Мария Залесская - Замки баварского короля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Замки баварского короля"
Описание и краткое содержание "Замки баварского короля" читать бесплатно онлайн.
Людвиг II Баварский — трагичная, величественная, оболганная фигура… Зачем он возводил непостижимо прекрасные замки, тратя на это колоссальные средства? Потому, что был безумен? Автор этой книги доказывает, на материалах личного исторического расследования, что заключение о психической неполноценности было лишь жалкой клеветой на венценосного монарха, основанной на ложных донесениях слуг. Людвиг II, с детства одаренный талантом архитектора, постигший орденские предания о Святом Граале, духовный сподвижник Рихарда Вагнера, созидал своими замками Небесную Баварию — земное воплощение сокровенных таинств, завещанных ему подвижниками прошлого. И сами обстоятельства жестокой гибели «лебединого рыцаря», как называл себя Людвиг II, фальсифицированные современниками и похороненные в закрытых архивах, предстают на страницах этой книги совсем иными, чем принято считать.
Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide, около 1160 или 1228 —?), один из самых знаменитых миннезингеров, принадлежал к рыцарскому сословию, но своей земли не имел и вел жизнь странствующего рыцаря. В юности он жил при австрийском дворе, где и научился стихотворству. Однако потом он покинул двор и отправился куда глаза глядят, добывая себе пропитание исполнением собственных песен. Во время этих странствий и выработался оригинальный «фогельвейдовский» стиль, отличный от других представителей так называемой высокой поэзии миннезанга. Наследие Вальтера фон дер Фогельвейде насчитывает более 200 стихотворений. В любовной лирике он своеобразно осуществил синтез куртуазной и вагантской поэзии: любовь не является беспредметным обожанием абстрактной женственности, но должна быть земной и взаимной и в то же время чистой. Между «высокой» (духовной) и «низкой» (чувственной) любовью Вальтер фон дер Фогельвейде пытался найти золотую середину. Также спустя несколько столетий и вагнеровский Тангейзер будет мучительно разрываться между чувственными соблазнами Венеры и святыми молитвами Елизаветы… Одна из основных тем поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде — религиозная и политическая независимость Германии от папы римского. Как должны быть близки эти идеи несчастному королю конца XIX столетия, который будет безнадежно мечтать о независимости «от всех» родной Баварии и сам же идти «под крыло» к Пруссии, не видя для своей страны иного выхода… Миннезингер Фогельвейде был, можно сказать, во многом предтечей Реформации, которую воспоет через три столетия мейстерзингер Ганс Сакс.
На смену миннезангу пришло искусство мейстерзингеров — в королевской Комнате для одевания Вальтер фон дер Фогельвейде «уступает» место Гансу Саксу.
Памятник Гансу Саксу в Нюрнберге на площади, носящей его имя Мемориальная доска на месте дома, в котором Ганс Сакс родился, жил и умерИмя Ганса Сакса неразрывно связанно с Нюрнбергом. Надо сказать, что Людвиг II, вообще не любивший города с их суетой и толчеей, к Нюрнбергу относился более терпимо. Напомним, что после вынужденного отъезда Вагнера в Швейцарию по требованию мюнхенцев, король в гневе даже хотел перенести столицу Баварии именно в Нюрнберг. Во многом такое желание можно даже назвать обоснованным и справедливым. Нюрнберг имеет славу «самого немецкого города Германии». И это не случайно: его история и культура отражают все ключевые моменты развития страны на протяжении веков вплоть до наших дней. Нюрнберг во всем «самый-самый»: по своему духу он не только «самый немецкий», но и «самый средневековый», «самый имперский», «самый культурный», «самый противоречивый» — город Альбрехта Дюрера и Ганса Сакса, город рождественских пряников и пряных колбасок, город «Нюрнбергских законов» и Нюрнбергского процесса… По своей значимости в истории именно Нюрнберг должен был бы стать столицей Баварии вместо Мюнхена и столицей Германии вместо Берлина. А ему досталась лишь скромная слава столицы маленькой Франконии. Но кто не бывал в Нюрнберге, тот не знает Германии!
Поэтому-то и появился в королевском замке Ганс Сакс — поэт, композитор, мейстерзингер, лицо Нюрнберга. Он родился 5 ноября 1494 года в семье портного, обучался сапожному делу, был настоящим нюрнбергским ремесленником. Еще будучи странствующим подмастерьем, Сакс оказался в 1516 году в Инсбруке при дворе императора Максимилиана I, где решил изучить искусство мейстерзанга. В 1520 году он вернулся в родной Нюрнберг. Приняв учение Мартина Лютера, Сакс стал писать стихи, посвященные идеям Реформации. Уже при жизни он был одним из самых популярных мейстерзингеров. В 1558 году Сакс начал издавать свои произведения. Всего ему принадлежат более 6000 (!) стихотворений, драм, диалогов, песен, памфлетов. Знаменитый мастер-певец прожил долгую и славную жизнь, он скончался 19 января 1576 года. Ныне на площади, носящей его имя (Hans-Sachs-Platz), стоит памятник Гансу Саксу. Дом, в котором он родился, жил и умер, был разрушен во время бомбардировок британской авиации в 1945 году. Но на его месте жителями Нюрнберга установлена мемориальная доска в память о своем знаменитом земляке. Рихард Вагнер «воскресил» Ганса Сакса в своей опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867).
