Дмитрий Кузнецов - Бетанкур

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бетанкур"
Описание и краткое содержание "Бетанкур" читать бесплатно онлайн.
Эта книга рассказывает о судьбе удивительного человека — Августина де Бетанкура (1758—1824), учёного, архитектора и инженера, организатора строительства и транспорта в Российской империи. Только перечень его изобретений может занять не одну страницу. Он жил в России в эпоху Александра I, когда создавались главные архитектурные ансамбли города на Неве.
Имя Бетанкура окружено многими загадками, причём совершенно неожиданными. Автор книги Дмитрий Кузнецов, используя подчас детективные методы расследования, попытался разгадать их и рассказать о том, что, казалось бы, навсегда осталось спрятанным в истории.
МАДРИДСКАЯ ШКОЛА ДОРОГ, КАНАЛОВ И ПОРТОВ
Гениальный Уркихо ещё в 1799 году успел подписать декрет о создании Испанского Корпуса инженеров дорог и каналов, проект которого ещё десять лет назад Бетанкур передал государственному секретарю и своему покровителю графу Флоридабланке через испанского посланника во Франции графа Аранда. Когда же Педро Пабло Абарка де Болео де Аранда стал премьер-министром, то вернулся к проекту, хотя осуществить его так и не смог.
Только при Мариано Луисе де Уркихо стало окончательно ясно, что дальнейшее развитие страны без современных путей сообщения и без грамотных отечественных инженеров невозможно. Дальновидному Уркихо в последний год уходящего века удалось убедить королевский двор в необходимости создания корпуса. В его штат вошли пятнадцать инженеров: три комиссара инспекции, восемь их заместителей в должности адъютантов и четыре архитектора. Первым комиссаром корпуса был назначен Бетанкур. В состав корпуса также вошли три инженера-космографа, одновременно являвшиеся профессорами астрономической обсерватории.
Важным обстоятельством стало и то, что в 1801 году Бетанкур был назначен генеральным инспектором дорог и каналов всей Испании. Это означало, что путейское ведомство полностью переходило под его контроль. Бетанкур занял при правительстве Испании, в то время возглавляемом Педро Севальосом Герра, супругом доньи Марии-Хосеф Альварес де Фария, приходившейся двоюродной сестрой Мануэлю Годою, довольно высокое положение.
Таким образом, в 1799 году карьера Бетанкура пошла вверх. Сначала он получил чин интенданта провинции, в 1802 году — министерского советника, в 1803 — интенданта армии, что по табели о рангах соответствовало гражданскому чину губернатора провинции или военному — полевого маршала. К жалованью директора Королевского кабинета машин (44 тысячи реалов в год), в знак особой монаршей милости, был добавлен ещё пенсион в 12 тысяч реалов. И наконец, в 1801 году в семье Бетанкур появился ещё один ребенок — дочка Матильда.
Анна Джордейн, много лет страдавшая от неопределенности в браке, наконец-то почувствовала свою значимость. Она стала заказывать дорогим портным Мадрида шёлковые платья, не жалела денег на роскошный экипаж и выезжать из дома старалась почти каждый день. Это стало предметом зависти молодой жены Бартоломе Суреды — с ней Анна была близка на протяжении нескольких лет, однако новое положение мужа при королевском дворе отдалило женщин друг от друга.
Коньком в пристрастиях Анны стала обувь — всевозможные туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой, закрывающие ногу не выше щиколотки. Она покупала их каждую неделю, и не по одной паре.
Изменившийся социальный статус, высокое положение в обществе повлияли на характер Анны Джордейн — он резко испортился. Со многими, с кем она поддерживала многолетние дружеские отношения, связи были оборваны. Даже два веера, расписанные для неё Гойей, ей не понравились. Она решила купить себе другие.
Но Бетанкур ничего этого не замечал. Он полностью был поглощён работой. Через полтора года после назначения на пост генерального инспектора дорог и каналов он написал обширную записку под названием «Замечания относительно состояния дорог и каналов в Испании, причин отсталости и дефектов и способы преодоления их в будущем». 28 апреля 1803 года он вручил её в Аранхуэсе первому министру королевства дону Педро Севальосу Герра. Особое внимание в ней уделялось сухопутным путям, построенным в 1799—1802 годы, а также давались обстоятельные рекомендации по дорожному строительству. Запиской заинтересовался сам Мануэль Годой: некоторые страницы он перечитал по нескольку раз.
Выводы, сделанные Бетанкуром, оказались убийственными для правительства: сметы на строительство почти всех дорог были значительно завышены, большая часть денег расходовалась не по назначению, мосты строились не там, где было необходимо, а там, где подрядчик мог больше заработать. Все новые дороги признавались недолговечными.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ БЕТАНКУРОМ И ЛАНЦЕМ
В 1801 году Бетанкур посетил Мурсию: там в городе Лорка авария на плотине привела к большим человеческим жертвам только потому, что своевременно не была произведена реконструкция плотины на реке Сангонера. Всё это Бетанкур отметил в докладе правительству и заключил, что подобного не случилось бы, если бы в стране были грамотные инженеры путей сообщения. Нужно было как можно скорее создать свою, испанскую школу дорожных и водных коммуникаций. И правительство пошло на это.
