Николай Сченснович - Записки актера и партизана
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Записки актера и партизана"
Описание и краткое содержание "Записки актера и партизана" читать бесплатно онлайн.
Утром собрались все у Ефима Даниловича. Анна Степановна прочла свои произведения, я прочел свои. Программа понравилась. Решили немедленно приступать к репетициям. Анна Степановна взяла пьески, чтобы перепечатать роли, я приступил к распределению их и составлению программы.
Всех участников самодеятельности я видел впервые и роли распределял по их внешнему виду, голосовым данным и занятости в программе.
Решено было ставить "Лявониху" в белорусских костюмах, "Яблочко" - в матросских. Люба исполняла соло "Цыганочку".
Сейчас же была написана записка и послана в отряд имени Александра Невского для вызова портных со швейными машинами для шитья костюмов.
В тесной землянке под звуки баяна приступили к репетициям.
А над лагерем в это время кружил немецкий бомбардировщик, выискивая партизан. Но наши землянки были так хорошо замаскированы под молодой сосновый лесок, что за все время на лагерь не упала ни одна бомба.
В танцах участвовали почти все женщины, за исключением Нины Большой и Анны Степановны. Они вели программу.
Чем дольше я общался с людьми, тем больше открывал новые таланты. У Кизнера, например, оказался очень приятный тенор, и он с успехом пел соло. Потом выяснилось, что он еще и скрипач. Ему быстро раздобыли инструмент, и Кизнер стал готовиться к выступлению.
Мне отвели отдельную землянку, и я приступил к репетициям с артистами. Составил строгий график, напоминающий занятия в школе: участники самодеятельности как бы переходили от одного предмета к другому.
Погода установилась теплая, и вскоре мы перенесли репетиции на поляну, на свежий воздух. Репетировали целый день, с перерывами на обед и ужин, а когда темнело, собирались у Ефима Даниловича и при свете коптилки продолжали до "последних известий". Учились петь хором новый Гимн Советского Союза.
Работа продвигалась довольно быстро, несмотря на то что все были совершенно неопытные. Добиться того, что я от них требовал, помогали огромное желание, непосредственность, искренность и великолепная память. На третий день все участники знали наизусть не только свои роли, но и весь текст и искренне возмущались, если кто-либо ошибался.
Одновременно в одной из землянок портные занимались шитьем костюмов. Мне принесли настоящий новенький мундир немецкого офицера с наградами. Остальным исполнителям пришлось шить из чего придется. Кроме парашютов и коричневых мешков, в которых сбрасывался с самолетов груз, у нас ничего не было. Поэтому Муссолини щеголял в брезентовом мундире с немецкими погонами и орденами, в которых у нас недостатка не было. Для танца "Яблочко" сшили белые матроски из парашютного шелка, а для других костюмов девушки ухитрялись красить белый материал луковой шелухой и еще чем-то в разные цвета.
Самой трудной была драматическая часть. Каждый исполнитель имел по нескольку ролей, причем в различных жанрах. Тут были рассказы об успехах наших отрядов и отдельных партизан, пересыпанные цифровыми данными о спущенных под откос эшелонах, количестве убитых немцев, о налетах на вражеские гарнизоны. Анна Степановна вместе с Ниной Большой написали очень удачную пьеску в форме шаржа под названием "Германский блок".
К сожалению, у меня не осталось текста этого шаржа. Роли, розданные исполнителям, как только их выучивали наизусть, шли на завертку "козьих ножек". Тогда все знали текст настолько хорошо, что казалось, будто он не забудется никогда.
Чтобы отучить исполнителей смеяться на сцене, я решил проводить репетиции при публике. Ее у нас было предостаточно. В межрайпартцентр каждый день приезжали партизаны с донесениями, прибывали по вызову командиры и комиссары бригад и отрядов, появлялись боевые группы, возвратившиеся с заданий. Все они с удовольствием смотрели репетиции. Я не запрещал им выражать вслух свое мнение и смеяться во все горло. Так исполнители постепенно начали привыкать к "зрительному залу", и публика, живо реагирующая на все происходящее на сцене, их больше не смущала.