А мы через маленькую дверь входим в Спальню короля, отделанную в готическом стиле темным дубом. Стены, потолок, огромная колонна, поддерживающая его своды, а также вся мебель поражают тончайшей работой по дереву. Особенно обращает внимание кровать, представляющая собой поистине «кружевное чудо». 14 лучших резчиков работали над этим произведением искусства более 4-х лет. Кажется, что находишься в готическом храме: мы так и назовем эту комнату — «Готическая спальня». Мягкий цвет дерева прекрасно гармонирует с синей обивкой мебели и портьер, по которым золотом и серебром вышиты лебеди и львы. Полог кровати выполнен в виде синего неба, усеянного звездами — создается иллюзия, что король ложился спать прямо под открытым небом. А в изголовье кровати — образ Богоматери с Младенцем, копия художника Франка с византийской иконы Софийского собора в Константинополе (Стамбуле). Необыкновенно изящен серебряный умывальный прибор. Сам умывальник выполнен в виде большого лебедя, из клюва которого льется вода, подаваемая прямо в замок из чистейшего горного источника. Из окна Спальни открывается, пожалуй, лучший вид на ущелье, водопад и легкий висячий мостик Марии. Но почему же в этом, одном из самых прекрасных помещений замка, вас внезапно начинает что-то неосознанно тревожить? Идиллический вид из окна, деревянное кружево мебели и стен, украшенные картинами художника Августа Шпийса (Spiess; 1841—1923) по сюжетам из поэмы Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда»: «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль» и «Прощание Тристана с Изольдой». Прощание… Находясь в этой комнате, невольно начинаешь ощущать ту гнетущую безнадежность, которая охватила короля в тот момент, когда ему объявили о том, что «он больше не король». Это произошло именно здесь, в Спальне Нойшванштайна, 12 июня 1886 года. Отсюда король был увезен в свое последнее путешествие. Зная наперед судьбу Людвига II, готическая кровать с ее ажурной резьбой воспринимается уже не как ложе отдохновения, а как великолепное надгробие…
И словно символ последней надежды выступает крошечная Молельня, отделенная от Спальни красивой окованной металлом дверью. Сразу бросается в глаза алтарная роспись Вильгельм! Хаушильда, изображающая небесного заступника Людвига II Людовика Святого — французского короля Людовика IX, канонизированного в 1297 году, и великолепный витраж боковой стены «Людовик Святой принимает последние утешения», созданный в придворной художественной мастерской. «На алтаре чудесное распятие из слоновой кости, а перед ним “prie-Dieu[64]”, обитое фиолетовым бархатом, потертым от коленопреклонений короля, несшего сюда, в часы скорби и разочарований, никем не подслушанные стоны больной души…»{67} «Взгляд на подушку “prie-Dieu” покажет вам, как часто верующий человек преклонял свои колени в молитве перед образами своих святых заступников. Потертый бархат говорит яснее о благочестии короля, чем религиозные картины “Тронной залы”. Там блистают великие законодатели и учителя, тут мы видим верующего христианина, молящегося за нас»{68}. Вспоминая эти строки, на душе становится особенно грустно…
Тронный зал НойшванштайнаИз Спальни мы попадаем в Столовую, где снова погружаемся в атмосферу «Песни о нибелунгах» и мира рыцарей-миннезингеров. На обеденном столе, покрытом темно-красной бархатной скатертью с золотой бахромой, стоит скульптура более чем в метр высотой из позолоченной бронзы «Битва Зигфрида с драконом Фафнером» — дар мюнхенских скульпторов своему королю. Как мы уже знаем, Зигфрид сам сковал себе меч Грам и по наущению Миме сразился с драконом, стерегущим проклятое кольцо и волшебный шлем. Зигфрид поразил Фафнера в самое сердце. Умирая, чудовище предрекло Зигфриду скорую гибель. Можно подумать, что король «напророчил» и себе скорый конец… Стены Столовой украшены очень оригинальной кладкой из дуба и позолоты. Картины работы Фердинанда фон Пилоти (von Piloty; 1828—1895) посвящены знаменитому состязанию миннезингеров в Вартбурге. Среди них особое место занимают портреты Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парцифаля», и Готфрида Страсбургского, перу которого принадлежит «Тристан и Изольда». Вольфрам в голубой накидке через плечо диктует писцу свой очередной шедевр; Готфрид изображен в красном плаще с капюшоном с книгой в руках. Вся мебель Столовой обита малиновой материей, роскошно расшитой золотом. На камине, украшенном майоликовыми изразцами, стоит ваза для цветов, выполненная в виде лебедя в натуральную величину. Столовая со сценами из жизни миннезингеров, средневековыми сагами и неизменным священным лебедем словно замыкает круг, начатый в Нижнем холле, куда мы снова и попадаем через полутемную нишу с колоннами. Именно здесь в свое время притаились члены «позорной депутации», пришедшие арестовать короля…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Замки баварского короля"
Книги похожие на "Замки баварского короля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Залесская - Замки баварского короля"
Отзывы читателей о книге "Замки баварского короля", комментарии и мнения людей о произведении.