробно прослеживает постепенное угасание могущества Киева и перемещение государственного центра тяжести на земли Северо-Восточной Руси. Необычайно интересно прорисованы ключевые фигуры этого времени: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
На другой день, с утра, Святополк созвал бояр и городских старшин. Объявив им о случившемся накануне, он поведал также все, о чем ему говорил Давыд, и пожелал выслушать совет, как ему следует поступить. Бояре и «людье» отвечали так: «Тебе, княже, достоить [надлежит] блюсти головы своея. Да аще есть право молвил Давыд, да прииметь Василко казнь. Аще ли неправо глагола Давыд, да прииметь месть от Бога и отвечает пред Богом». Все сказанное было в высшей степени разумно и рассудительно, но нисколько не освобождало Святополка от личной ответственности, чего он жаждал всей душой. А тут еще на княжий двор явились игумены тех монастырей, где побывал Василько, и начали «молитися» за него. Святополк совсем растерялся и только повторял: «Это все Давыд». Тем временем последний, уведав, что Святополк колеблется, подступил к нему с новыми уговорами. Теперь он предложил ослепить Василька[174], полагая, видимо, что этот способ расправы, позволявший избежать греха братоубийства, успокоит совесть Святополка и придаст ему решительности. «Аще ли сего не створишь, а пустишь его, то ни тобе княжити, ни мне», — снова пугал великого князя Давыд. В конце концов Святополк уступил. Не желая публично санкционировать своею властью расправу над Васильком, он выдал пленника Да-выду и выпроводил обоих из Киева. Вместе с тем его люди получили приказ сопровождать Давыда в великокняжеских владениях, чтобы обеспечить беспрепятственное осуществление тайного приговора.
Той же ночью Давыд перевез Василька в Белгород. Его высадили из телеги перед какой-то маленькой избой, ввели внутрь и посадили на лавке, не сняв цепей. Оглядевшись, Василько увидел своих палачей: Сновида Изечевича, Святополкова конюха, конюха Давыдова, именем Дмитр, и еще одного слугу великого князя, «торчина» (торка) Берендея, точившего нож. Пленник догадался, что его ждет, и «возопи к Богу плачем великим и стенаньем». Между тем палачи, не обращая на него внимания, делали последние приготовления. На полу расстелили ковер, и Сновид Изечевич с Дмитром попытались повалить Василька наземь. Однако тот «боряшется с нима крепко», так что конюхам пришлось позвать подмогу. Прибежавшие слуги сбили Василька с ног, связали и придавили доской, на концах которой сели Сновид и Дмитр, но все равно не смогли удержать отчаянно извивавшуюся жертву. Тогда двое из них сняли с печи еще одну доску и, положив на грудь Васильку, уселись на ней. Под этой тяжестью у распластанного на полу Василька аж затрещали ребра. «Торчин» Берендей подступил к нему с ножом. Полузадушенный Василько судорожно мотал головой, пытаясь уклониться от острия, и «торчин», перед тем как «вынуть» ему зеницы, неудачным движением порезал Васильку лицо (шрам этот, говорит летописец, остался у него на всю жизнь). Когда все было кончено, Василько потерял сознание. Его безжизненное тело на ковре вынесли из избы, положили на телегу и повезли во Владимир-Волынский. Давыд вступил в свой стольный город с торжеством, как будто завладел некоей знатной добычей, по выражению летописца («акы некак улов уловив»). Василька заключили под стражу на дворе какого-то Вакея, вероятно Давыдова боярина.
Во всей этой истории больше всего поражает то, что из трех главных ее участников один Василько вспомнил о клятве в Любече: «Да аще кто отселе на кого будет, то на того будем вси и крест честный»; Давыд же и Святополк, похоже, вовсе не принимали ее в расчет. Во всяком случае, аргумент возмездия от княжеской «братьи» ни разу не всплыл в их беседах в качестве сдерживающего фактора. Любецкие соглашения были поставлены под удар. Но тут-то и выяснилось, что их основы были достаточно прочными, потому что соответствовали интересам большинства князей и реальному балансу политических сил.
Первым забил тревогу Владимир Мономах. Летописец передает, что, узнав про случившееся в Белгороде, Владимир «ужасеся, и всплакав и рече: «Сего не бывало есть в Русьскей земли, ни при дедех наших, ни при отцах наших сякого зла». Едва ли Мономах заслуживает упрека в забывчивости: притом, что в прежние времена княжеские распри нередко также бывали омрачены тяжкими преступлениями, совершенное над Васильком злодеяние и в самом деле не имело равных по своей отвратительной и бессмысленной жестокости. Давыд и Олег Святославичи получили от переяславского князя послание с известием, что Святополк «бросил нож» между «братьи». Мономах звал их прибыть с дружинами к Городцу (под Киевом, на левом берегу Днепра), чтобы «поправить зло». «Да аще сего не правим, — предупреждал Мономах, — то болшее зло встанеть в нас, и начнеть брат брата закалати, и погыбнеть земля Руская, и врази наши, половци, пришедше возмуть землю Русьскую».
