» » » » Дмитрий Кузнецов - Бетанкур


Авторские права

Дмитрий Кузнецов - Бетанкур

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Кузнецов - Бетанкур" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Кузнецов - Бетанкур
Рейтинг:
Название:
Бетанкур
Издательство:
Вече
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-1071-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бетанкур"

Описание и краткое содержание "Бетанкур" читать бесплатно онлайн.



Эта книга рассказывает о судьбе удивительного человека — Августина де Бетанкура (1758—1824), учёного, архитектора и инженера, организатора строительства и транспорта в Российской империи. Только перечень его изобретений может занять не одну страницу. Он жил в России в эпоху Александра I, когда создавались главные архитектурные ансамбли города на Неве.

Имя Бетанкура окружено многими загадками, причём совершенно неожиданными. Автор книги Дмитрий Кузнецов, используя подчас детективные методы расследования, попытался разгадать их и рассказать о том, что, казалось бы, навсегда осталось спрятанным в истории.






В середине августа, когда на ярмарку из Астрахани привезли огромное количество дынь и арбузов, Бетанкур решил собираться в Петербург, но недоделок оставалось ещё очень много. Поэтому экспедиция смогла отправиться в столицу, только когда по Волге поплыл первый золотой осенний лист, — 1 сентября.

29 августа Бетанкур дал прощальный обед; были приглашены, помимо многочисленных гостей, как представители русской православной церкви, так и старообрядцы — купцы I гильдии, имевшие большое влияние на торговую жизнь в Нижнем Новгороде и всегда располагавшие «денежным фондом» для подкупа чиновников всех рангов. Был на прощальном обеде и купец Иван Степанович Пятов, пользовавшийся особым расположением Бетанкура. Иван Степанович торговал железом, имел прядильные и кирпичные заводы, пять каменных и один деревянный дом, а кроме того, два каменных корпуса лавок на Нижнем посаде. В 1818 году на собственные средства он построил Железный ряд на Гребнёвских песках под Нижегородской ярмаркой, взяв на себя часть инженерных и финансовых забот, за что Бетанкур был ему чрезвычайно благодарен.

В 1819 году пришла очередь Бетанкура расплатиться за благодеяние нижегородского купца. После пожара в нижней части города сгорел и дом Пятова со всеми прилегающими постройками. На этом месте по личному проекту Бетанкура было выстроено новое двухэтажное здание в классическом стиле: главный фасад его украшали восемь ионических колонн, а на фризе красовался венок славы, олицетворяющий победу русского оружия над Наполеоном.

Перед самым отъездом Бетанкура, в ночь с 29 на 30 августа, какие-то шутники поменяли несколько вывесок на лавках, и оказалось, что на мясном ряду было написано «Булочная», на парикмахерской — «Аптека», а на трактире — «Гробовой мастер». Выходка очень позабавила Бетанкура. И хотя он не умел читать по-русски, по рисункам на вывесках было и так всё понятно.

Прощальный обед прошёл в самой дружеской обстановке. После работы в Нижнем Новгороде Бетанкур подготовил докладную записку царю, где просил императора за отличную работу и в виде исключения титулярному советнику Ранду, не имевшему университетского аттестата, присвоить чин коллежского асессора с сохранением прежней должности — правителя канцелярии.

Произошло это, несмотря на письмо, подписанное архитектором Иваном Ефимовичем Ефимовым, работавшим под руководством Бетанкура в Комитете для строений и гидравлических работ. В Нижнем Новгороде в 1819 году Ефимов строил острог. В своём письме он сообщал следующее: «Большая часть кирпича, поставленная в прошлом и нынешнем годах, вовсе не годна для употребления в деле». То же самое можно было сказать и о поставках белого камня, связного железа и строевого леса для подмости. Ефимов писал: «Швы у кирпичей делаются более, нежели должно; сверх того, стрельчатые своды, о которых я неоднократно предупреждал каменного подрядчика, которые все между собой имеют общую связь, не производятся в одно время, через что теряется равновесие в осадке оных сводов, от чего оные не могут быть ни столь правильны, ни столь прочны, да и даже могут от неровной осадки оказаться трещины…»

Однако все эти письма Бетанкуру в 1819 году остались без ответа.


РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛАДОЖСКОГО КАНАЛА

В это время генерал-лейтенанта больше занимало аварийное состояние Ладожского канала — через него Петербург снабжался продовольствием и товарами из трёх водных систем: Вышневолоцкой, Мариинской и Тихвинской; длина их была соответственно 1397, 1160 и 904 километра. Тем летом Бетанкур убедился, что Ладожский канал находится в самом плачевном состоянии. Ситуация требовала срочных мер, не то Петербург в один прекрасный день мог остаться без поставок продовольствия. Бетанкур срочно привлёк к составлению проекта реконструкции канала нескольких инженеров во главе с Петром Петровичем Базеном. И он создал уникальную теорию шлюзов со сберегательными бассейнами (на примере шлюзовой лестницы-транспортёра). Ею инженер воспользуется при сооружении жизненно важных для Петербурга Шлиссельбургских шлюзов (1824—1832).

