Журнал Русская жизнь - Страхи (сентябрь 2008)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Страхи (сентябрь 2008)"
Описание и краткое содержание "Страхи (сентябрь 2008)" читать бесплатно онлайн.
Содержание:
НАСУЩНОЕ
Драмы
Лирика
Анекдоты
БЫЛОЕ
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник - Нежная женщина
Альфонс Паке - Скованный город
Эгон Эрвин Киш - Лефортовский изолятор и женский домзак
Ярослав Леонтьев - За нашу и вашу свободу
ДУМЫ
Аркадий Ипполитов - О наслаждении
Дмитрий Быков - Дрожь коня
Юрий Сапрыкин - Верь, бойся, проси
Евгения Долгинова - Нагнуться, чтоб не удариться
Евгения Пищикова - Ужас, ужас, ужас
ОБРАЗЫ
Дмитрий Воденников - Чарли Чаплин не хочет умирать
Денис Горелов - Вышел ежик из тумана, вынул ножик из кармана
Захар Прилепин - Страшнее, чем смерть
Игорь Караулов - Тень алоэ
Игорь Порошин - 1913
Максим Семеляк - Нал ожидания
Людмила Сырникова - Небольшая любовь
Дмитрий Ольшанский - Кушать подано, но кушать не дано
ЛИЦА
Олег Кашин - Анатолий Иванович
ГРАЖДАНСТВО
Евгения Долгинова - Обворованные боги войны
Михаил Харитонов - Быдло
Дмитрий Данилов - Хочется спать
ВОИНСТВО
Александр Храмчихин - Изнеможен, почил наш флот
СЕМЕЙСТВО
Олег Кашин - Железнодорожник с улицы Достоевского
ПАЛОМНИЧЕСТВО
Карен Газарян - Киевская Нерусь
Алексей Митрофанов - Левбердон и Чемордачка
ХУДОЖЕСТВО
Аркадий Ипполитов - Диктатура текучего
И левая риторика все отчетливее проскальзывает в их речениях.
Пока еще на распутье, пока еще впотьмах, - но, кажется, эта сила, эта жесткая, напряженная общность только на время затаила дыхание.
Михаил Харитонов
Быдло
Как оно замычало
То был типичный кухонный треп. И водка - хотя нет, кажется, коньяк. Инга - малахольная филологическая барышня, с которой Боря тогда жил, - наделала к нему горячих бутербродиков с сыром, щедро сдобренных какой-то приправой цвета ржавчины. Противень с бутербродиками остывал на высокой книжной стопке. Из-под жестяного бока выглядывал корешок солидной научной книжки «Русско-еврейский диалог». Название очень подходило к случаю.
- Ну, нет же, Миша, ты как-то не так все это понимаешь, - Боря делал сложные движения руками, как бы пытаясь одновременно опрокинуть рюмашечку, дотянуться до бутербродика и переспорить собеседника. - Ты сводишь субкультуру к языку, а это одна из практик…
Не свожу, - возразил я, берясь за недоеденный бутер, - я говорил о критерии, а не об определении. Субкультура порождает свой язык. Есть свой язык - есть субкультура. Нет языка - нет субкультуры.
- Ну, так ты, значит, все-таки определяешь, - Боре все-таки удалось выпить, и теперь ему осталось только закусить и переспорить. Обе задачи были, в общем, разрешимыми. Я устал, и мне не хотелось гавкаться по поводу того, что такое культура вообще и субкультура социального слоя в частности. Дурацкая ведь тема. Лучше выпить по последней и уже начинать собираться.
Но Боре приспичило. Он никак не мог отцепиться, не спеленав меня предварительно ниточками своей аргументации полностью и окончательно, как куколку.
Смотри, - он цапнул бутербродик, но зубы не вонзил, ему было важно сказать. - Субкультура может порождать жаргон. Ну там словечки разные, выражения. Но то же самое происходит и в любой компании, даже в большой семье. Даже намеки на общую историю, на какие-то случаи из жизни, это тоже часть языка…
Язык полноценной субкультуры, - сказал я, судорожно ища в уме, на какого бы авторитета сослаться, потому что мысль была моя собственная, следовательно, дешевая и малоуважаемая, - должен содержать четыре специальных слова. Если они есть - это она. Если их нет - нет.
И што за шлова? - Боря, наконец, принялся за бутербродик, с видимым трудом откусывая остывшее.
Во-первых, - начал я, наливая себе последнюю, - два оценочных суждения. Слова со значением «хорошо» и «плохо». То есть в рамках данной субкультуры хорошо и плохо. Ну, например, у фидошников это «рулез» и «саксь». Интернет-жаргон это подхватил. Или, скажем, «трефа» и «кошер». Или «кайф» и «лажа»…
Допустим, - Боря перехватил емкость со спиртным и накапал себе. - Но это еще не субкультура.
Да, - сказал я. - Нужны еще два слова, обозначающие носителя этих качеств. Человека, который свой, правильный и хороший, - и человека, который чужой, неправильный и плохой. С точки зрения этой субкультуры, разумеется. Если этих слов нет, это еще не она. Ну, например, у хиппи - «хипарь» и «цивил»… Или там…
Сейчас ты скажешь - «еврей» и «гой», - предупредил Боря, опасаясь возможной бестактности с моей стороны. - Кстати, так никто не говорит, сейчас это чисто антисемитский жаргон…
Ага, - разговор начал меня занимать. - Дальше система развивается: есть просто чужой, а есть маркированный противник. Например, «антисемит».
Ну да, что-то такое, - Боре, как все-таки интеллигенту, стало интересно развить мысль. - Но тут не всегда так. Для компьютерщика, скажем, чужой - это «юзер», а «ламер» - не противник, а просто надоедливый и малограмотный юзер с амбициями и без культурного, так сказать, капитала…
Не совсем, - начал поправлять я Бориса, который в интернетном жаргоне разбирался не шибко, но тут неожиданно вступила Инга.