Святославичи откликнулись на зов, и вскоре объединенное войско трех князей уже стояло под Киевом. Сообща они потребовали от Святополка объяснений за содеянное: «Чему еси слепил брат свой? Аще ти бы вина кая была на нь, обличил бы и [его] пред нами… А ноне яви вину его, оже [за что] ему се створил еси». Святополк повторил выдвинутые Давыдом обвинения против Василька, добавив, что поневоле должен был «своее головы блюсти». «И не яз его слепил, но Давыд, и вел и [его] к собе», — оправдывался великий князь. На это послы Мономаха и Святославичей возразили, что Василько «не в Давыдове граде ят [схвачен] ни слеплен, но в твоем граде ят и слеплен».
Такой исход переговоров не сулил Святополку ничего хорошего. И действительно, наутро войска союзных князей начали приготовления к переправе через Днепр. Святополк хотел было бежать из Киева, но был задержан горожанами, которые, впрочем, не замышляли против него ничего дурного, стремясь лишь к тому, чтобы размолвка между князьями не переросла в междоусобное кровопролитие. По настоянию киевского веча в лагерь Мономаха отправились два миротворца — его мачеха, «княгиня Всеволожая», и киевский митрополит Николай. Представ перед Владимиром, они «поведаста молбу кыян, яко тво-рити мир, и блюсти земле Русьские, и брань имети с погаными». Владимир словно опомнился, «росплакався» и сказал: «Поистине отци наши и деди наши зблюли землю Русьскую, а мы хочем погубити». Летописец особо отмечает благотворную роль, которую сыграло присутствие на переговорах вдовы Всеволода, ибо Мономах чтил и уважал ее, «акы матерь», и потому «преклонися на молбу княгинину».
Вернувшись в Киев, княгиня возвестила горожанам, «яко мир будет». Стороны возобновили обмен посольствами. Чтобы избежать войны со Святополком, Мономах и Святославичи приняли его оправдание, что всему виной были Давыдовы козни, и вынесли свой приговор: коли все это Давыд наделал, то пусть Святополк идет на него и либо схватит его, либо выгонит («Се Давыдова сколота [непотребство, бесчинство]; то ты иди, Святополче, на Давыда, любо ими, любо прожени и [прогони его]»). Святополк клятвенно обещал наказать волынского изгоя. На том и помирились.
Достигнутый компромисс между старшими князьями предотвратил войну в Среднем Поднепровье. Однако в западных областях Руси конфликт перерос в невероятно запутанную склоку, в ходе которой создавались и распадались самые замысловатые политические комбинации, делавшие бывших врагов союзниками, а сообщников — врагами. Вначале на Давыда ополчился не Святополк, а перемышльский князь Володарь Ростиславич. Вооруженной рукой он добился от Давыда выдачи своего ослепленного брата, а затем и ареста двух Давыдовых «мужей», Василя и Лазаря, которые возвели на Василька неправедные обвинения (третий наветчик, Туряк, успел убежать в Киев). Зачинщиков смуты повесили и расстреляли из луков. Весь 1098 г. Святополк издали следил за противоборством младших князей и, лишь увидев, что Ростиславичи кое-как помирились с Давыдом, пошел на него сам. По дороге он завернул к польской границе, в Берестье (Брест), откуда послал богатые подарки польскому князю Владиславу I, склоняя его не оказывать помощи Давыду. Узнав об этом, волынский князь лично явился в Польшу и тоже преподнес Владиславу 50 гривен золота. Владислав взял деньги от того и другого, обещал обоим князьям свое посредничество, но фактически предоставил Давыда его участи. Когда Святополк осадил Владимир-Волынский, Давыд семь недель оборонял город, в ожидании польской подмоги; наконец, уразумев, что ждать нечего, сдал Владимир Святополку и удалился в Червень. А Святополк, утвердив за собой Волынь, тут же вспомнил, что Ростиславичи сидят в волостях, которыми некогда владели его отец и брат (Изяслав и Ярополк). Однако его поход за галицкими отчинами был прерван в битве на Рожненском поле, где Василько, которому Володарь отвел безопасное место несколько в стороне от сражавшихся, кричал, подняв к небу крест и как бы ища Святополка пустыми глазницами: «Смотри, вот что ты целовал!» Разбитый Святополк ушел в Киев, оставив во Владимире одного своего сына, Мстислава, а другого, Ярослава, послав в Венгрию к королю Кальману I (1095—1114) за войском. Между тем общая опасность объединила Ростиславичей с их недавним врагом Давыдом Игоревичем. В то время как венгры под предводительством самого короля Кальмана осаждали Володаря в Перемышле, Давыд отправился к половцам и привел с собой орду хана Боняка. В сражении на реке Вагре (у Перемышля) венгры были наголову разбиты, а Давыд, отпустив половцев, пошел со своей дружиной на Владимир. Мстислав Святополчич стойко оборонял город, пока во время одного из приступов случайная стрела, пролетевшая в отверстие дощатого заборола стены, не поразила его насмерть. Потеряв князя, владимирцы тем не менее продержались до прихода Святополкова воеводы Путяты, который отогнал Давыда от города. Давыд бежал к половцам, но через некоторое время опять вернулся с ханом Боняком и с его помощью все-таки занял владимирский стол.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо"
Книги похожие на "Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Цветков - Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо"
Отзывы читателей о книге "Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо", комментарии и мнения людей о произведении.