Коллектив Авторов - 1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности"
Описание и краткое содержание "1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности" читать бесплатно онлайн.
Длительная череда реформ избирательного законодательства, демократизация политического поля, приведение в соответствие с цивилизованными нормами политической практики, начатая при Владимире Путине и продолженная при Дмитрии Медведеве, уже позволяет подвести некоторые итоги. Что было раньше, как использовались те или иные нормы для ущемления избирательных прав, почему было необходимо принятие поправок в законодательство, как именно гарантированы избирательные права в настоящее время. Ценность этой брошюры тем более высока, что в ней вы найдете не отвлеченные рассуждения, а вполне конкретные примеры, которые показывают, почему та или иная норма была несовершенна и требовала замены. Крайне важно, что комплекс изменений в избирательном законодательстве позволяет однозначно говорить о том, что их целью была оптимизация процесса выборов, а шире – демократизация политического поля в России.
Коллектив авторов
1999–2009: Демократизация России
Хроника политической преемственности
От издательства
В статье «Россия, вперед!» Дмитрий Медведев, мимоходом и внутри описания массы проблем, как само собой разумеющееся, отметил и сделанное – с гордостью используя слово «мы»: «Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы… Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. …Россияработает. Она уже не то полупарализованное полугосударство, каким была еще десять лет назад». Со дня публикации этих слов и до 12 октября 2009 года, когда он в Послании Федеральному Собранию детально изложил политическую стратегию модернизации, оппозиция вцепилась в медведевское «мы», убеждая отменить его и забыть. От президента требуют вычеркнуть десять лет его политической биографии – когда он в составе команды Путина собирал страну. И этот новый прочерк ему предлагают объявить «демократизацией»!
Еще советская власть марала русскую речь, присвоив ряд добрых слов – «совет», «товарищ», «народ-победитель». Московские политики 90-х растлевали европейский лексикон – «реформа», «демократия», «либерализм». «Западники» отбросили Россию в отсталость от Запада и даже от Китая. Именем «либерализма» творились дела, от которых воздержался бы коммунист. (Ни разу после смерти Сталина столько людей не держали за решеткой – более миллиона граждан России!) Недаром 90-е годы оставили такой привкус политической лжи. К концу века имя «демократа», обесчещенное и освистанное, стало всеобщей бранной кличкой. Казалось, «демократы» безнадежно опорочили демократию.
В конце концов демократию для России спасли другие люди. Их собрал Владимир Путин, и среди них был Дмитрий Медведев. Они не именовались, да и не считали себя исключительными «демократами». Зато с приходом новой команды с 1999 года фактически началась демократизация России. Демократизация многопартийной политической системы и избирательного права, которая продолжается по сей день. Президент Медведев дал ей новый стратегический импульс. В нашей книге – только факты и подробности этой демократизации.
Глеб Павловский
Развитие партийной системы
2001 год
Закон «О политических партиях» определяет политические партии в качестве главного участника избирательного процесса.
11 июля 2001 года был принят Федеральный закон «О политических партиях», в соответствии с которым до выборов допускаются только политические партии, цели и задачи, права и обязанности которых четко определены. Ранее в выборах могли участвовать общественно-политические организации, что допускало к выборам практически неограниченное количество преимущественно функционировавших в период избирательных кампаний структур.
Согласно закону политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в 50 процентах субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 человек.
Без четкого списка требований к участникам выборов права на выдвижение (в том числе партийных списков) в период 1995–1997 годов получили все общественные объединения, в уставе которых была записана такая возможность.
«Если в развитых цивилизованных странах де-факто, хочу это подчеркнуть, де-факто функционирует двух-, трех-, четырехпартийная система, почему в России должно быть 350 или пять тысяч? Это вакханалия какая-то, а не демократия. Это ведет только к тому, что население не может сориентироваться в своих политических симпатиях. Это ведет к тому, что у нас выбирают не между идеологиями, не между программами, а между лицами, между личностями».