В пьесе "Рогулевская армия", написанной мною тоже в форме шаржа, участвовали "президент" Белоруссии Островский, "главнокомандующий" Рогуля и "армия" в составе 5 - 6 человек - один из них на костылях. Островского играл Карнович. Он выходил на сцену в черном костюме, в шляпе и больших очках. Роль Рогули исполнял Филиппов. Он был одет в домотканый костюм, обут в лапти со шпорами, на плечах большие генеральские эполеты царского времени. "Армия" состояла из босых оборванцев. Они отбивали грязными пятками такт во время прохождения церемониальным маршем перед Островским под звуки песни "Последний нонешний денечек". Вдруг вбегает человек с криком "Партизаны!", и вся "армия" вместе с "главнокомандующим" Рогулей и "президентом" Островским одним прыжком исчезает за кулисами. Когда же в полной тишине появлялась маленькая девочка - Надя Иванина - с прутиком и спокойно проходила через сцену, а со всех сторон высовывались испуганные лица "победоносной армии", публика гремела от восторга. Потом "армия" вылезала из кустов и выстраивалась вместе со своим "главнокомандующим". За бой без потерь Островский награждает Рогулю "орденом Лявонихи" 1-й степени, и вся "армия" уходит под звуки баяна с песней:
А Лявониху Адольф полюбил,
За Лявониху Германию сгубил.
Мы готовы вместе с немцем удирать,
До Берлина будем вместе фронт равнять.
Постепенно работа приближалась к концу. Портные исполнили заказы, и мы репетировали уже в новеньких костюмах.
Первую постановку, которая будет и генеральной репетицией, решили устроить 30 апреля для своих и приезжих, а основное представление назначили на 2 мая. 1 Мая торжественные собрания прошли в каждом отряде, а самое главное, что в ночь перед этим были подготовлены "концерты" для немцев на железной дороге и в других местах.
Пока шли наши репетиции, начали постройку театра. На горке в густом лесу выстроили крытый павильон со сценой. На высоких столбах закрепили легкую крышу, замаскировали сверху зеленью.
Сцену обтянули с боков парашютами, а в зрительном зале сделали длинные столы со скамейками по обе стороны. С боков между столбами оборудовали балюстрадки. Изнутри потолок обтянули белыми парашютами, свисавшими по бокам в виде портьер. Противоположную стену затянули тоже парашютом. На ней посередине нарисовали герб СССР, по бокам - портреты вождей. Украсили их зеленью, флажками, звездами. Под портретами написали лозунг "Да здравствует 1-е Мая!". Всю эту работу выполнила неизвестная мне художница из отряда имени Калинина.
Типография отпечатала красной краской пригласительные билеты. Их разослали по бригадам.
Все участники концерта получили пригласительные билеты на память.
СПЕКТАКЛЬ
Наконец наступил день генеральной репетиции. С самого утра началось волнение. Гладили костюмы, заканчивали всякие мелочи туалета.
Когда все было готово, собрались в театре и уселись за столы, украшенные свежими лесными цветами и зеленью. Ефим Данилович Гапеев произнес краткую речь. Посвятил ее текущему моменту. Затем позавтракали, и актеры отправились одеваться.
А над нашим лагерем кружил немецкий бомбардировщик, и слышались отдаленные взрывы бомб. Перед 1 Мая немцы особенно были настороже, знали, что партизаны отметят праздник боевыми делами.
Театр был полон. Присутствовали все оставшиеся в лагере бойцы комендантского взвода, партизаны из других отрядов, связные, прибывшие по делам в межрайпартцентр, работники разных служб.
Открылся занавес. Так впервые среди лесов и болот Налибокской пущи начался спектакль партизанского театра.
Самодеятельность, впрочем, была и в других отрядах, но там она предназначалась преимущественно для себя. Нашей же бригаде, как это было предусмотрено постановлением подпольного горкома партии, предстояло объехать много деревень и партизанских отрядов, дать там концерты. Предполагалось, что их просмотрят тысячи зрителей. История партизанского движения не знала еще такого.
Обстановка в это время в нашей зоне была сложная. В Новогрудке, Кореличах, Ивье, Юратишках, Лиде, Любче и многих других населенных пунктах гарнизоны усиливались. Прибывали немецкие воинские подразделения, отряды РОА, жандармерии и полиции. Активизировали свои действия легионы польских буржуазных националистов, не дававшие покоя населению уцелевших деревень. Легионеры нападали на партизан, особенно на небольшие группы.
Можно было ожидать еще одной блокады пущи.
Но актеры и зрители привыкли к боям, и программа наша прошла с успехом. Партизаны, давно не видевшие театральных представлений, под влиянием праздничного настроения и необычности обстановки всю программу сопровождали шумными возгласами одобрения и награждали исполнителей бурными аплодисментами.
После окончания спектакля все участники собрались в землянке Ефима Даниловича. Началось обсуждение. Было, конечно, отмечено много недостатков: некоторые от волнения забыли свои слова, перепутали фразы, но в общем все прошло довольно гладко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Записки актера и партизана"
Книги похожие на "Записки актера и партизана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Сченснович - Записки актера и партизана"
Отзывы читателей о книге "Записки актера и партизана", комментарии и мнения людей о произведении.