» » » Константин Зорин - Гены и семь смертных грехов


Авторские права

Константин Зорин - Гены и семь смертных грехов

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Зорин - Гены и семь смертных грехов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия: прочее, издательство Русский Хронографъ, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Зорин - Гены и семь смертных грехов
Рейтинг:
Название:
Гены и семь смертных грехов
Издательство:
Русский Хронографъ
Год:
2009
ISBN:
5-85134-093-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гены и семь смертных грехов"

Описание и краткое содержание "Гены и семь смертных грехов" читать бесплатно онлайн.



Книга бакалавра религиоведения, православного врача и медицинского психолога К. В. Зорина посвящена весьма злободневной теме. Автор анализирует, в какой степени личность человека, его здоровье и отношение к окружающему миру зависят от наследственности. В книге увлекательно рассказывается о генетических корнях некоторых болезней и греховных страстей, о том, как гены, врожденные склонности и инстинкты влияют на наши поступки. Это делает материал интересным и полезным самому широкому кругу читателей. Книга адресована тем, кто пытается глубже разобраться в себе, понять своих близких и разрешить насущные проблемы со здоровьем. 






С точки зрения психолога Ноттингемского университета Марка Гриффитса, сильная азартная страсть схожа с наркотической и алкогольной зависимостью. Ученый пытался понять, почему хобби нередко превращается в манию. Для этого он фиксировал частоту пульса и уровень гормона кортизола в слюне у нескольких профессиональных игроков в бридж во время их матчей.

Напомним, что гормон надпочечников кортизол влияет на очень важные процессы обмена веществ. Его выброс зависит от действия другого вещества — дофамина, рождающего чувство эйфории. Кстати, это тот самый дофамин, который задействован в формировании алкогольной и наркотической зависимости. Параллель очевидна.

Оказалось, что азарт учащает сердцебиение и резко повышает содержание кортизола в слюне. Если картежники играли просто на очки, частота их пульса составляла примерно 80 ударов в минуту, а уровень кортизола — 0,15 микрограмма на децилитр. Но когда игроки ставили на кон свои собственные деньги, частота пульса достигала 95 ударов в минуту, а уровень кортизола поднимался более чем в 2 раза[90].

До сих пор считалось, что подобная химическая зависимость достигается только посредством введения в организм специальных препаратов. Если предположение М. Гриффитса подтвердится, то к армии курильщиков, алкоголиков и наркоманов по праву можно будет причислить фанатов–болелыциков, меломанов, заядлых игроков в карты, домино, компьютерные игры и т. д.

Кстати, современные компьютерные технологии позволяют играть в карты и прочие игры из репертуара казино, не отходя от персонального компьютера (например, подключившись к Интернету). В этом плане игромания смыкается с компьютероманией (интернетоманией)[91].

Глава VII

Неистовая злоба

Святые отцы именуют гнев сыном самолюбия и родным братом похоти. По определению преподобного Иоанна Лествичника, гнев есть желание зла тому, кто нас огорчил[92]. Этот нехристианский порыв души навеян злопамятностью и ненавистью. Он ясно свидетельствует о том, что мы неправильно, не в «мирных целях» расходуем свою внутреннюю энергию.

Поясним: при сотворении Господь вложил в душу Адама особую силу, которая побуждала его творить добро. По замыслу Божию, праведный гнев — это естественная, нормальная способность души, как бы ее нерв. Поэтому подвижники благочестия учат нас верно использовать свои внутренние ресурсы. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем», — наставляет апостол Павел (Еф. 4, 26).

Гневаться надо не на людей, а на свои грехи и на дьявола. Согласно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, укоряя себя за собственные пороки и ошибки, мы должны усерднее упражняться в добродетелях и духовных подвигах. Гнев призван «подхлестнуть» нас в этом, мобилизовать силы и мужество[93].

Однако после грехопадения гнев стал болезнью души и породил целое скопище крайне «ядовитых» отпрысков — гневливость, вспыльчивость, раздражительность, мстительность, ярость, осуждение, клевету, сквернословие, цинизм… «Не будь духом твоим поспешен на гнев, — предостерегает Библия, — потому что гнев гнездится в сердце глупых»; «Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Еккл. 7, 9; Иов. 5, 2).

Горячая кровь

Гнев возникает оттого, что наши желания не исполняются и самолюбие уязвлено. В притчах Соломона написано: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость… Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притч. 15, 1 и 18).

К социально–психологическим причинам данной страсти христианские подвижники добавляют еще две — духовную и физиологическую. Бесы умело пользуются нашей слабостью и по малейшему поводу воспламеняют в людях негодование. Жертвами демонов прежде всего становятся те, кто от природы предрасположены к гневу.

Авва Дорофей цитирует святителя Василия Великого: «Раздражительность есть жар крови около сердца»[94]. Епископ Немезий Эмесский и преподобный Иоанн Дамаскин полагают, что «гнев есть волнение околосердечной крови, происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи»[95].

