» » » » Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий


Авторские права

Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий

Здесь можно купить и скачать "Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская фантастика, издательство М.: Эксмо, 2007. — 672 с., год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий
Рейтинг:
Название:
Фрегат Звенящий
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20540-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фрегат Звенящий"

Описание и краткое содержание "Фрегат Звенящий" читать бесплатно онлайн.




«Фрегат «Звенящий» — художественное произведение в довольно необычном жанре: «роман-справочник». В интересной и увлекательной форме автор рассказывает читателям об устройстве парусного судна и различных премудростях корабельных наук. Для наглядности текст снабжен большим количеством поясняющих схем и иллюстраций.

В сборник также вошел «Краткий толкователь крапивинской фантастики» (сокращенно — «Кратокрафан»). Это иллюстрированный словарь-путеводитель, ориентирующий читателя в творчестве Владислава Крапивина.







— Можно и позагорать в спокойную погоду. Но часто это делать не придется, работы на паруснике много. Особенно с бегучим такелажем. А на сегодня — отбой. Команде отдыхать…


Ночью друзей опять пригласил на свой волшебный корабль гном Модест Мокроступович. Теперь мачты на корабле оказались опутаны густой сетью стоячего такелажа — вантами, бакштагами, фордунами. Тонкие штаги косо тянулись над палубой и бушпритом. Ярко светила луна, и корабельная оснастка напоминала чащу в высоком еловом лесу. Но Вася Лис, Ксеня, Антон и Слава, запрокинув головы, тыкали вверх пальцами и безошибочно называли снасти.

— Фор-бом-брам-стень-штаг…

— Грот-стень-ванты…

— Крюйс-стень-бакштаг…

Потом они полазили по русленям и погладили выточенные из крепкого дуба юферсы. Каждый был размером с небольшую круглую диванную подушку.

Синтаксис и Василиса лазали по вантам, хотя ребята и гном покрикивали на них. На фоне лунного неба коты казались черными.

Когда пришло время проснуться, все выбрались с корабля на причал.

— Завтра Яков Платонович будет рассказывать про бегучий такелаж, — похвастался Антон.

— Знаю, знаю… Но должен заметить, что в рассказе о стоячем такелаже он кое-что упустил, — заметил Мотя. — Может быть, не хотел переутомлять вас.

— Что же это он упустил? — слегка обиделась за деда Ксеня.

— Он не сказал вам, что стоячий такелаж есть не только у мачт, но и у бушприта. Смотрите сами…

Могучий бушприт со всеми своими частями — утлегарем, бом-утлегарем, блинда-реем и мартин-гиком чернел высоко над пристанью. Он, как и мачты, весь был в тугих тросах.

— Как они называются? — требовательно сказал Вася.

— Названий много. Может быть, нет смысла запоминать все сразу, потом познакомитесь постепенно. Но вот, например… трос, идущий от нока бом-утлегаря к мартин-гику — мартин-штаг. От мартин-гика к форштевню — ундер-ватер-штаг. Потому что «ундер», или «унтер», означает «нижний». Цепь, которая тянется вдоль всего бушприта к форштевню — ватер-штаг. А тросы, которые идут от бушприта к бортам — ватер-бакштаги… — Мотя рассказывал и водил лучом фонарика по бушпритному такелажу. Тросы и цепь светились, вырисовывая примерно такую картину. По крайней мере, именно этот рисунок сделал потом Слава в тетради.



Бегучий такелаж

— Я очень люблю писателя Александра Грина, — сказал юным друзьям на следующий день Яков Платонович. — И сегодня вспомнил еще одну его морскую песенку. Из рассказа «Капитан Дюк».

Позвольте вам сказать, сказать,
Позвольте рассказать,
Как в бурю паруса вязать,
Как паруса вязать.
Позвольте вас на салинг взять,
Ах, вас на салинг взять,
И в руки мокрый шкот вам дать,
Вам шкотик мокрый дать…

Дело в том, друзья мои, что на парусном судне и в бурю, и в нормальную погоду матросам постоянно приходится иметь дело с «мокрыми шкотиками». Ну, пусть не всегда с мокрыми, но часто…

ШКОТ — одна из самых важных снастей бегучего такелажа. С помощью шкотов на корабле управляют многими парусами.

Шкот обычно ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое у шкота и название: «стаксель-шкот», «кливер-шкот», «фор-брам-шкот» и так далее. Когда познакомимся с парусами, эти названия станут понятнее.

Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса. Такой шкот называется гика-шкот. Разумеется, тоже с приставкой из имени паруса.

У прямых парусов, которые ставятся на р е я х, шкоты служат не для управления, а для растяжки нижних углов — они оттягивают углы к тому рею, который стоит ниже. А углы самого нижнего паруса — к бортам.

А чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используют другие снасти бегучего такелажа — БРАСЫ. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз, где и попадают в мозолистые руки матросов.

