Журнал Русская жизнь - Будущее (август 2007)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Будущее (август 2007)"
Описание и краткое содержание "Будущее (август 2007)" читать бесплатно онлайн.
Содержание:
НАСУЩНОЕ
Драмы
Лирика
Анекдоты
БЫЛОЕ
Победа над сном
Александр Можаев - Небесный посад
Алексей Митрофанов - В поисках Градобельска
Александра Львовна Толстая - Нестандартная дочь
ДУМЫ
Евгения Долгинова - Освобожденные от будущего
Ольга Кабанова - Столица пяти утопий
Павел Пряников - Транссибирское европейское завтра
Захар Прилепин - Наш современник, дай огонька
ОБРАЗЫ
Олег Кашин - Почти ремейк
Дмитрий Ольшанский - Когда все кончится
Борис Кузьминский - И быдло утро
ЛИЦА
Олег Кашин - Святой
ГРАЖДАНСТВО
Евгения Долгинова - Кормление менеджера
Татьяна Москвина - Досуги невеликих людей
ВОИНСТВО
Александр Храмчихин - Пара гнедых
СЕМЕЙСТВО
Андрей Бойко - Торжество биологии
Евгения Пищикова - Исход из брака
МЕЩАНСТВО
Андрей Ковалев - Порубили все дубы
Михаил Харитонов - Дней наших семьдесят лет
ХУДОЖЕСТВО
Дмитрий Быков - Всех утопить
Денис Горелов - Бутерброд с Москвой
Андрей Гамалов - Зуд утопии
Аркадий Ипполитов - Ренессанс-XXI
Денис Горелов - Дело житейское
Евгения Пищикова
Исход из брака
Семья будущего
I.
На трассе Пермь-Березники есть Дерево дальнобойщиков. Это высокий старый кедр, сплошь обмотанный и обвязанный лентами, тряпочками, платками и полотенцами; алтарь, оберег, колодец желаний. Проехать мимо кедра, не поклонившись ему жертвенным бантиком, не позволит себе ни один дальнобойщик. Ходят к чудесному дереву и жительницы ближайшего села Никулино - как-то само собою получилось, что округа приспособила придорожного друида и к своим нуждам. Если водителю тряпица на ветке сулит удачный рейс, то женщине, хозяйке она, по новейшим местным поверьям, обещает мир и достаток в доме.
Шляясь экскурсанткой вокруг кедра, я подслушала разговор двух никулинских домохозяек - они пришли прибрать деревце и снимали с веток самые истлевшие и, верно, уж давным-давно повязанные ленточки.
- А вот эту не трогай, - сказала одна другой, - эту Славик с Наташей повесили.
- Что, те самые? Хоть одним бы глазком на них поглядеть! А правду говорят, что машина у них красная и вся светится?
Так я впервые услышала о Наташе и Славике - легендарной чете, единственной в России семье дальнобойщиков, живущей (за неимением другого пристанища) в кабине собственного многотонника «вольво», и как живущей! Всегда в дороге, всегда в просветительских трудах.
- Они очень странная семья, ненормальная, - сказала мне никулинская дама, и глаза ее загорелись желтеньким огнем.
Это древний огонь, полезный огонь, священный пламень жгучего интереса к чужой жизни, без которого благородный институт соседства не смог бы сформулировать и само понятие нормы.
- Чем же странная? - спросила я.
- Да ведь они сделали себе операции, чтоб не рожать; квартиры свои продали, купили фуру - и теперь колесят по всей стране, подбирают девчонок с трассы и лекции им читают: как нужно жить. «Мы, - говорят, - семья будущего! Вы смотрите на нас и поступайте, как мы».
II.
Их много среди нас - странных семей. Необыкновенных. Чудаковатых. Диковинных. Непохожих. Ненормальных. В городах, поселках, деревнях они живут тихо и негласно, редко когда стараются обратить на себя внимание, но самим своим существованием газируют общественное мнение. Соседи-то не спят, конечно, охраняют границы нормы. Вот две подруги из заводского поселка решили жить вместе, сдавать освободившуюся квартиру. Теперь воспитывают детей вдвоем; две зарплаты и деньги, получаемые ими за квартиру, позволяют им делать покупки, о которых каждая в отдельности не могла и мечтать. И дети были бы счастливы и довольны, если бы учительницы в школе не расспрашивали их с тонкими улыбками: «Кого вы дома зовете мамой, а кого папой?»
Так что мораль в современной России как штык стоит, а вот брачная норма, извиняюсь, как бл*дь дрожит.
Представьте себе консервативное семейство (крестьянское, мещанское ли - безразлично) всего-навсего девяностолетней давности. Какой оскорбительно ненормальной показалась бы им самая типичная, самая традиционная сегодняшняя семья - он, она, малютка Ванечка. Он разведен, в прошлом браке остались дети. Теперь они приходят по воскресеньям в гости. Она добралась до чертогов Гименея далеко не девицей, к тому же и ребенок зачат вне брака. Чета зарегистрировала свои отношения после рождения малютки: «Чтобы свадьба была настоящей, с белым платьем». Церковный брак возможен, но наши молодожены раздумывают - стоит ли? Аргументы таковы: это очень серьезно, нужно сначала проверить, как будет складываться супружеская жизнь.
Камнями бы побили такую дикую пару. И обидели бы, между прочим, кого? Реальную семью будущего.