В начале существования школы Корпуса инженеров дорог и каналов (1802—1808) преподавание в ней вели Августин де Бетанкур, Хуан Лопес де Пеньяльвер, Хосе Чэ и Хосе-Мария де Ланц. Обучение длилось два года. Первый приём состоялся 26 октября 1802 года. Экзамен сдавали одиннадцать человек. Выдержали только семь. При этом лишь пять были зачислены. Занятия начались в ноябре и проходили в помещениях Королевского кабинета машин. Для учебного процесса катастрофически не хватало литературы. Бетанкур и Пеньяльвер срочно перевели с французского на испанский «Начертательную геометрию» Гаспара Монжа и «Трактат по элементарной механике» Луи-Бенжамена Франкёра.
В 1803 году обе книги появились в свободной продаже, хотя на каждой из них стояла надпись: «Переведена на испанский язык для использования в Учебном заведении Генеральной инспекции путей сообщения». Второй приём состоялся в 1803 году по изменённым правилам: набор в школу Корпуса инженеров дорог, каналов и портов проводился для абитуриентов не моложе двадцати лет. Что касается экзаменов, то они сдавались по тем же предметам, что и раньше. Вступительные испытания продолжались две недели. Решение о зачислении в корпус принимал сам Бетанкур после дополнительного собеседования, и только в исключительных случаях, если он отсутствовал, этим мог заниматься Хуан Лопес де Пеньяльвер.
Занятия начинались с 1 по 20 ноября и заканчивались 31 июля. Только начало первого семестра пятого приема было перенесено на 1 января 1807 года в связи с командировкой Ланца во Францию.
Первоначальный план обучения, рассчитанный на два курса, был составлен Бетанкуром. На первой ступени читались такие предметы, как механика, гидравлика, математика, начертательная геометрия, земляные работы, стереометрия, черчение. На второй — наука о материалах, построение машин, мосты, реки, строительство дорог и каналов, сведения о навигации и эксплуатации. Также в плане каждого весеннего семестра была предусмотрена практика по получаемой специальности.
В 1804 году Хосе-Мария де Ланц предложил внести в программу дополнения. По предоставлению Генеральной инспекции путей сообщения 11 апреля того же года они были утверждены Карлом IV. Однако с новшествами категорически не согласился Бетанкур.
Дело заключалось в следующем. Ещё во Франции Ланц изучал педагогику и был знаком с методикой преподавания отдельных дисциплин в Парижской нормальной школе. Из-за недостатка у студентов знаний по математике в школе Корпуса инженеров дорог, каналов и портов Ланц решил читать эту дисциплину не только на первом курсе, как раньше, но и на втором. Для этого он пригласил двух профессоров по своему выбору. Поведение старого друга затронуло самолюбие Бетанкура: он не имел ничего против чтения математики на втором курсе, но был обижен тем, что Ланц не согласовал с ним, директором школы, кандидатуры преподавателей. Конфликт разгорелся быстро и довольно скоро, покинув стены Буэн-Ретиро, перешёл в кабинеты высоких чиновников в королевском дворце.
Ланц считал, что Бетанкур, как механик и гидравлик, не может в полной мере оценить глубину и талант математика. Это заявление вывело Бетанкура из себя. Он в грубой форме ответил, что директор школы Корпуса инженеров дорог, каналов и портов может оценить любого преподавателя куда лучше, чем рядовой профессор. Досталось от Бетанкура и Пеньяльверу — его Ланц пытался привлечь на свою сторону.
Однако через несколько недель инцидент между Бетанкуром и Ланцем был исчерпан. Бетанкур не допустил в школу новых преподавателей, выбранных Ланцем, но согласился принять на работу в качестве профессоров математики трёх недавних выпускников школы. Ими стали Антонио Гутьеррес, Хоакин Монастерио и Хосе Азас. Первый из них был старшим и самым талантливым выпускником школы. Бетанкур знал его с тех пор, когда тот ещё учился в Королевском учебном заведении Святого Исидора и уже тогда обнаружил незаурядные способности в математике и физике. Затем Антонио в составе группы студентов, под руководством Бетанкура, стажировался во Франции. Он даже посещал занятия в Политехническом институте в Париже. После окончания Мадридской школы Корпуса инженеров дорог, каналов и портов был назначен ассистентом кафедры математики, а в 1805 году, в отсутствие Ланца, даже заведовал кафедрой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бетанкур"
Книги похожие на "Бетанкур" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Кузнецов - Бетанкур"
Отзывы читателей о книге "Бетанкур", комментарии и мнения людей о произведении.