Одну снасть обычно приходится тянуть нескольким человекам — полотнища парусов и реи на корабле громадные.

Может быть, встречалось вам в морских книжках выражение «обрасопить реи»? Это как раз и значит — повернуть реи в нужное положение с помощью брасов.

В названиях брасов, разумеется, тоже есть приставки — от названий реев, к которым они прикреплены. Например, «левый фор-марса-брас», «правый крюйс-бом-брам-брас»… Без этого матросы сразу бы запутались: какую снасть тянуть?

Но чтобы управлять парусами и рангоутом, надо, чтобы они были поставлены как полагается. На стоянке косые паруса, гафели, а иногда и некоторые реи бывают опущены. Значит, их надо поднять. Для этого служат ФАЛЫ.

Фал — снасть для подъема парусов, частей рангоута, а также флагов, сигналов и разных корабельных предметов. Сперва фал идет вверх, затем в нужном месте продергивается через блок и тянется вниз.

И, конечно, у всякого фала-тоже свое наименование: «стаксель-фал» (для паруса стакселя), «грот-брам-фал» (для грот-брам-рея), «флага-фал» и так далее. Множество названий…

Вы не забыли, почему бегучий такелаж называется именно бегучим?

— Потому что он все время движется! — заторопился Вася.

— Да. В отличие от натянутого и неподвижного стоячего такелажа, бегучий то и дело в движении. Скользит в блоках. Блоков в бегучем такелаже множество, они облегчают усилия матросов, помогают проводить снасти в нужном направлении…

А снастей этих ох какое количество! Гитовы — для подтягивания углов паруса к своему рею, когда этот парус убирают. Гордени — для подтягивания середины паруса. Дирик-фал — для подъема нока гафеля. Гафель-гардель— для подъема его пятки по мачте… Сотни названий, сотни концов. Если все снасти бегучего такелажа одного судна вытянуть по земле в линию, шагать вдоль нее будешь несколько часов. Например, на барке «Крузенштерн», где я одно время служил, длина бегучего такелажа — около двадцати километров…

Воспитанный Слава Воробьев не удержался и присвистнул.

— Ой, извините, — смутился он. И добавил жалобно: — Все эти снасти нам не запомнить до конца жизни.

— Все и не надо, — успокоил Яков Платонович. — Когда попадете на настоящий парусный корабль, там постепенно разберетесь. Но основные снасти надо знать.

Давайте повторим.

ШКОТЫ — для управления парусами или притягивания нижних углов паруса к рангоуту.

БРАСЫ — для поворота реев.

ФАЛЫ — для подъема парусов, деталей подвижного рангоута, флагов, сигналов и различных предметов.

И есть еще одна снасть, которую надо знать. Она служит для выравнивания реев и гиков, для поддержки их но-ков в правильном положении: чтобы реи не перекашивались, а гик не падал концом на палубу, когда убран парус. Такая снасть называется ТОПЕНАНТ.

Помню, у нас на баркентине был праздник Нептуна, посвященный окончанию учебного плавания. Я о нем уже рассказывал. Курсанты сочинили пьесу, в которой царь Нептун устраивает практикантам строгий экзамен. И одного спрашивает: «Что такое топенант»? А этот морячок, притворяясь лодырем и неучем, бодро отвечает

Это звание такое —
Как на суше «лейтенант».
Топенант сидит на топе
И всегда глядит вперед…

«Да они меня утопят! — восклицает разгневанный владыка глубин. — Нет уж, пусть наоборот!..» — И хочет утащить всех двоечников в пучину. Еле удается его убедить, что это была шутка…

Ну а мы запомним:

ТОПЕНАНТ — снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.

А теперь не поленимся, сделаем рисунок с самыми главными снастями бегучего такелажа.



А вот как это выглядит на косом парусе стакселе.



У каждой снасти бегучего такелажа есть два конца: коренной и ходовой. Коренной привязывается к парусу или рангоуту. А ходовой попадает в руки к матросам. С ними-то и работают. А когда работа кончена, ходовой конец крепят на специальном приспособлении. На небольших судах это УТКА.



— Правда, похоже на два утиных носа! — обрадовалась Ксеня.

— Похоже. Но бывают утки и других форм. Их делают из металла или крепкого дерева… А на крупных судах для крепления ходовых концов используют вот такие штуки… — И Яков Платонович вытащил из-за кресла крепкую деревянную палку — длиной в полметра, толщиной с руку и с большой фигурной рукоятью.

— Вот так дубинка! — воскликнул Антон и даже пошевелил плечами. А Синтаксис и Василиса на всякий случай ушли под диван.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фрегат Звенящий"

Книги похожие на "Фрегат Звенящий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Крапивин

Владислав Крапивин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий"

Отзывы читателей о книге "Фрегат Звенящий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.