Пресс-конференция для российских и иностранных журналистов, 18.07.2001
Владимир Путин, Премьер-министр РФ
✔ В 1995 году правом участия в выборах депутатов Государственной Думы обладали 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов. Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков (включавших 71 избирательное объединение).
✔ Среди объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в 1995 году, была представлена Партия любителей пива, «Дело Петра Первого», Ассоциация адвокатов России и так далее.
✔ На выборах в 1999 году правом участия в выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва обладали 139 общероссийских политических общественных объединений.
Июнь 2002 года
Установлена норма партийного представительства в законодательных собраниях. Российская партийная система получила новый импульс к развитию.
12 июня 2002 года Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено требование, согласно которому не менее одной трети региональных законодательных собраний должно формироваться по партийным спискам.
До введения этой нормы законодательства членов законодательных собраний, избранных по партийным спискам, в отдельных регионах практически не было. По замечанию Александра Вешнякова, занимавшего в 2002 году пост председателя ЦИК РФ, нововведение стимулировало российскую партийную систему, подготавливая появление партий, ориентированных на реальную постоянную работу на местах в интересах людей.
Об общем количественном составе независимых депутатов в законодательных органах Российской Федерации можно судить па примере выборов в Законодательное собрание Коми-Пермяцкого АО:
«Я призываю вас голосовать за этот закон. Он нужен, если мы хотим действительно строить демократическое правовое государство, с сильными, нормальными партиями. Не с однодневками, которые возникают перед теми или иными голосованиями, а с реальными партиями, работающими на местах с людьми и для людей. Мы должны принимать этот закон, как бы ни казался он сейчас нам преждевременным. Потому что действительно мы идем на упреждение».
Чтение ФЗ в Совете Федерации, 29.05.2002
Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации РФ
✔ Выборы в ЗС первого созыва состоялись 20 марта 1994 года по 15 одномандатным округам. В выборах участвовала единственная партийная организация, левый блок «Патриоты России», проведший трех из 14 своих кандидатов.
✔ Выборы ЗС КПАО второго созыва прошли 14 декабря 1997 года. Всего было зарегистрировано 58 кандидатов. Все кандидаты были формально независимыми.
✔ Выборы ЗС КПАО третьего созыва состоялись 9 декабря 2001 года. В бюллетени было включено 55 кандидатов из 58 выдвинутых. Все зарегистрированные кандидаты были независимыми.
2003 год
Усиление роли и ответственности политических партий при выдвижении кандидатуры на пост президента России.
13 января 2003 года президент Путин подписал закон «О выборах Президента Российской Федерации», изменивший порядок выдвижения кандидатов в президенты. Законом была существенно усилена роль и ответственность политических партий.
Раньше около 200 партий и общественно-политических объединений имели право выдвинуть кандидата, собрав 1 миллион подписей в его поддержку. Новый закон ужесточил эти требования и дал право выдвигать кандидатов только политическим партиям.
Партии, имеющие представительство в Госдуме, освобождались от обязанности собирать подписи, непарламентские партии должны были собрать 2 миллиона подписей, причем из одного субъекта Федерации – не более 50 тысяч.
Многие кандидаты, выдвинутые неполитическими объединениями, использовали ресурсы избирательной кампании для саморекламы и раскрутки собственных бизнес-проектов.
«Продвижение и поддержка партийного принципа при проведении выборов Президента России является очень существенным шагом вперед в деле становления у нас в стране цивилизованной многопартийной политической системы. Поэтому я считаю принятый закон чрезвычайно важным».
Российская газета, 16.01.2003
Виктор Шейнис, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, бывший депутат Госдумы
✔ На президентских выборах 1996 года из 10 кандидатов только пяти удалось набрать более 1 миллиона голосов избирателей. Из пяти кандидатов – С.Н. Федоров, М.С. Горбачев, М.Л. Шаккум, Ю.П. Власов и В.А. Брынцалов – каждый получил менее 1 миллиона голосов избирателей, то есть меньше, чем собрал подписей при своем выдвижении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности"
Книги похожие на "1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив Авторов - 1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности"
Отзывы читателей о книге "1999-2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности", комментарии и мнения людей о произведении.