Еще «натурал», - сказала она почему-то обиженно. - Они так нас называют.
Геи? - зачем-то уточнил Борис. - Миша их сейчас назовет… - он опять покосился на меня, как бы заранее опасаясь бестактности и ожидая ее.
Вот так и назову. Пи… - начал я, но Боря взмахнул руками, отметая.
Ну вот! Сам же в таких случаях говоришь - как соберутся интеллигентные люди, так обязательно начнут или еврейский вопрос обсуждать, или гомосятину! Может, хватит? Мы же не быдло!
- О, кстати, хороший пример, - мстительно вставил я. - Быдло.
***
Есть вещи, которых бояться не стоит, потому что они нестрашные, ну или не очень. Темнота, собаки, пауки, узкие пространства. Человек, который боится чего-то такого, считается больным. Его лечат - или терпят «какой он есть», пытаются как-то помочь преодолеть страх.
Есть вещи, которых бояться стоит, потому что они страшные, и даже очень, но если ты их все-таки не испугаешься, тобой будут восхищаться, даже если и не одобрят. Например, прыгнуть с парашютом или отказаться давать показания человеку в форме. Тот, кто не испугался подобного, может, конечно, получить в свой адрес косой взгляд, и больным его, может, назовут - но неискренне, с завистью. Потому что понятно ведь: он как раз не больной, у него, наоборот, здоровья до фига, вот и геройствует. Это такая роскошь, типа, «не каждый может себе позволить».
Между постыдными слабостями и геройством лежит серая полоса социально дозволенных и разрешенных страхов. Бояться - в разной степени, в разном стиле - можно начальника, пули, повышения цен на бензин. Одно время было комильфо бояться атомной бомбы, на Западе так до трясучки и рытья убежищ, сейчас это не принято и считается патологией. Ну и так далее, список велик.
Из этой схемы не то чтобы выламывается, но все-таки выделяется группа фобий и страхобоязней, не просто разрешенных к переживанию, а специально рекомендованных и даже выращиваемых в душе, как цветы в кадке.
Прежде чем продолжить, потянем за слова «разрешенные» и «рекомендованные». Разрешающая и рекомендующая инстанция - это, как правило, всякие сообщества и коллективы, которые имеют над людьми определенную власть. Начиная от семьи и кончая классами, нациями, социальными слоями и так далее. Заинтересованы они в основном в том, чтобы человек оставался им подчинен, не рыпался и не позволял себе особо недовольничать, в своих проблемах винил прежде всего себя и так далее. Для этого вырабатывается особая система пугалок и страшилок.
Универсальная схема социальной страшилки проста. Люди делятся на два класса: хорошие и хреновые. Хорошим хорошо, а хреновым хреново. Те, кому хорошо, должны держаться более или менее вместе, крепя оборону от хреновых, которые хотят занять их место. Еще лучше - самим на хреновых напасть и отнять у них последнее, чтобы лишить их самой возможности чего-то хотеть.
Российское общество, хромое и корявое, тоже с грехом пополам выработало таковую систему. Эта система уродлива, но уж какая есть.
К девяностым годам Россия подошла более или менее эгалитарной страной. Социально-имущественные различия, конечно, были, но скорее количественные, чем качественные. У одних было «больше», у других «меньше», но то, что было, было примерно одним и тем же. Конечно, счастливый владелец джинсов, машины или дачи в Барвихе надмевался над советским инженером за сто двадцать рублей, как некий бог, но по сути разница была невеликой. Потому что инженеришка джинсы имел хоть и болгарские, но все-таки того же вида, на машину копил, и к тому же имел собственную гордость. А уж когда началась перестройка, инженеришка пупырился, думая, что сейчас ему дадут, наконец, заработать.
Думал он так зря. Потому что социально расслаивать Россию начали не с создания класса богатых, а с создания класса бедных.
Сейчас никто не придает особого значения тому факту, что все усилия тогдашних властей - как государственных, так и «властей дум» - были направлены не на обустройство класса богатых людей, а на создание искусственной нищеты, насильственного опускания целых социальных слоев. По масштабу это было сравнимо с гражданской войной, разрухой и коллективизацией разом. Бедность масс была главной, если не единственной целью реформ - причем бедность как материальная, так и культурная, и социальная. Людей буквально калечили, сознательно и целеустремленно.
Как делали быдлом? Мы знаем о массовых технологиях - типа закрытия производств, удушения налогами, гуляй-вольная бандитам и прочее. Еще страшнее это выглядело на индивидуальном уровне, на конкретных людях. Лишиться всего мог буквально, буквально каждый, причем из-за ерунды или вообще «нипочему». «На него повесили долги и включили счетчик» - фраза из того времени, жуткий денотат, которой лучше к ночи не вспоминать. Но могло быть и куда проще, «без ужасов». Вот вчера ты жил, никого не трогал, берегся от всех напастей и ни во что не лез - а тут верная, любящая жена, подсев на рекламу, снесла все семейные сбережения во «Властелину». Или, скажем, сын сторчался и начал таскать из дому все ценное. Или просто - муж ушел из дому и не вернулся, потом пришли какие-то люди с документами на квартиру… Что-то такое могло случиться всегда, в любой момент, включая самых что ни на есть высокопоставленных шишек, залетевших под какую-нибудь раздачу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Страхи (сентябрь 2008)"
Книги похожие на "Страхи (сентябрь 2008)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал Русская жизнь - Страхи (сентябрь 2008)"
Отзывы читателей о книге "Страхи (сентябрь 2008)", комментарии и мнения людей о произведении.