Этот взгляд восходит к трудам Аристотеля, Гиппократа и Галена. В Древней Греции желчь называли chole («холе»), а желчного человека — холериком. Такие люди обладают сильным, неуравновешенным и крайне возбудимым темпераментом.

Резкий, эмоционально не сдержанный, излишне прямолинейный холерик похож на д’Артаньяна. Он горяч и вспыхивает, как солома. В отличие от флегматика, его легко вывести из себя. Человек, перенявший от отца и матери (или от бабушки и дедушки) перечисленные качества, более склонен к гневу. Как гласит мудрая русская пословица, «яблоко от яблони недалеко падает» (видимо, «ген от гена» — тоже).

Заметим, что «хороших» или «плохих» темпераментов не существует: каждый имеет свои достоинства и недостатки. У большинства из нас свойства разных темпераментов сочетаются. «Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются значительно реже. Проявления темперамента корректируются постепенно, под воздействием окружающей среды, воспитания, самовоспитания и т. д. Поэтому отрицательные стороны темперамента, создающие некоторые физиологические предпосылки для развития греховных страстей, — отнюдь не пожизненный груз человека. Их удается обуздать с помощью усилий воли и разума. А позитивные черты следует раскрывать.

По мнению святителя Феофана Затворника, нельзя извинять себя тем, что гнев — результат необузданного темперамента. Наоборот, в этом нужно усердно каяться и просить Господа избавить нас от порока[96]. Так поступал, например, взрывной по натуре преподобный Моисей Оптинский[97].

Поучения святых отцов близки к научной точке зрения. В частности, психоаналитики указывают, что злоба и неприязнь часто перерастают в гнев. Если некто или нечто препятствует достижению поставленной нами цели, то «кровь закипает в жилах». «Взбешенный, разъяренный человек выходит из себя, рвет и мечет, и готов обрушиться на любую преграду, вставшую на его пути»[98].

При этом организм выбрасывает в кровь повышенное количество гормонов стресса. Закономерно, что люди с холерическим типом нервной системы «заводятся» с пол–оборота.

Светские авторы обозначают гнев, как правило, двумя терминами — агрессия и агрессивность. Агрессия — это поведение, направленное на причинение кому–либо физического вреда, материального ущерба или психологического дискомфорта. Агрессивность — это готовность к разным агрессивным действиям, склонность к применению физической силы и насилия, к жестокому обращению, к ссорам и дракам.

Теорий агрессии много. К примеру, австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал агрессию проявлением врожденного инстинкта разрушения и смерти. Современные исследователи критикуют такую версию (см. гл. IX).

Однако роль биологических факторов никто не отрицает. В первую очередь это аномалии набора половых хромосом. Наличие лишней Y–xpoмосомы у мужчин и избыточной Х–хромосомы у женщин меняет манеру поведения. Такие люди обычно склонны к правонарушениям. Обратим внимание: при данных заболеваниях наследуется не сама преступность, а склонность к совершению преступлений и отчасти — агрессивность[99].

Лица, страдающие синдромом Клайнфельтера, имеют одну, две или три лишние Х–хромосомы. Биологически это — мужчины. Но влияние Y–хромосомы ослаблено. У больных наблюдаются умственная отсталость (дебильность), недоразвитие первичных и вторичных половых признаков, иногда тяга к сексуальным извращениям. При неправильном воспитании несчастные пополняют ряды социально незащищенных изгоев общества. Оказавшись «на дне», они становятся легкой добычей криминального мира…

На степень агрессивности влияют также мутации генов, регулирующих синтез и обмен в организме серотонина и дофамина. Пожалуй, самый воинственный народ на земле — индейцы племени Яномамо из Южной Америки. Почти половина их мужского населения, дожив до зрелого возраста, регулярно совершает убийства. В их генах обнаружена мутация, которая, по версии некоторых ученых, делает людей весьма энергичными, возбудимыми, импульсивными и несговорчивыми. А у миролюбивых бушменов из Южной Африки такой мутации нет[100].

Разумеется, это не единственное объяснение кровожадных обычаев, но есть повод для размышлений.

Уровень агрессивностиврожденная характеристика человека Это подтверждается тем, что боль и гнев генетически взаимосвязаны. Боль стимулирует неприязнь и враждебность. Младенцы часто реагируют на острую боль (например, при вакцинации) криком и гримасой негодования на лице. Успеть научиться этому у кого–либо они явно не могли. С возрастом и в зависимости от воспитания агрессивность снижается или повышается. Агрессивные дети, не обладающие навыками нормального общения, став взрослыми, обычно тоже демонстрируют агрессивное и даже криминальное поведение[101].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гены и семь смертных грехов"

Книги похожие на "Гены и семь смертных грехов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Зорин

Константин Зорин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Зорин - Гены и семь смертных грехов"

Отзывы читателей о книге "Гены и семь смертных грехов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.