Обсуждая проблему Ладожского канала, Бетанкур высказал мысль и о создании защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге. Идею эту поддержал не только Пётр Петрович Базен, но и некоторые генерал-инженеры, но в правительственных кругах того времени она не нашла сторонников.


ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ

При поддержке Бетанкура началась реализация одного из самых крупных гидротехнических проектов первой трети XIX века — водного пути Москва — Волга, для соединения Петербургского порта с Москвой. Автором проекта стал выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения 1817 года Михаил Бугайский, впоследствии генерал-майор и начальник IV округа путей сообщения.


КОЛЛЕКЦИЯ МИНЕРАЛОВ

Осенью 1819 года Бетанкур снова окунулся в преподавательскую работу. С октября он вёл регулярные занятия в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В это же время по его распоряжению приобретена коллекция минералов в количестве трёхсот образцов, в дополнение к коллекции, подаренной институту принцем Ольденбургским и содержавшей одну тысячу восемьсот сорок пять камней-самоцветов. Коллекция должна была способствовать изучению минералов и горных пород, что было предусмотрено учебным планом института. Коллекции минералов и моделей играли важную роль в учебном процессе и постоянно пополнялись при непосредственном участии Бетанкура.


МУЗЕЙ МОДЕЛЕЙ

В положении об институте в первый год его образования было записано: «В особом зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные…» Музей при Бетанкуре состоял из шести кабинетов: модельного и механического, строительно-рабочих инструментов, образцов строительных материалов, физического, геодезического, минералогического. В них проводились практические занятия. Коллекция непрерывно пополнялась моделями, макетами, чертежами, выполненными при строительстве мостов, каналов, зданий, сооружений; кроме того, студенты и мастера изготовляли модели в учебных мастерских института. Так в музей поступили четырнадцать моделей по начертательной геометрии, выполненных воспитанниками института под руководством Бетанкура. Как говорилось в аннотации, «для ясного понимания чертежей, изображаемых профессором на доске».


НАУЧНЫЕ СВЯЗИ С ФРАНЦИЕЙ

Бетанкур через Базена, не утратившего научных связей с родиной, продолжал приглашать специалистов из Франции. Так в 1819 году в Петербурге появился Поль Жако, через четыре года получивший звание профессора и проработавший в Институте Корпуса инженеров путей сообщения около пятнадцати лет, читая уникальный курс по архитектуре.

В конце декабря 1819 года Бетанкуру очень хитроумным способом, задействовав все свои дворцовые связи, удалось за казённый счёт в качестве дипломатического курьера послать Петра Петровича Базена в Париж. На следующий учебный год из Франции для преподавательской работы в Санкт-Петербург прибыли выпускники Парижской политехнической школы: Габриэль Ламе и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон. Первый преподавал математику и физику, второй — механику и химию. Оба прославили российскую науку, став членами-корреспондентами Академии наук в Санкт-Петербурге. А имя Клапейрона в дальнейшем французы внесут в список самых выдающихся учёных Франции.

В 1821 году по приглашению Бетанкура в Россию прибыл Антуан Рокур де Шарлевиль — профессор курса строительных материалов и химии. Благодаря его трудам в 1822 году вышел в свет «Трактат об искусстве изготовлять хорошие строительные растворы», на долгие годы ставший настольной книгой многих российских специалистов, работающих в этой области.


АДОЛЬФ АНДРЕЕВИЧ РОЗЕНКАМПФ

Особое место в истории высшего инженерно-технического образования в России занимает ученик Бетанкура, выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения Адольф Андреевич Розенкампф. После окончания курса в 1819 году он принял предложение Бетанкура и остался работать в Комитете для строений и гидравлических работ. Сначала под руководством Вильгельма фон Треттера Розенкампф занимался строительством петербургских мостов, но очень скоро переключился на проектирование мостов на Московском шоссе — оно должно было связать кратчайшим путём две столицы Российской империи. В дальнейшем Розенкампф участвовал в составлении проектов и смет для мостов и труб по Бронницкой дистанции.

Уже после смерти Бетанкура, в 1837 году, Розенкампф будет назначен директором Московского ремесленного учебного заведения. Оно никогда бы не вошло в историю российского инженерного образования, если бы не Адольф Андреевич, считавший, что «вновь созданная школа не должна замирать в своем развитии». Именно Розенкампф преобразовал Московское ремесленное учебное заведение в полномасштабную техническую школу, несмотря на то что для реализации проекта ему потребовалось более двадцати лет. Заложенные Розенкампфом в этом училище учебно-методические основы, полученные им в своё время от Бетанкура и его коллег, дали свои плоды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бетанкур"

Книги похожие на "Бетанкур" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Кузнецов

Дмитрий Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Кузнецов - Бетанкур"

Отзывы читателей о книге "Бетанкур", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.