Институт семьи мутирует так стремительно, что стоит, ох как стоит с самым живейшим любопытством приглядываться к каждому странному семейству: не оно ли несет на себе отблеск грядущего.
В семидесятые годы странных как бы и не было, были экспериментальные. Экспериментировать разрешалось только на детях - впрочем, не всем желающим. Повезло заласканной семье Никитиных, но жизнь у всех семи детей сложилась без всякого блеска. А инженеру Филиппову, теоретику движения с таинственным названием «Жить в детей», не повезло: слишком много в его идеях было фантастического, слишком он был увлечен главной литературной утопией шестидесятых - романом Стругацких «Полдень, ХХII век».
Минуем конец восьмидесятых и первую половину девяностых, времена настолько футуристические, что на личные фантазии населению едва хватало сил.
Я и тогда собирала какие-то вырезки: меня неизменно пленяли все виды общественного чудачества. Да только использовать этот мощный выброс растерянной голой правдушки невозможно, бессмысленно - это будущее так и не наступило. Среди рассказов о семейных борделях, брачных обычаях молодых брокеров, гендерных стратегиях студенток МГИМО, женщине, убившей вампира коромыслом, маленьким оазисом настоящего глядится история рязанских сестер Амельцевых, с младенчества говорящих стихами. Семейная чудинка: родители, местные литераторы, вели между собой только рифмованные диалоги («потому что рифма ускоряет мышление»), так и детей научили разговаривать. Из 1992 года, из гулкого пятнадцатилетнего далека слышен захлебывающийся гогот журналиста, обильно цитирующего амельцевские диалоги: «О Верочка, иди скорей домой; и дочерей своих возьми с собой»; «Ко сну готовы ваши колыбели, тем более что вы давно поели».
Глухо доносятся отзвуки маленьких битв, которые странные семьи и странные люди время от времени затевали с обществом за право пестовать свои личные утопии. Вспоминается недолго просуществовавшее, но феерическое общественное движение «социальных девственников», эльфийская деревня Галадриэль, которую основали молодые толкиенисты - пять супружеских пар. Институт традиционной семьи в те годы сотрясала громкая война жен с секретаршами. «Такого массового исхода сорокалетнего мужчины из семьи история цивилизации еще не знала, - писала социолог Т. Самсонова. - Теперь считается странным, если муж „засиживается“ в первом браке. Значит ли это, что моральное право мужчины на второй брак признано бытовой нормой? Можем ли мы считать, что на наших глазах создаются законы семьи будущего?» Она же: «Семья будущего - это одинокая женщина?»
У самого края нового века социологов позабавила тяжба московской пары с районным отделом загса за право назвать своего ребенка БОЧ рВФ 260902 («Биологический объект „человек“; род Ворониных-Фроловых») - диковинка, замятинский минимализм.
Наконец, в последние годы странные семьи пошли густо, толпой. Тут и деревенские многоженцы, так полюбившиеся «Программе Максимум», и кроткие предводительницы маленьких мужских сералей, живущие с двумя мужьями сразу (чаще всего с бывшим и нынешним) - в основном для того, чтобы уберечь обоих от пьянства и совместными усилиями «поднять детей». И «женские» семьи, и сложносочиненные семейства, объединяющие одиноких (в большинстве - пожилых) людей, которым бесконечно выгоднее жить группами, нежели в одиночку.
И какое количество попыток объединиться в коммуну, сквот - как можно больше расширить круг людей, ответственных за изобретение новой жизни!
Православные деревни, казачьи станицы, возрождаемые в Мордовии и Подмосковье (причем станицы ультраконсервативные, такое «будущее прошлое», - в Мордовии, например, поселенцы занимаются крестьянским трудом в мундирах, детям дается домашнее образование); знаменитый Стегалов, возглавляющий маленькое сообщество мужественных, закаленных, тренированных невротиков, репетирующих в тверских лесах «жизнь после атомной войны».
Используются все возможные виды, формы и уклады коллективного сожительства. Среди вполне предсказуемых проектов иной раз блеснет малоосуществимое, но замечательное своей литературной прелестью начинание: плавучий монастырь для инвалидов или детский университет для беспризорников, куда предполагалось приглашать на работу молодых ученых - если только они сочтут возможным совмещать научные труды с деятельностью Учителя. Уж рассылались пригласительные письма - в институты геологии, физической химии и проблем информатики РАН. Идея взята организаторами известно откуда - конечно, опять из Стругацких, из «Полдня»: «- Мой учитель - Николай Кузьмич Белка, океанолог, - сказал мальчик и ощетинился».
III.
Будущее у Стругацких и вправду чудесное - легкое, понятное, обаятельное. Обаяние это было всеобъемлющим. Ричард Барбрук, известный английский социолог, писал, что именно прелесть русской коммунистической утопии заставила американцев заняться выработкой концепции постиндустриального общества. «Американцы остро нуждались в будущем - у них было неплохое настоящее, но будущее у русских было лучше, вот в чем дело!» Кстати, в упомянутой концепции чрезвычайно продуманно будущее семьи - а как с этим делом было в коммунистической утопии? Да и вообще, утопическая и антиутопическая литература - это весь XX век, где же и искать очертания семьи будущего, как не там?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Будущее (август 2007)"
Книги похожие на "Будущее (август 2007)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал Русская жизнь - Будущее (август 2007)"
Отзывы читателей о книге "Будущее (август 2007)", комментарии и мнения людей о произведении.